Основные положения законодательства о едином налоге на вмененный доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
- выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход

Файлы: 1 файл

работа енвдДокумент Microsoft Office Word1.docx

— 69.98 Кб (Скачать файл)

 

Законодательно установлены  особенности учета плательщиков ЕНВД (п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ). Как и сейчас, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, переведенные на ЕНВД решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности. Однако из правила есть исключения. При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозная и разносная розничная торговля, размещение рекламы на транспортных средствах (подп. 5, 7 и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), налогоплательщики должны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Постановка на учет в качестве плательщика единого налога организации (предпринимателя), осуществляющей предпринимательскую  деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных  районов, где действуют несколько  налоговых органов, производится в  налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место  осуществления предпринимательской  деятельности, указанное в заявлении  о постановке данного налогоплательщика  на учет первым.

Организации (индивидуальные предприниматели), которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, подают в налоговые органы соответствующее заявление в  течение пяти рабочих дней со дня  начала осуществления предпринимательской  деятельности, облагаемой данным налогом.

Налоговый орган, осуществивший  постановку на учет организации или  индивидуального предпринимателя  в качестве плательщика ЕНВД, в  течение пяти рабочих дней со дня  получения заявления выдает уведомление  о постановке на учет организации (предпринимателя) в качестве плательщика ЕНВД.

Плательщика ЕНВД при прекращении  им предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, снимают  с учета на основании заявления, поданного в налоговый орган  в течение пяти рабочих дней с  даты прекращения указанной предпринимательской  деятельности.

Налоговый орган в течение  пяти рабочих дней со дня получения  названного заявления направляет налогоплательщику  уведомление о снятии с учета.

Форма заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД и форма заявления о снятии с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, должны быть установлены ФНС России.

 

Глава 2  Экономическая сущность  и перспективы развития единого налога на вмененный доход

2.1 Необходимость принятия законодательства по единому налогу  на вмененный доход

Перед налоговой системой в настоящее  время стоят две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: максимально  возможное увеличение налоговых  платежей в бюджет (одновременно с  повышением собираемости налогов) и  ослабление налогового бремени. Оптимально построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем  качества налоговой системы страны.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов. Система налогообложения  отличается  чрезвычайно высоким  уровнем налоговых изъятий. Все  это противоречит прописным экономическим  истинам, согласно которым уровень  экономического развития страны прямо  корректирует с долей бюджета  в валовом внутреннем продукте. Отмеченный факт во многом объясняет бюджетные  проблемы, как России, так и субъектов  в ее составе, так как, имея очень  невысокие уровни экономического развития, по бюджетной нагрузке страна находиться на уровне США.

Наряду с этим для российского  предпринимателя является актуальным  вопрос трудности выполнения сложных  и многочисленных требований по оформлению налоговых платежей, учету и отчетности.

Предприниматель часто не обладает достаточной компетентностью  в этих вопросах, требующих немалых  затрат  времени и знаний, и  не располагает средствами, достаточными для оплаты услуг квалифицированного специалиста в области бухучета и аудита.

Обладая достаточными способностями  для извлечения прибыли из своей  деятельности, но не имея возможности  вести правильно исчисление и  уплату налога с оперативным отслеживанием  быстроменяющегося налогового законодательства, предприниматель часто выходит  в противоречие с фискальными  намерениями государства. Как правило, серьезная ошибка мелкого предпринимателя  становиться последней и ставит крест на его бизнесе, лишая доходов, как бюджет, так и самих предпринимателей. Исходя из этого, вполне оправданным  казалось решение по упрощению системы  налогообложения и связанные  с ней системы учета и отчетности перед налоговыми  органами. Предполагалось, что упрощенная система обеспечит  два основных преимущества: минимизацию  бухгалтерской документации, так  как вместо совокупности бухгалтерских  документов применяемых для определения  финансового состояния предприятия  и исчисление налогов ведется  только книга учета доходов и  расходов по специальной форме утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996г.

Кроме того, происходит сокращение числа налоговых платежей, так  как уплата  ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога на вмененный доход по результатам  хозяйственной деятельности за отчетный период. Федеральным законом установлена  возможность органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  определять, вместо объектов и ставок налогообложения расчетный порядок  определения единого налога на вмененный  доход  на основе показателей по типичным организациям-представителям. Формирование условий, стимулирующих  предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса. Исследование показало, что действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства обладает определенным набором характеристик, которые делают нецелесообразным ее применение на многих предприятиях из числа тех, которые формально имеют право их использовать.

