Особенности исчисления НДС в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:
Исследовать порядок исчисления НДС в РФ
Исследовать порядок уплаты НДС в бюджет
Исследовать порядок возмещения НДС из бюджета
Исследовать проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5
1.2. Эволюция развития НДС в РФ ………………………………………………………10
1.3. Зарубежный опыт применения НДС ………………………………………………….10

2. Методология исчисления НДС в РФ …………………………………………………..….13
2.1. Характеристика основных элементов НДС ………………………………………....13
2.1.1. Налогоплательщики ……………………………………………………………13
2.1.2. Объект налогообложения ……………………………………………………….14
2.1.3. Налоговая база ………………………………………………………………….16
2.1.4. Налоговый период ……………………………………………………………..18
2.1.5. Налоговые ставки ………………………………………………………………18
2.1.6. Налоговые вычеты ……………………………………………………………..23
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24
2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24
2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25
2.2.3 Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27
2.3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС …………………….28

Заключение …………………………………………………………………………………….32

Список используемой литературы …………………………………………………….…….33

Файлы: 1 файл

Курс_работа.docx

— 90.48 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………………………………3                                                                                                                       

 

1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5

     1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5

     1.2. Эволюция  развития НДС в РФ ………………………………………………………10                                                                            

     1.3. Зарубежный опыт применения НДС ………………………………………………….10                                                                

 

2. Методология исчисления  НДС в РФ …………………………………………………..….13

     2.1. Характеристика  основных элементов НДС ………………………………………....13

            2.1.1. Налогоплательщики ……………………………………………………………13

            2.1.2. Объект налогообложения ……………………………………………………….14

            2.1.3. Налоговая база ………………………………………………………………….16

            2.1.4. Налоговый период ……………………………………………………………..18

            2.1.5. Налоговые ставки ………………………………………………………………18

            2.1.6. Налоговые вычеты ……………………………………………………………..23

     2.2. Особенности  исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24

            2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24

            2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25

            2.2.3  Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27                                                                  

     2.3. Проблемы  и пути совершенствования налогообложения  НДС …………………….28

 

Заключение …………………………………………………………………………………….32

 

Список используемой литературы …………………………………………………….…….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России, финансовое состояние которой можно характеризовать  как напряженное, дефицитное, зависимое  от конъюнктуры цен на энергоносители, очень важное значение приобретает фискальная функция налога. Бюджету необходимы источники финансирования принятых обязательств, а также источники покрытия дефицита.

Косвенные налоги, являясь  прямой надбавкой к цене, носят  явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых  платежей. Важнейшим косвенным налогом в современной российской налоговой системе является НДС.

На НДС государство уже ставит ставку при финансировании расходной части бюджета и, по всей вероятности, будет рассчитывать на него в будущем. По словам главы ФНС РФ М.Мишустина, «НДС занимает достаточно серьезную долю в обеспечении федерального бюджета»1.

В подтверждение написанного выше можно привести следующие доводы. Согласно обнародованной 14.09.2012 информации на сайте Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве наибольшую долю в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ – 39,1% или 463,2 млрд руб. обеспечил налог на добавленную стоимость2.  НДС явно опережает итоги собирания НДФЛ (25,2 % или 299, 3 млрд руб.)  и налога на прибыль организаций (24,8% или 294,0 млрд руб.) Такая тенденция наблюдается не первый год. Так, согласно информации того же источника, за период январь – август 2011 года наибольшая доля в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ также принадлежит налогу на добавленную стоимость (38% или 392,7 млрд.руб.). Тут же указывается на темп роста собранного объема, который составил 123,4% к поступлениям за аналогичный период 2010 года 3

Заметим, что интерес государства  именно к НДС объясним, так как  согласно нормативам распределения  налоговых доходов между бюджетами, именно НДС в 100% размере подлежит зачислению в федеральный бюджет РФ, в то время как НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы в большей или меньшей степени остаются на территориях.

