Особенности имущественного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования – исследование характеристик элементов налога на имущество организаций и льгот.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть эволюцию налога на имущество организаций;
исследовать современную систему налога на имущество организаций;
провести анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджетную систему Российской Федерации;
изучить практику рассмотрения дел по спорам, связанным с применением законодательства о налоге на имущество организаций
рассмотреть проблемы налогообложения имущества организаций и налогового контроля.

Содержание работы

Введение 3
I. Особенности имущественного налогообложения в России 5
I.1. Эволюция налога на имущество организаций 5
I.2. Современная система налога на имущество организаций 10
II. Практическое применение налога на имущество организации в РФ 28
II.1 Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджетную систему Российской Федерации 28
II.2. Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с применением 34
законодательства о налоге на имущество организаций 34
II.3. Перспективы развития налога на имущество организаций 41
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

tjdfzхарактериститка элементов налога на имущество организаций (Восстановлен).doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций  уплачивается практически всеми  хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Налог на имущество организаций  занимает центральное место в  системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Актуальность выбранной  темы заключается в том факте, что при нынешнем развитии налоговой системы и налога на имущество в частности, очень часто возникают проблемы при его исчислении и взимании, несмотря на то, что налог на имущество организаций является одним из основных в системе имущественного налогообложения.

Предметом исследования является налог на имущество организации.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при  налогообложении имущества организаций.

Цели исследования – исследование характеристик элементов налога на имущество организаций и льгот.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть эволюцию налога на имущество организаций;
  • исследовать современную систему налога на имущество организаций;
  • провести анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджетную систему Российской Федерации;
  • изучить практику рассмотрения дел по спорам, связанным с применением  законодательства о налоге на имущество организаций 
  • рассмотреть проблемы налогообложения имущества организаций и налогового контроля.

Структура и объем  работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

I. Особенности имущественного налогообложения в России

I.1. Эволюция налога на имущество организаций

 

В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.

В 1860 году Александр II велел отменить с 1 января 1863 года откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.

Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

Земские (местные) сборы  были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами.

Земским учреждениям  предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.

В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном  промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.

Основной промысловый  налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.

В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной  партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.

Основным доходом молодого советского государства выступили  эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая  реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях с прибыли.

В сущности, говорить о  налогообложении, и конкретно имущественном  налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

С 1 января 1992 года в России стала действовать новая система  налогообложения, общие принципы построения которой определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской федерации» от 27 декабря 1991 года. Это  стержневой закон в системе законодательных актов по налогам, разработанный в соответствии с налоговой реформой в России. Закон устанавливал перечень налогов, сборов и пошлин и других платежей, формирующих бюджетную систему страны. До введения в действие соответствующей главы  раздела IX «региональные налоги и сборы» налогового кодекса РФ налог на имущество предприятий исчислялся на основании Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 года № 2030-1. Во исполнение этого Закона для разъяснения порядка исчисления и уплаты налога издана инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995 года № 33.

Налогом на имущество  предприятий облагались как основные, так и оборотные средства, в  том числе финансовые активы. Это  стимулировало ускорение оборачиваемости  и уменьшение остатков оборотных средств на отчетные даты. Предоставлялись многочисленные льготы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В 2003 году была принята глава 30 Налогового кодекса  РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой внесен ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Из-под налогообложения выведены товарные запасы, готовая продукция, затраты и нематериальные активы, сокращен перечень налоговых льгот. В целях сохранения поступлений налога в бюджетную систему России за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшей до введения данной главы НК РФ. В 2005-2007 гг. в гл. 30 НК РФ внесен ряд поправок, направленных на совершенствование методологии и налогового администрирования, решены важные вопросы, связанные с налогообложением основных средств, переданных во временное пользование, и основных средств, не прошедших государственную регистрацию, изменен порядок определения налоговой базы.

Особый порядок определения  налоговой базы установлен для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но не осуществляющих деятельности в РФ.

В период мирового экономического кризиса, затронувшего и развитие рыночных отношений в России, с 1 января 2009 года в главе 30 НК РФ внесены изменения. Многие из них можно назвать экстренными антикризисными мерами в пользу налогоплательщиков.

Отметим отдельные аспекты  регулирования уплаты налога на имущество  организаций главой 30 НК РФ:

1) ст.372 НК РФ и другими  нормами НК РФ определена сфера  участия субъектов РФ в установлении и введении в действие налога на имущество организаций. Законодательные (представительные) органы государственной власти регионов вправе определять налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по упомянутому налогу;

2) ст.373 НК РФ уточнены  категории плательщиков налога  на имущество;

3) ст.374 НК РФ изменен  объект налогообложения - с 1 января 2004 года им признаются не основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, а только движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому учету;

4) ст.ст.377 и 378 НК РФ  закреплены специальные правила  формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и в отношении имущества, переданного в доверительное управление;

5) п.1 ст.380 НК РФ установлена предельная  ставка налога на имущество организаций в 2,2%, что на 0,2% превышает предельную ставку, закрепленную до 1 января 2004 года;

6) ст.381 НК РФ сокращен перечень  общих льгот по сравнению с налоговыми льготами, действовавшими до 1 января 2004 года;

7) ст.ст.382-385 НК РФ уточнены порядок  исчисления суммы налога на  имущество организаций и сумм  авансовых платежей по нему, а  также особенности исчисления и уплаты упомянутого налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения.

Таким образом, НК РФ не только установил  единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

В Москве налог взимается на основании  Закона города Москвы                   от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций».

 

I.2.  Современная система налога на имущество организаций и его элементы.

Глава 30 НК РФ является главой прямого действия. Это означает, что все положения, установленные  в данной главе, применяются непосредственно на все территории Российской Федерации.

В соответствии со статусом данного налога он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Региональные органы власти устанавливают конкретные ставки налога в пределах,  установленных НК РФ, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций. [Таблица 1]

 

 

Таблица 1.

Элемент налога на

имущество организаций

Характеристика

Основание

Налогоплательщики

Организации, имеющие  имущество, признаваемое объектом налогообложения. 
 
Не признаются налогоплательщиками (применяется до 1 января 2017 г.):

  • организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
  • лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Ст.373 НК РФ

Объект налогообложения

Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.  
 
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Ст.374 НК РФ

Не признаются объектами налогообложения:

  1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости. 
 
Налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.(пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ, применяется до 1 января 2025 года)

Особенности определения  налоговой базы:

  1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
  2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению

Ст.375,376 НК РФ

Налоговый период

Налоговый период: календарный год. 
Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. 
 
Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Ст.379 НК РФ

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. 
 
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Ст.380 НК РФ

Налоговые льготы

Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество.

Ст.381 НК РФ

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период. 
 
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минус сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. 
 
Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

  1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
  3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
  4. облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. 
 
Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Ст.382 НК РФ

Уплата налога и отчетность

Налог и авансовые  платежи подлежат уплате в порядке  и сроки, которые установлены  законами субъектов РФ.  
 
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год. 
 
Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества. 
 
Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

  1. в отношении обособленных подразделений организации
  2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
  3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
  4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого  отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода. 
 
По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

Ст.383,386 НК РФ

Информация о работе Особенности имущественного налогообложения в России