Организация проведения выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании принципов планирования, подготовки организации, проведении выездной налоговой проверки, формировании результатов.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть виды и социально-экономическую сущность выездной проверки ФНС
Определить особенности проведения, планирования, обсуждения результатов выездной налоговой проверки у налогоплательщиков
Изучить приемы и методы применяемые в выездной проверки у налогоплательщика
Проанализировать результаты контрольной работы ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Содержание работы

Введение 4
1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки 6
1.1. Особенности выездной налоговой проверки 6
1.2. Виды выездных налоговых проверок 16
1.3. Обжалование решений по результатам выездной проверки 29
2. Особенности проведения выездных налоговых проверок 40
2.1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени 40
2.2. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки 44
2.3. Типичные ошибки налогоплательщиков 55
3. Производство по делу о налоговых нарушениях 63
3.1. Анализ результатов работы налоговых органов 63
3.2. Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 66
Заключение 75
Библиографический список 79
Приложения 82

Файлы: 1 файл

Организация проведения выездных налоговых проверок.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что преимущества решения  указанных задач подкрепляются мировым опытом. Во многих странах Европы, в США давно существуют специально уполномоченные органы и механизмы по разрешению конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами во внесудебном порядке.

  1. Особенности проведения выездных налоговых проверок

    1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени

Исследование, приведенное, ниже проводились по материалам ИНФС № 2, у которой структура следующая:

1. Общий отдел 

2. Отдел информационной безопасности

3. Финансовый отдел

4. Хозяйственный отдел

5. Отдел кадров

6. Отдел собственной безопасности

7. Юридический отдел

8. Отдел обработки данных и  информатизации

9. Отдел учета налоговых поступлений  и отчетности

10. Отдел анализа и прогнозирования  налоговых поступлений

11. Отдел регистрации и учета  налогоплательщиков

12. Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

13. Отдел контрольной работы

14. Отдел налогообложения прибыли  (дохода)

15. Отдел ресурсных, имущественных  и прочих налогов

16. Отдел урегулирования  задолженности  и обеспечения процедуры банкротства

17. Отдел косвенных налогов

18. Отдел единого социального  налога

19. Отдел контроля применения  ККТ,  производства и оборота  алкогольной и табачной продукции

20. Отдел контроля налоговых  органов

21. Отдел налогового аудита

22. Отдел налогообложения физических  лиц

Отделом выездных налоговых проверок, была организованна выездная проверка, в отношении индивидуального предпринимателя Бурлицкого Владимира Васильевича, занимающегося торгово-закупочной деятельностью. Проверка осуществляется госналогинспектором 1 ранга Жабик Николаем Ивановичем, на основании решения заместителя руководителя ИФНС по г.Тюмени № 2 Порядиной  Н.Н., от 14 марта 2008 года № 97, с участием специалиста 1 категории ОС УФСНИ РФ по Тюменской области Брюшко Е.П. Выездная проверка проведена по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. По вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления: НДС, страховых платежей в ПФ.

Был определен план проведения выездных проверок за период 4 квартал 2009 года.

По исследованию данным ИНФС № 2 г. Тюмени за этот период на учете состоят 4200 налогоплательщиков. Из них  750 налогоплательщиков  со специфическими видами деятельности. . Среди предприятий с традиционным видами деятельности 3545 налогоплательщиков имеют наименьший объем продаж, среднестатистический показатель отбора налогоплательщиков составляет 20%.

Предприятия с традиционными видами деятельности. Имеющие наибольший объем  продаж имеют следующие проблемы:

  1. 20% предприятий из 300 в сельскохозяйственной сфере имеют наибольший доход.
  2. 40% из 350 промышленные предприятия, и они имеют тенденцию к снижению прибыли.
  3. 15% из 150 предприятий финансовой сферы имеют наименьший объем потерь при совершении операций с ценными бумагами.
  4. 12% из 220 торговля, предприятия- имеют наибольший объем розничного товарооборота.
  5. 20% из 200 предприятий оказывают услуги и работы различного характера, имеют тенденцию к снижению себестоимости затрат.

1.Сначала определяются количество налогоплательщиков, занимающихся традиционными видами деятельности:

5000-750=4250

2. Определяем налогоплательщиков с традиционными видами деятельности. Имеющими наибольший объем продаж:

4250-3545=705

3. У отобранных налогоплательщиков  определяем количество предприятий  с проблемами в налогообложении:

Сельское хозяйство 300*20%=60 налогоплательщиков;

Промышленность 350*40%=140 налогоплательщиков

Финансовая сфера 150*15%=22,5=23 налогоплательщиков

Торговля 220*12%=26,4=27 налогоплательщиков

Услуги 200*20%=40 налогоплательщиков

Всего: 290 налогоплательщиков.

4. Используя среднестатистический показатель отбора налогоплательщиков, рассчитывается количество предприятий, которые можно проверить в текущем квартале 2009 года работниками налоговой инспекции. 

Сельское хозяйство 60*20%=12

Промышленность 140*20%=28

Финансовая сфера 23*20%=4,6=5

Торговля 27*20%=5,4=6

Услуги 40*20%=8

Итого: 59 предприятий.

На основании расчетов, ИФНС № 2 начинает разрабатывать план проведения проверок: по выездным проверкам- налоговые органы выезжают на предприятия с проверкой, после чего составляется акт, по камеральным проверкам проверяются непосредственно документы налогоплательщика за отчетный период.

