Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью работы является анализ современной системы применения НДС в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и достигнуты следующие задачи:
Исследовать порядок исчисления НДС в РФ
Исследовать порядок уплаты НДС в бюджет
Исследовать порядок возмещения НДС из бюджета
Исследовать проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические и исторические аспекты налогообложения НДС ……………………..…5
1.1. Экономическая сущность и значение НДС как основного косвенного налога ……5
1.2. Эволюция развития НДС в РФ ………………………………………………………10
1.3. Зарубежный опыт применения НДС ………………………………………………….10
2. Методология исчисления НДС в РФ …………………………………………………..….13
2.1. Характеристика основных элементов НДС ………………………………………....13
2.1.1. Налогоплательщики ……………………………………………………………13
2.1.2. Объект налогообложения ……………………………………………………….14
2.1.3. Налоговая база ………………………………………………………………….16
2.1.4. Налоговый период ……………………………………………………………..18
2.1.5. Налоговые ставки ………………………………………………………………18
2.1.6. Налоговые вычеты ……………………………………………………………..23
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС ……………………………………………24
2.2.1 Порядок исчисления НДС ………………………………………………………24
2.2.2 Особенности возмещения НДС ………………………………………………..25
2.2.3 Порядок уплаты НДС в бюджет ……………………………………………….27
2.3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения НДС …………………….28
Заключение …………………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы …………………………………………………….…….33
обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
кроватей детских;
матрацев детских;
колясок;
тетрадей школьных;
игрушек;
пластилина;
пеналов;
счетных палочек;
счет школьных;
дневников школьных;
тетрадей для рисования;
альбомов для рисования;
альбомов для черчения;
папок для тетрадей;
обложек для учебников, дневников, тетрадей;
касс цифр и букв;
подгузников;
2.3. периодических печатных, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К печатным изданиям рекламного характера законодатель относит периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания;
2.4. книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
2.5. следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
2.5.1. лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
2.5.2. изделий медицинского назначения.
Правительство Российской федерации определяет список товаров, подпадающий под действие данной нормы закона.
3. 18 процентов при реализации:
всех товаров, не перечисленных выше.
Необходимо остановиться на порядке налогообложения НДС по ставке 0%. Так, обязательным условием налогообложения НДС по ставке 0% является представление в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик при поставки товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) за пределы Российской Федерации в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны предоставляет в налоговые органы следующие документы:
1) контракт налогоплательщика с иностранным лицом.
3) таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, налогоплательщик не представил указанные документы, указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18% соответственно.
Если же впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога (рассчитанные по ставке 10 или 18% соответственно) подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях НК РФ.
Документы, представляются
налогоплательщиками для
2.1.6. Налоговые вычеты
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную к оплате в бюджет на сумму налоговых вычеты.
Свободная энциклопедия Википедия определяет налоговый вычет как сумму, уменьшающую налогооблагаемую базу по налогу.
Налоговые вычеты, уменьшаемые налогооблагаемую базу по НДС, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, имущественных прав, а также – при ввозе товаров на территорию Российской федерации - документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Налоговые агенты претендуют на вычет, имея на руках документы, подтверждающих уплату сумм удержанного налога.
Налогооблагаемая база по НДС подлежит уменьшению в трех случаях:
Также вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Вычетам подлежат, если иное
не установлено настоящей статьей,
только суммы налога, предъявленные
налогоплательщику при
Несколько слов о моменте осуществления вычетов по налогу. Вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДС
2.2.1 Порядок исчисления НДС
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как процентная доля (соответственно ставке налога) от налоговой базы. В отличии от налоговых резидентов налогоплательщики – иностранные организации, не состояние на учете в налоговых органах, сумму налога на исчисляют. За них это делает налоговый агент, на которого возложена обязательство согласно Закону, отдельно по каждой операции по реализации товаров на территории РФ.
Общая сумма налога, исчисленная к оплате в бюджет, рассчитывается по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, которые согласно Закону признаются в качестве объектов налогообложения и момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду
Общая сумма налога при
ввозе товаров на территорию Российской
Федерации исчисляется как
Сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Ключевое понятие для целей определения суммы налога к оплате в отдельном налоговом периоде является момент определения налоговой базы.
В целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, налогоплательщик вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки указанных товаров (данное правило действует только для налогоплательщиков с производственными циклами товаров, утвержденными Правительством РФ, например, оборудование для черной и цветной металлургии)
Здесь важно отметить ряд особенностей, исключений из общего правила. Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях исчисления налога приравнивается к его отгрузке.
При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.
При передаче имущественных прав, момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства.
При реализации товаров, отгруженных в процедуре экспорта, услуг международной перевозке товаров и т.д. моментом определения налоговой базы по указанным товарам (услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимый для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последнее число каждого налогового периода.
При передаче товаров объектом налогообложения определяется как день совершения указанной передачи товаров.
Возмещение (при наличии положительной разницы меду суммой налога, исчисленного к уплате и налоговыми вычетами) является одним из важнейших вопросов правоприменительной практики требований главы 21 НК РФ наравне с такими вопросами как подтверждение «нулевой» процентной ставки при реализации за пределы границы.
После представления
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.
По результатам рассмотрения
материалов камеральной налоговой
проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выносит
решение о привлечении
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
При отсутствии у налогоплательщика
недоимки по налогу, иным федеральным
налогам, задолженности по соответствующим
пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате
или взысканию в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, сумма налога,
подлежащая возмещению по решению налогового
органа, возвращается по заявлению
налогоплательщика на указанный
им банковский счет. При наличии
письменного заявления
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).