НДС называют противоречивым, сложным и затруднительным в администрировании налогом как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов. Так, повсеместно устоявшаяся практика в подготовке отчетности свидетельствует, что нередко налогоплательщик, имея право на возврат незначительной части налога из бюджета, предпочитает сознательно предоставить некорректную декларацию, по которой обязуется оплатить в бюджет сумму налога. В случае наличия в декларации заявленного права на возврат НДС налоговый орган назначает камеральную налоговую проверку.

Автор работы полагает, что  со временем будет происходить только «закручивание гаек», усиление контроля со стороны государства по вопросу  правильного исчисления НДС. Никакого послабления в части снижения ставки не будет, налогоплательщиков ждет  только усовершенствование системы  администрирования, особенно по вопросу  возмещения НДС из бюджета.

В связи с  вышеизложенным, тема настоящей работы является очень важной и актуальной. В условиях постоянно меняющейся системы налогообложения знание законодательной базы – есть обязательное условие для своевременного реагирование на новые правовые акты государства.

Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:

  • Исследовать порядок исчисления НДС в РФ
  • Исследовать порядок уплаты НДС в бюджет
  • Исследовать порядок возмещения НДС из бюджета
  • Исследовать проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС.

Объектом исследования является действующая система налогообложения НДС.

            Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающими между юридическими лицами и государством при налогообложении операций НДС.

 

 

 

 

     1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС

     1.1. Экономическая  сущность и значение НДС как  основного косвенного налога

    

Значительное распространение  НДС обусловлено многочисленными  преимуществами данного налога по сравнению  с другими.  Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако, доход, идущий на накопление и  инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти  процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно  увеличить доходы государства посредством  обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции  за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.

НДС в отличии от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.

На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов  во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступление  НДС в бюджеты разных стран  постоянно увеличиваются. В настоящее  время в странах, его применяющих, поступления НДС в среднем формирует примерно седьмую часть доходов консолидированных бюджетов. Однако НДС  с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используют в экономике развитых  европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, увеличивается ставку НДС, чтобы снизить объемы их выпуска.

Сегодня НДС в России является одним из основных косвенных налогов  в формировании доходной части  бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет РФ в 2007 году составил 20,78 % всех поступлений  налогов и сборов, включая таможенные пошлины. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога - акциза составляет всего около 3%, а  удельный вес таможенных пошлин даже в условиях беспрецедентного уровня мировых цен на энергоносители соответственно значительных ставок экспортной пошлины  на основные виды российского экспорта – около 22%.

В связи с произошедшим в конце 2008 г. резким падением мировых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании доходов как федерального, так и консолидированного бюджета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают поступления от таможенной пошлины, а также по всем другим налогам, в том числе по налогу на прибыль, доля которого, например, в 1995 г. Составляла 32%, в то время как доля НДС в том же году равнялась чуть более 26%4.

В настоящее время НДС  играет важную роль в налоговых системах более чем 40 государств мира.  Многолетний  опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что это один из наиболее эффективных фискальных инструментов государства. НДС привлекателен  для государства по той причине, что поступление в казну прямо  не привязано к финансово-хозяйственной  деятельности субъекта налогообложения  и фискальный эффект достигается  в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятия  и организаций.

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главной закономерностей  в их экономике является повышение  роли налогов на потребление, разновидностью которых является НДС. В частности удельный вес данных налогов там вырос с 12 до 18% при практический неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. 5

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения строилась  исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги. А прямые  налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему  России по обеспечению доходной части  государственного бюджета с момент ее образования и на протяжении всего  периода формирования принято считать  системой,  построенной на преобладании косвенного налогообложения.

