Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………
3
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….
6
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность ………………………………………………….
6
1.2. Основные принципы построения налоговой системы ……………………..
9
1.3. Налоги в системе рыночной экономики. Кривая Лаффера………………..
13
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….
17
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России……………………………………………………………………………….
17
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………………
20
2.3. Характеристика современной Российской налоговой системы……………..
29
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31
3.1. Отличительные особенности российского налогообложения …………….
31
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ……………………….
33
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….…………………
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........
42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 44
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт заочного и дистанционного обучения
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
Работу выполнил:
Студент(ка) гр.
Ф.И.О.
Работу проверил:
(звание)
Ф.И.О.
ЧЕЛЯБИНСК 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. |
3 |
|
6 |
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность …………………………………………………. |
6 |
1.2. Основные принципы построения налоговой системы …………………….. |
9 |
|
13 |
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………. |
17 |
2.1. Экономические условия введения новой налоговой
системы в России……………………………………………………………… |
17 |
2.2. Законодательное регулирование
налоговых отношений в
|
20 |
2.3. Характеристика современной
Российской налоговой системы…… |
29 |
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
31 |
3.1. Отличительные
особенности российского
|
31 |
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ………………………. |
33 |
3.3. Предложения российских
экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………… |
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………… |
39 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
42 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
44 |
ВВЕДЕНИЕ
Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих, правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Для современной России особе значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее недостаточной приспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. Но история доказала — этот путь тупиковый.
Экономические законы отражают
фундаментальные тенденции
Однако современное общественное развитие далеко от идеала. Все государства развиваются согласно собственным общенациональным законам хозяйствования, которые существенно различаются. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. Для промышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено из-за названных выше причин.
Актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений, поэтому цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности налогообложения в Российской Федерации.
Информационной базой написания работы послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, статистические данные Министерства финансов РФ, а также труды отечественных и зарубежных учёных по данной тематике. Вопросам налогообложения России в научной литературе уделяют внимание такие авторы как Александров И.М., Любимцева Ю.И. , Романовский М.В., Врублевская О.В., Пансков В.Г., труды которых были изучены при подготовке настоящей курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматривается понятие и сущность налогов и налоговой системы. Во второй главе дается характеристика Российской налоговой системы. В третьей главе дается анализ налоговой системы России и рассматриваются ее особенности.
Исследование проводилось с использованием методов индукции, анализа и синтеза.
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Налогообложение - один из древнейших экономических механизмов. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...[4]". Система налогообложения развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходов государства. Со временем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.
На современном этапе развития Российской экономики, в условиях становления рыночных отношений, система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов является особо актуальной. Иными словами, налоги являются основным финансовым инструментом экономической политики государства и, в то же время, должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.
Взгляды на сущность налогов менялись с экономическим развитием общества. Начало теоретическому осмыслению налогов положил У.Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, чтобы обеспечить "нейтральность" по отношению к разным по величине доходам.
Представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и др. рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой
регулятор экономических процессов. Согласно Дж. М. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист М. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения.
Н.И. Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и др. рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.
Исходя из этих и подобных теорий налогообложения, на протяжении столетий строилось и определение самого понятия “налог”. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили определение налогах[8, с. 116].
Во многих учебниках по финансам и налогообложению приводится определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как “обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством”. Статья 8 Налогового Кодекса РФ определяет налог как “обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[2]”.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные
блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:
- Признак императивности. Отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, то есть налог – это обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налогов обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.
- Индивидуальная
- Признак абстрактности. Отличает налоговые платежи абстрактным (отвлеченным) направлением их в централизованный фонд денежных средств – бюджет государства, то есть мобилизацией денежных средств в распоряжение государства, которое уже само распределяет эти средства по расходным статьям в соответствии с избранными приоритетами.
- Признак уплаты в
целях финансового обеспечения
деятельности государства
- Законность как признак
отличает налоги тем, что их
установление, порядок исчисления
и уплаты, изменение или отмена
осуществляются исключительно
- Признак относительной регулярности. Отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, то есть налог – это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.
Таким образом, налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируется финансовые ресурсы государства.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой.