Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа
Цели исследования – исследование характеристик элементов налога на имущество организаций и льгот.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть эволюцию налога на имущество организаций;
исследовать современную систему налога на имущество организаций;
провести анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджетную систему Российской Федерации;
изучить практику рассмотрения дел по спорам, связанным с применением законодательства о налоге на имущество организаций
рассмотреть проблемы налогообложения имущества организаций и налогового контроля.
Введение 3
I. Особенности имущественного налогообложения в России 5
I.1. Эволюция налога на имущество организаций 5
I.2. Современная система налога на имущество организаций 10
II. Практическое применение налога на имущество организации в РФ 28
II.1 Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджетную систему Российской Федерации 28
II.2. Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с применением 34
законодательства о налоге на имущество организаций 34
II.3. Перспективы развития налога на имущество организаций 41
Заключение 43
Список литературы 45
Содержание
Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).
Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.
Налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.
Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Актуальность выбранной темы заключается в том факте, что при нынешнем развитии налоговой системы и налога на имущество в частности, очень часто возникают проблемы при его исчислении и взимании, несмотря на то, что налог на имущество организаций является одним из основных в системе имущественного налогообложения.
Предметом исследования является налог на имущество организации.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при налогообложении имущества организаций.
Цели исследования – исследование характеристик элементов налога на имущество организаций и льгот.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
В 1860 году Александр II велел отменить с 1 января 1863 года откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.
Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.
Земские (местные) сборы
были установлены как государственны
Земским учреждениям
предоставлялось право
В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.
Основной промысловый
налог состоял из налога с торговых
заведений и складских
В результате революций
1917 года произошло изменение
Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях с прибыли.
В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
С 1 января 1992 года в России
стала действовать новая
Налогом на имущество
предприятий облагались как основные,
так и оборотные средства, в
том числе финансовые активы. Это
стимулировало ускорение
В 2003 году была принята глава 30 Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой внесен ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Из-под налогообложения выведены товарные запасы, готовая продукция, затраты и нематериальные активы, сокращен перечень налоговых льгот. В целях сохранения поступлений налога в бюджетную систему России за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшей до введения данной главы НК РФ. В 2005-2007 гг. в гл. 30 НК РФ внесен ряд поправок, направленных на совершенствование методологии и налогового администрирования, решены важные вопросы, связанные с налогообложением основных средств, переданных во временное пользование, и основных средств, не прошедших государственную регистрацию, изменен порядок определения налоговой базы.
Особый порядок определения налоговой базы установлен для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но не осуществляющих деятельности в РФ.
В период мирового экономического кризиса, затронувшего и развитие рыночных отношений в России, с 1 января 2009 года в главе 30 НК РФ внесены изменения. Многие из них можно назвать экстренными антикризисными мерами в пользу налогоплательщиков.
Отметим отдельные аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций главой 30 НК РФ:
1) ст.372 НК РФ и другими
нормами НК РФ определена
2) ст.373 НК РФ уточнены категории плательщиков налога на имущество;
3) ст.374 НК РФ изменен объект налогообложения - с 1 января 2004 года им признаются не основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, а только движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому учету;
4) ст.ст.377 и 378 НК РФ
закреплены специальные
5) п.1 ст.380 НК РФ установлена предельная ставка налога на имущество организаций в 2,2%, что на 0,2% превышает предельную ставку, закрепленную до 1 января 2004 года;
6) ст.381 НК РФ сокращен перечень общих льгот по сравнению с налоговыми льготами, действовавшими до 1 января 2004 года;
7) ст.ст.382-385 НК РФ уточнены порядок исчисления суммы налога на имущество организаций и сумм авансовых платежей по нему, а также особенности исчисления и уплаты упомянутого налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения.
Таким образом, НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.
В Москве налог взимается на основании Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».
Глава 30 НК РФ является главой прямого действия. Это означает, что все положения, установленные в данной главе, применяются непосредственно на все территории Российской Федерации.
В соответствии со статусом данного налога он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Региональные органы власти устанавливают конкретные ставки налога в пределах, установленных НК РФ, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога.
Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций. [Таблица 1]
Таблица 1.
Элемент налога на имущество организаций |
Характеристика |
Основание | |
Налогоплательщики |
Организации, имеющие
имущество, признаваемое объектом налогообложения.
|
Ст.373 НК РФ | |
Объект налогообложения |
Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
|
Для иностранных
организаций, осуществляющих деятельность
в РФ через постоянные представительства
- движимое и недвижимое имущество, относящееся
к объектам основных средств, имущество,
полученное по концессионному соглашению. |
Ст.374 НК РФ |
Не признаются объектами налогообложения:
| |||
Налоговая база |
Налоговая база
определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.
Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.(пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ, применяется до 1 января 2025 года) Особенности определения налоговой базы:
|
Ст.375,376 НК РФ | |
Налоговый период |
Налоговый период: календарный год. |
Ст.379 НК РФ | |
Налоговые ставки |
Налоговые ставки
устанавливаются законами субъектов
РФ и не могут превышать 2,2%. |
Ст.380 НК РФ | |
Налоговые льготы |
Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество. |
Ст.381 НК РФ | |
Порядок исчисления налога |
Сумма налога исчисляется
по итогам налогового периода как произведение
налоговой ставки и налоговой базы за
налоговый период.
Сумма авансового
платежа исчисляется по итогам каждого
отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой
ставки и средней стоимости имущества,
определенной за отчетный период. |
Ст.382 НК РФ | |
Уплата налога и отчетность |
Налог и авансовые
платежи подлежат уплате в порядке
и сроки, которые установлены
законами субъектов РФ.
Налогоплательщики
обязаны по истечении каждого
отчетного периода представлять
в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок
не позднее 30 дней с даты окончания отчетного
периода. |
Ст.383,386 НК РФ |
Информация о работе Особенности имущественного налогообложения в России