Первая встреча с организацией проходит, по возможности, в ее помещении, поскольку это позволяет налоговому инспектору, в ее помещении, поскольку  это позволяет налоговому инспектору получить «первое впечатление» об организации и условиях, в которых будет проходить проверка

Налоговые инспекторы также  учитывают все возможности ошибок, которые не отражены в плане. Часто, налоговые органы замечают, что требуется дополнительная проверка

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, которую проводят налоговые органы содержит следующие:

1. Выбор области проверки.

2. Выработка стратегии проверки.

3. Окончательный вариант проверки.

Область проверок может быть по федеральным налогам (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, государственная пошлина), по региональным (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) и по местным (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Планирование и предпроверочная  подготовка документальных проверок проводятся в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип комплектности. Предполагает обеспечение согласованности всех этапов планирования и предпроверочной подготовки.

2. Принцип непрерывности. Выражается в увязке стадий планирования и предпроверочной подготовки по срокам проведения.

3. Принцип оптимальности. Заключается в обеспечении выбора объектов, документальная проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства, тем самым обеспечивая максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов и санкций.

    1. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые  проверки являются важнейшей формой налогового контроля, поскольку в  результате их проведения складывается наиболее верное представление о  деятельности налогоплательщика.

При проведении таких  проверок у налогоплательщиков возникает  множество вопросов по поводу правомерности  действий должностных лиц налоговых  органов, правовых аспектов проведения проверок, иных сложностей, связанных  с осуществлением мер налогового контроля.16

Проблемами организации и проведения выездных проверок являются следующие:

    • уклонение от уплаты налогов и сборов, причиной этого являются экономические мотивы (сохранение и упрочнение своего материального положения);
    • сложность налогового законодательства;
    • двухнедельный срок проведения выездной проверки, который установлен ст 100 п.5 НК РФ(в этот срок со дня получения акта проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям);
    • спорные моменты в п.6 ст.108 НК РФ (норма о презумпции невиновности налогоплательщика). Согласно ей, налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Это означает, что налоговые органы и даже налоговая полиция не вправе самостоятельно привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения;
    • запрещается проведение налоговым органом повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    • проблемы по требования представления документов;
    • рациональный отбор налогоплательщиков.

В судебной практике немало примеров как положительного, так и отрицательного для налогоплательщиков рассмотрения конфликтных ситуаций. Тем важнее проанализировать подходы правоприменителей к решению наиболее важных и часто встречающихся спорных вопросов.

Отличие выездной проверки от иных форм налогового контроля заключается в том, что она осуществляется по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Соответственно, критерием  применения норм, регламентирующих порядок  проведения выездной налоговой проверки, к любому виду налогово-проверочных  действий служит наличие проверяющих  по месту ведения деятельности организации. Однако существует арбитражная практика по использованию судом иных критериев.

В рамках выездной налоговой  проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и  представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить  самостоятельную выездную налоговую  проверку. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств, срок проверки не может превышать один месяц.17

Кроме того, при проведении комплексных выездных налоговых  проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, проверка филиалов организации может осуществляться налоговым органом по месту нахождения филиала (представительства) на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, принимаемого его руководителем или заместителем руководителя.

Планирование и организацию  выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций  с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту постановки на учет головной организации.

В ст 32 пп.7 п.1 НК РФ, установлена  обязанность налоговых органов  принимать решение о возврате налогоплательщику сбора суммы  излишне уплаченных либо излишне  взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов. Кодекс не регулирует представлять налогоплательщику оригинал решения, хотя порядок ознакомления с решением о проведении выездной налоговой проверки предусматривает подписание должностным либо уполномоченным лицом налогоплательщика именно оригинала этого документа. Поэтому вручаемая налогоплательщику копия зачастую снимается с подписанного оригинала решения.

Можно выделить иной способ представления решения, а именно направление его копии по почте  заказным письмом с уведомлением. Однако на практике чаще всего используется первый способ, поскольку, как правило, решение принимается, составляется и регистрируется непосредственно перед началом проверки, в то время как отправка почтой предполагает довольно длительный срок доставки.18

Многих налогоплательщиков волнуют вопросы исчисления сроков, связанных с процедурой осуществления налоговых проверок, например сроков по представлению документов или их заверенных копий, сроков проведения налоговой проверки, а также сроков совершения налогоплательщиками действий в постпроверочный период.

При проведении выездной проверки, часто возникают вопросы  по поводу:

    • правомерности истребования той или иной информации или документов;
    • сроков исполнения требований;
    • мотивации запросов и требований;
    • правомерности выставления требований субъектами налоговых правоотношений.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом у этих лиц могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

Реализуя право на получение сведений, касающихся проверяемого налогоплательщика, от иных лиц, налоговый  орган должен указать в требовании: наименование и регистрационный  номер налогового органа; полное наименование проверяемой организации; документ, на основании которого проводится выездная налоговая поверка, либо иной документ или постановление, а также реквизиты этого документа и Ф.И.О. лица, его подписавшего, с указанием должности и классного чина.

При направлении запросов в банки законодательство о налогах  и сборах не устанавливает каких-либо ограничений в плане представляемой информации по операциям организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но, с другой стороны, законодательно установлено обязательное наличие мотивировки. Статья 87 НК РФ не расшифровывает понятие "мотивировка", но прямо указывает, что информация может быть запрошена в связи с проведением как выездной (проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки), так и камеральной налоговых проверок (проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога).19

Информация о работе Организация проведения выездных налоговых проверок