Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:
Исследовать порядок исчисления НДС в РФ
Исследовать порядок уплаты НДС в бюджет
Исследовать порядок возмещения НДС из бюджета
Исследовать проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5
1.2. Эволюция развития НДС в РФ ………………………………………………………10
1.3. Зарубежный опыт применения НДС ………………………………………………….10
2. Методология исчисления НДС в РФ …………………………………………………..….13
2.1. Характеристика основных элементов НДС ………………………………………....13
2.1.1. Налогоплательщики ……………………………………………………………13
2.1.2. Объект налогообложения ……………………………………………………….14
2.1.3. Налоговая база ………………………………………………………………….16
2.1.4. Налоговый период ……………………………………………………………..18
2.1.5. Налоговые ставки ………………………………………………………………18
2.1.6. Налоговые вычеты ……………………………………………………………..23
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24
2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24
2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25
2.2.3 Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27
2.3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС …………………….28
Заключение …………………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы …………………………………………………….…….33
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода.
Сумма налога к оплате в бюджет определяется как разница между суммой налога, исчисленной согласно требованиям закона, рассмотренного выше, увеличенная на сумму восстановленного налога и сумм налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии с НК и увеличенную на суммы налога, восстановленного в с НК, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые рассмотрим ниже. Важно, что данный порядок не распространяется на случаи подачи декларации по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В случае, если по каким-то причинам налогоплательщик освобожден от уплаты НДС, но выставил счет-фактуру покупателю, он обязан оплатить в бюджет сумму НДС, выделенную в счет-фатуре. Данное требование касается:
1) лиц, не являющимися
налогоплательщиками, или
2) налогоплательщиков при
реализации товаров (работ,
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
При ввозе товаров на территорию
Российской Федерации и иные территории,
находящиеся под ее юрисдикцией,
сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, уплачивается в соответствии
с таможенным законодательством
Таможенного союза и
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
В случаях реализации работ,
местом реализации которых является
территория Российской Федерации, налогоплательщиками
- иностранными лицами, не состоящими на
учете в налоговых органах
в качестве налогоплательщиков, уплата
налога производится налоговыми агентами
одновременно с выплатой (перечислением)
денежных средств таким
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Налогоплательщики и налоговые
агенты обязаны представить в
налоговые органы по месту своего
учета соответствующую
Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации
2.3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС
НДС, его порядок и правила взимания, на протяжении всего времени существования в РФ подвергается изменениям.
Часть законопроектов так
и осталась на бумаге, не пройдя соответствующие
процедуры утверждения. Одним из
таких законопроектов пока на сегодняшний
день остается законопроект о введении
спецсчетов по НДС, который разрабатывался
в 2005 году, но к великой радости налогоплательщиков
пока не прошел утверждение палат парламента
и Президента. Суть законопроекта в
следующем: в дополнение к расчетному счету
предприниматель открывает специальный НДС-счет. Сумма платежа без налога зачисляется
на обыкновенный расчетный счет, а сумма
налога - на специальный. На спец счета могут
зачисляться средства только с НДС-счетов контрагентов, а также с другого НДС-счета или расчетного счета налогоплательщика. На НДС-
Законопроекты № 328662-3 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в части снижения ставки налога на добавленную стоимость, а также изменения действующего порядка применения нулевой ставки в отношении услуг по международным перевозкам) и № 76436-4 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения реорганизуемых организаций), принятые Госдумой в 2005 году были рассмотрены, приняты палатами парламента.
Отдельного внимания заслуживает документ, подготавливаемый Правительством РФ – Основные направления налоговой политики на следующий год и плановых период (до 2 лет). Впервые такой документ увидел свет в мае 2008 году. Это один из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ. Несмотря на то, что Основные направления не являются нормативным правовым актом, они представляют собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в соответствии с предусмотренными в них положениями.
Налог на добавленную стоимость являлся одним из направлений, по которому предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах в целях реализации Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, принятым в 2010 году.
В рамках принятых намерений принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", который, в частности, предусматривает сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.
Также принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.
В тексте основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период 2010 и 2013 годов НДС исключен из основных направлений редактирования налоговой системы государства. Другими словами, прямого упоминания о налоге нет, но все же налог может быть изменен косвенно в рамках таких заявленных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации, как
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Совершенствование
4. Налоговое администрирование.
Последним упоминание НДС, связано с тем, что 17.03.2012 года премьер-министр Владимир Путин дал поручение кабинету министров продолжать аналитическую работу, связанную с предложением отменить практику возврата НДС 11. Такая позиция государства настораживает, так как противоречит нормам Налогового Кодекса (часть первая, ст.79 «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»), но уже можно делать вывод, что данная инициатива в скором времени будет закреплена в виде правовой нормы.
Последняя инициатива премьер-министра есть логическое продолжение наступления против нелегального возмещения НДС. Так, уже сейчас ведется активная борьба с фирмами-однодневками как потенциальными участниками группы для возмещения НДС, созданы реестры адресов – местонахождения фирм однодневок, в ближайшее время, есть основания полагать, будет введена обязательная система электронных счетов-фактур.
Заключение
Подводя некоторые итоги
работы, после анализа современной
системы налогообложения и
Анализ нормативной базы
позволяет сделать вывод о
сложности НДС, исчисление которого
связано с многочисленными
Государство, наделяя его значительной фискальной функцией, формирует подробную обширную систему взимания налога, пытаясь свести к минимуму потери, связанные с уходом от налогообложения. Так, около 17% написанного во Второй части Налогового кодекса посвящено именно НДС, в то время, как другому косвенному налогу – акцизу – лишь 9%. Глава о налоге по объему уступает лишь описательной части Кодекса, посвященной налогу на прибыль организаций (34%)12.
Основная часть
Что же касается других условий исчисления и оплаты НДС, то здесь в ближайшее время налогоплательщики столкнутся с рядом кардинальных изменений.
Изменения в первую очередь коснутся вопроса о возмещении налога из бюджета, т.к. нелегальный возврат налога наносит колоссальный ущерб бюджету. Одним из изменений автор работы видит новую редакцию ст. НК о счет-фактуре, связанную с добавлением требования для крупнейших налогоплательщиков или налогоплательщиков с определенной суммой нетто-выручки использовать исключительно электронные счета фактуры.
Но в то же время, полагаю, один вопрос, который так интересует налогоплательщика, может быть решен в его пользу. Ставка при наличии изменений в условиях возмещения налога все же может быть снижена.
Список использованных источников и литературы
Официальные источники
Книги