В последнее время активно  обсуждается вопрос, в какой степени  НДС способствует росту государственной  машины. По мнению некоторых авторов, НДС может оказаться чудодейственным  средством получения государственных  доходов, так как имеет очень  широкую налоговую базу, и при  этом нет необходимости изменять его всевозможными льготами, вычетами и исключениями, которые свойственны  подоходному налогу. Более того, поскольку он собирается с предприятий, он остается относительно незаметным для рядового налогоплательщика. В этом отношении он резко контрастирует с двумя основными способами прямого налогообложения— подоходным налогом и налогом на заработную плату. НДС менее заметен и по сравнению с двумя основными формами косвенного налогообложения — налогом с продаж и налогом на имущество. Только налог на прибыль корпораций может соперничать с ним по степени маскировки от рядового гражданина. Но этот налог очень хорошо заметен деловому сообществу, на которое он оказывает непосредственное воздействие, и эта группа проявляет большую решительность в борьбе с увеличением налогового бремени. На самом деле, эта борьба оказалась столь успешной, что многие наблюдатели пришли к выводу, что через либерализацию правил списания амортизации и инвестиционных налоговых кредитов налог на доходы корпораций в США фактически прекратил существование. Но при обложении НДС, хотя обязательства по уплате возникают у фирм, налоговое бремя несут потребители и получатели доходов от факторов производства. Поэтому, если система уже введена в действие, предприятия могут и не проявить той решительности в борьбе с увеличением налога. Вышесказанное объясняет тот парадокс, что консерваторы6, обычно выступающие за снижение налогообложения на бизнес и инвестиции, противятся введению НДС. Их оппозиция коренится в убежденности, что с введением НДС размеры государственного сектора станут большими, чем при его отсутствии. В подтверждение этого тезиса они приводят пример тех стран Европы, которые ввели НДС. Почти все они без исключения по показателю доли государства в ВНП находятся намного выше медианы7. Поэтому распространенность НДС может объясняться его политическими, а вовсе не экономическими характеристиками.

Понимание НДС в разных источниках разнится. Так, в одних источниках НДС определяется как наиболее простым для государства с точки зрения из взимания, но достаточно сложным для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты8. В то же время имеет место литература, в которой НДС описывается как налог наиболее трудный для понимания, сложный для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.9 Необходимо отметить, автору работы более близка вторая позиция. НДС видится как налог, который согласно российскому Закону имеет наиболее разветвленную сеть исключений из общих правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которым непосредственно связана процедура налогового изъятия. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей.

По своему экономическому содержанию НДС представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  до перехода ее к конечному потребителю. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенные на издержки производства.

НДС относится к косвенным  налогам (налог на потребление; его  бремя в конечном итоге ложится  на последнего покупателя в цепочке  продаж, то есть на потребителя). Следовательно, реальная налоговая нагрузка по нему ложится на доходы конечных потребителей товаров (прежде всего на население). По этой причине его относят к  экономически нейтральным (транзитным) для бизнеса налогам, так как  он не вносит искажений в систему  экономических мотиваций хозяйствующих  субъектов.    

Общепринятой является точка  зрения о регрессивном характере  налога на добавленную стоимость  как налога на потребление: низкодоходные  слои населения, которые тратят более  высокую долю своего дохода на потребление, чем высокодоходные группы, соответственно вынуждены выплачивать более  высокую долю дохода в качестве НДС.

Основная функция этого  налога – фискальная, однако он несет  в себе и регулирующее воздействие, поскольку существенно влияет на платежеспособный спрос населения. Кроме того, поскольку он как всякий ценообразущий налог добавляется  поставщиком в цене продукции  при ее реализации, он несет в  себе потенциальную опасность подогрева  инфляционных процессов.

Для целей поощрения экспорта из страны и улучшения платежного баланса, экспортируемые товары и услуги обычно освобождаются от обложения  НДС. При этом воздействие введения единой положительной ставки НДС на импорт и нулевой на экспорт с макроэкономической точки зрения эквивалентно эффекту девальвации национальной валюты.

Информация о работе Особенности исчисления НДС в РФ