В процессе внедрения единого  налога на вмененный доход выяснилось, что итоги перевода предпринимателей - физических лиц и юридических  лиц -  различаются. От введения единого  налога на вмененный доход эффект достигнут в результате перевода на его уплату индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридических  лиц, причем в основном за счет увеличения налоговой нагрузки.

Расчет налоговых платежей показывает, что поступление единого  налога на вмененный доход от этой категории плательщиков значительно  превышают размер платежей, уплачиваемых ими ранее (под. налог, взносы во  внебюджетные фонды, местные налоги и сборы).

Налогоплательщики, т.е. организации  и физические лица, уплачивающие единый налог, попадают в более здоровую правовую ситуацию. Простота исчисления налога позволяет избежать значительных несознательных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно, рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес. Общеизвестно, что постоянные налоги стимулируют развитие бизнеса: уплачивая единую сумму при увеличении оборота, предприниматели могут  уменьшить % изъятие от выручки. Единый налог на вмененный доход, не зависящий  от величины реального оборота, позволяет  безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от страха перед контролирующими органами.

Принятие закона о "Едином налоге на вмененный доход" является необходимым для дальнейшего  развития малого предпринимательства. Закон "О едином налоге на вмененный  доход" является очередным шагом  для снижения налогового бремени  для субъектов малого предпринимательства.

 

 

 

2.2 Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход

Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный  доход принимаются, прежде всего, для  того, чтобы привлечь внимание к  уплате единого налога на вмененный  доход организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью в сфере розничной  торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания,  то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где  налоговый контроль значительно  затруднен.

 Изучение практики  применения Закона "О едином  налоге на вмененный доход"  по материалам территориальных органов ИФНС России позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.

Исходя из двухлетней региональной практики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительным результатом  введения в регионах единого налога является то, что значительно увеличились  налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными  ими налогами, в том числе и  подоходного налога. Следует отметить положительную особенность единого  налога – его уплату авансом, что  позволяет проводить жесткое  налоговое администрирование и  не допускать недоимки по данному  виду налога, но это позиция налоговых  и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика  наличие определенных  ликвидных  активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую  деятельность.

Далеко не всегда можно  прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала  бы уплаченному налогу или нет. Применение единого налога на вмененный доход  высветило проблему ответственности  предприятий за сохранность чистоты  окружающей природной среды, при  упразднении соответствующих платежей и, как следствие, при утрате контроля за загрязнение окружающей среды. В  результате освобождения налогоплательщиком единого налога от оплаты за загрязнение  окружающей среды разрушается экономический  механизм, стимулирующий предприятие  на осуществление природоохранных  мероприятий. С введением единого  налога на вмененный доход по отдельным  регионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающей среды сократилось в значительных размерах (40%). Особенно значительно  платежи сократились в регионах с большим количеством малых  предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительное,  сервисное обслуживание  автотранспортных средств, розничная торговля, в том  числе ГСМ).

Несправедливым по отношению  ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый  на основе данных бухгалтерского  учета  и статистики: он ставит мелкий, средний  и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

Поэтому практика применения Закона "О едином налоге на вмененный  доход" на территориях субъектов  РФ позволяет определить  положительные  и отрицательные стороны данного  налога и сделать выводы. Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых  правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. ИФНС России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его  изъятия, поскольку на практике больше 79% предпринимателей, даже те, которые  не платили никогда, сдавая нулевые  балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объеме производят его  уплату.

Внесение авансовых платежей при уплате данного налога позволяет  избежать недоимок, трудности взыскания  которых общеизвестны. Государственные  органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые  поступления довольно легко прогнозируются. В скором будущем Министерство по налогам и сборам России предлагает внести изменения и дополнения в  Федеральный Закон "О едином налоге на вмененный доход". Изменения  предусматривают исключение из состава  единого налога на вмененный доход  платежей в государственные бюджетные  фонды.

Что же можно сделать для  устранения некоторых недостатков  от перехода на уплату единого налога в случае сокращения варианта действующего Федерального закона и как надо усовершенствовать  сам этот закон?

В рамках существующего Федерального Закона одновременное его применение в полном объеме для юридических  и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительных потерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога организаций невозможно. Если повысить базовую доходность по  торговле, общественному питанию, автотранспортным и бытовым услугам до уровня, при  котором потери бюджета по юридическим  лицам будут сведены к нулю, то сумма налога станет неподъемной для предпринимателей и будет стимулировать их уход в "теневой оборот". Отмена или ограничение применения единого налога на вмененный доход для юридических лиц приведет к тому, что юридические лица проявят тенденцию к перерегистрации в категорию индивидуальных предпринимателей. Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению "справедливого" (с точки зрения государства и предпринимателя) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

Информация о работе Основные положения законодательства о едином налоге на вмененный доход