Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:
Исследовать порядок исчисления НДС в РФ
Исследовать порядок уплаты НДС в бюджет
Исследовать порядок возмещения НДС из бюджета
Исследовать проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5
1.2. Эволюция развития НДС в РФ ………………………………………………………10
1.3. Зарубежный опыт применения НДС ………………………………………………….10
2. Методология исчисления НДС в РФ …………………………………………………..….13
2.1. Характеристика основных элементов НДС ………………………………………....13
2.1.1. Налогоплательщики ……………………………………………………………13
2.1.2. Объект налогообложения ……………………………………………………….14
2.1.3. Налоговая база ………………………………………………………………….16
2.1.4. Налоговый период ……………………………………………………………..18
2.1.5. Налоговые ставки ………………………………………………………………18
2.1.6. Налоговые вычеты ……………………………………………………………..23
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24
2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24
2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25
2.2.3 Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27
2.3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС …………………….28
Заключение …………………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы …………………………………………………….…….33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5
1.2. Эволюция
развития НДС в РФ ………………………………………………………10
1.3. Зарубежный
опыт применения НДС ………………………………………………….10
2. Методология исчисления НДС в РФ …………………………………………………..….13
2.1. Характеристика основных элементов НДС ………………………………………....13
2.1.1. Налогоплательщики ………………………………
2.1.2. Объект налогообложения …………………
2.1.3. Налоговая база ………………………………………
2.1.4. Налоговый период …………………………………
2.1.5. Налоговые ставки …………………………………
2.1.6. Налоговые вычеты …………………………………
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24
2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24
2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25
2.2.3 Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27
2.3. Проблемы
и пути совершенствования
Заключение ………………………………………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………………….…….33
Введение
В современной России, финансовое
состояние которой можно
Косвенные налоги, являясь
прямой надбавкой к цене, носят
явно выраженный фискальный характер,
легко поддаются учету и
На НДС государство уже ставит ставку при финансировании расходной части бюджета и, по всей вероятности, будет рассчитывать на него в будущем. По словам главы ФНС РФ М.Мишустина, «НДС занимает достаточно серьезную долю в обеспечении федерального бюджета»1.
В подтверждение написанного выше можно привести следующие доводы. Согласно обнародованной 14.09.2012 информации на сайте Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве наибольшую долю в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ – 39,1% или 463,2 млрд руб. обеспечил налог на добавленную стоимость2. НДС явно опережает итоги собирания НДФЛ (25,2 % или 299, 3 млрд руб.) и налога на прибыль организаций (24,8% или 294,0 млрд руб.) Такая тенденция наблюдается не первый год. Так, согласно информации того же источника, за период январь – август 2011 года наибольшая доля в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ также принадлежит налогу на добавленную стоимость (38% или 392,7 млрд.руб.). Тут же указывается на темп роста собранного объема, который составил 123,4% к поступлениям за аналогичный период 2010 года 3.
Заметим, что интерес государства
именно к НДС объясним, так как
согласно нормативам распределения
налоговых доходов между
НДС называют противоречивым, сложным и затруднительным в администрировании налогом как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов. Так, повсеместно устоявшаяся практика в подготовке отчетности свидетельствует, что нередко налогоплательщик, имея право на возврат незначительной части налога из бюджета, предпочитает сознательно предоставить некорректную декларацию, по которой обязуется оплатить в бюджет сумму налога. В случае наличия в декларации заявленного права на возврат НДС налоговый орган назначает камеральную налоговую проверку.
Автор работы полагает, что со временем будет происходить только «закручивание гаек», усиление контроля со стороны государства по вопросу правильного исчисления НДС. Никакого послабления в части снижения ставки не будет, налогоплательщиков ждет только усовершенствование системы администрирования, особенно по вопросу возмещения НДС из бюджета.
В связи с вышеизложенным, тема настоящей работы является очень важной и актуальной. В условиях постоянно меняющейся системы налогообложения знание законодательной базы – есть обязательное условие для своевременного реагирование на новые правовые акты государства.
Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:
Объектом исследования является действующая система налогообложения НДС.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающими между юридическими лицами и государством при налогообложении операций НДС.
1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога
Значительное распространение
НДС обусловлено
НДС в отличии от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступление НДС в бюджеты разных стран постоянно увеличиваются. В настоящее время в странах, его применяющих, поступления НДС в среднем формирует примерно седьмую часть доходов консолидированных бюджетов. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используют в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, увеличивается ставку НДС, чтобы снизить объемы их выпуска.
Сегодня НДС в России является одним из основных косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет РФ в 2007 году составил 20,78 % всех поступлений налогов и сборов, включая таможенные пошлины. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога - акциза составляет всего около 3%, а удельный вес таможенных пошлин даже в условиях беспрецедентного уровня мировых цен на энергоносители соответственно значительных ставок экспортной пошлины на основные виды российского экспорта – около 22%.
В связи с произошедшим в конце 2008 г. резким падением мировых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании доходов как федерального, так и консолидированного бюджета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают поступления от таможенной пошлины, а также по всем другим налогам, в том числе по налогу на прибыль, доля которого, например, в 1995 г. Составляла 32%, в то время как доля НДС в том же году равнялась чуть более 26%4.
В настоящее время НДС
играет важную роль в налоговых системах
более чем 40 государств мира. Многолетний
опыт использования НДС в зарубежных
странах показал, что это один
из наиболее эффективных фискальных
инструментов государства. НДС привлекателен
для государства по той причине,
что поступление в казну прямо
не привязано к финансово-
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главной закономерностей в их экономике является повышение роли налогов на потребление, разновидностью которых является НДС. В частности удельный вес данных налогов там вырос с 12 до 18% при практический неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. 5
Российская система
В последнее время активно
обсуждается вопрос, в какой степени
НДС способствует росту государственной
машины. По мнению некоторых авторов,
НДС может оказаться
Понимание НДС в разных источниках разнится. Так, в одних источниках НДС определяется как наиболее простым для государства с точки зрения из взимания, но достаточно сложным для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты8. В то же время имеет место литература, в которой НДС описывается как налог наиболее трудный для понимания, сложный для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.9 Необходимо отметить, автору работы более близка вторая позиция. НДС видится как налог, который согласно российскому Закону имеет наиболее разветвленную сеть исключений из общих правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которым непосредственно связана процедура налогового изъятия. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей.
По своему экономическому
содержанию НДС представляет собой
форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой
на всех стадиях производства и обращения
до перехода ее к конечному потребителю.
Добавленная стоимость
НДС относится к косвенным
налогам (налог на потребление; его
бремя в конечном итоге ложится
на последнего покупателя в цепочке
продаж, то есть на потребителя). Следовательно,
реальная налоговая нагрузка по нему
ложится на доходы конечных потребителей
товаров (прежде всего на население).
По этой причине его относят к
экономически нейтральным (транзитным)
для бизнеса налогам, так как
он не вносит искажений в систему
экономических мотиваций
Общепринятой является точка зрения о регрессивном характере налога на добавленную стоимость как налога на потребление: низкодоходные слои населения, которые тратят более высокую долю своего дохода на потребление, чем высокодоходные группы, соответственно вынуждены выплачивать более высокую долю дохода в качестве НДС.
Основная функция этого
налога – фискальная, однако он несет
в себе и регулирующее воздействие,
поскольку существенно влияет на
платежеспособный спрос населения.
Кроме того, поскольку он как всякий
ценообразущий налог
Для целей поощрения экспорта из страны и улучшения платежного баланса, экспортируемые товары и услуги обычно освобождаются от обложения НДС. При этом воздействие введения единой положительной ставки НДС на импорт и нулевой на экспорт с макроэкономической точки зрения эквивалентно эффекту девальвации национальной валюты.