Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………
3
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….
6
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность ………………………………………………….
6
1.2. Основные принципы построения налоговой системы ……………………..
9
1.3. Налоги в системе рыночной экономики. Кривая Лаффера………………..
13
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….
17
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России……………………………………………………………………………….
17
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………………
20
2.3. Характеристика современной Российской налоговой системы……………..
29
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31
3.1. Отличительные особенности российского налогообложения …………….
31
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ……………………….
33
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….…………………
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........
42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 44
Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей, использование прибыли на цели расширения производства осуществлялись через систему льгот по налогу на прибыль[11, с. 97] .
Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.
Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом.
Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.
Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.
Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов[16, с. 234].
Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, обескровил союзный бюджет, выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к быстрому росту инфляции.
По расчетам специалистов, общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что, при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб.=$0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира. Это и предопределило необходимость установления свободного рыночного ценообразования на подавляющую массу продукции, товаров и услуг с 1 января 1992 года[25].
Несколько упрощенно, для краткости, без соответствующих статистических выкладок, можно назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося, прежде всего в неуправляемой инфляции 1991 г.:
1) резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последствиями) в Афганистане;
2) бездумная антиалкогольная кампания середины 1980-х гг. обусловила сокращение налоговых доходов более чем на 30%;
3) чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;
4) перевод ряда республик (прибалтийских) на одноканальный взнос налога в союзный бюджет;
5) падение собираемости налогов[11, с. 99].
Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача — в кратчайший срок сформировать самостоятельную новую налоговую систему страны.
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации
В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г., закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»[11, с. 99]. Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г.
Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Формально перечень налогов, установленный Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», отвечал принципам рынка. В его состав входили такие налоги, как НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т. д. В то же время в состав налогов включалось и немало «экзотических» налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, сбор за парковку автотранспорта и др.
Перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляли желать лучшего, несмотря на все попытки применения «драконовских» налоговых санкций или, наоборот, введения налоговой амнистии (1994-1996 гг.). Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства.
За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого
кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ[2].
Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления государства и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами[11, с. 100].
В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах также принимаются в соответствии с НК РФ.
Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее
1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения[11, с. 100].
Первая часть Кодекса
состоит из 7 разделов и 20 глав. В
них последовательно
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г., состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору[2]. Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.
Следует добавить, что на современном этапе в России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса, принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках НК РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ[3, с. 20].
Система налогов и сборов в России строится по территориальному признаку и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральных (на уровне РФ), региональных (на уровне субъектов РФ) и местных налогов (на уровне муниципальных образований).
Федеральные налоги и сборы устанавливаются действующим Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории России:
Региональные налоги помимо Налогового кодекса РФ устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. К ним относятся:
Местные налоги в рамках Налогового кодекса устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В эту группу входят два налога:
Кроме этого, Налоговым кодексом в Российской Федерации установлены 4 специальных налоговых режима:
1) Упрощенная система налогообложения.
2) Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Перечень налогов России является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.
В отношении налоговых полномочий исполнительных органов власти НК РФ регламентирует следующий порядок: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по разработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ; исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, таможенного дела, и их территориальные органы также не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Здесь, прежде всего, следует особо подчеркнуть нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы (далее — ФНС), которая относится к органам налогового контроля. ФНС издает для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Так, ФНС был разработан целый ряд методических рекомендаций по применению глав части второй НК РФ для обеспечения единообразного применения норм НК РФ и осуществления контроля над соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Следует отметить, что эти рекомендации не являются нормативными документами, обязательными для выполнения налогоплательщиками. Поэтому специалистам налоговых органов запрещено при подготовке решений по итогам контрольной работы ссылаться на них[11, с. 104].