Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………
3
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….
6
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность ………………………………………………….
6
1.2. Основные принципы построения налоговой системы ……………………..
9
1.3. Налоги в системе рыночной экономики. Кривая Лаффера………………..
13
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….
17
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России……………………………………………………………………………….
17
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………………
20
2.3. Характеристика современной Российской налоговой системы……………..
29
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31
3.1. Отличительные особенности российского налогообложения …………….
31
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ……………………….
33
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….…………………
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........
42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 44
Проблематичен также
вопрос неравномерности распределения
налогов между категориями
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:
- налог на доходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенства в распределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработную плату (который через включение его в издержки производства вызывает непосредственный инфляционный эффект);
- налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;
- налог на добавленную стоимость "штрафует" ввоз новой техники и современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.
Следует подчеркнуть, что негативный социально-экономический эффект (включая фискальный) от применения указанных видов налогов в России связан не только с их природой, сколько с изменившимися в стране общественными условиями. Все эти налоги устанавливались и вводились в действие в условиях промышленного капитализма, когда движение денег примерно уравновешивалось движением материальных ценностей. В современных же условиях финансового капитализма, когда объем финансовых оборотов в десятки-сотни раз превышает оборот реальных товаров, когда основная масса доходов формируется в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для улавливания значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе.
Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения
Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усилие. Поэтому, как считает В.А. Кашин [26, c.43], в налоговой политике остается только один путь − заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития. Рассмотрим их более подробно.
Первый из предлагаемых налогов − это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется.
По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.
Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) − налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.
Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы (и по количеству - по сумме расходов, и по качеству - по доле в них дорогих товаров), а не доходы (в молодости человек может работать особенно интенсивно, чтобы нагнать разрыв в благосостоянии с более старшими поколениями, и он более накапливает, чем тратит).
В третьих, в современных
условиях значительно легче
Второй налог из трех предлагаемых - это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется - обложению подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы - дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам и т.д. - все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налог существует практически во всех странах - в виде "налога у источника". Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы (на уровне, 25%).
Предлагаемый налог, лишен известных налогу на прибыль недостатков:
- нет необходимости вмешательства в бухгалтерский учет предприятия и использования особых методов контроля для улавливания чистой прибыли предприятия;
- нет потребности применять значительное число льгот по этому налогу;
- нет необходимости применять особый налоговый учет амортизации, а также внедрять и поддерживать целую систему мер по взаимоурегулированию режимов налога на прибыль и подоходного налога - вообще поддержания разных налоговых режимов в отношении предпринимательской прибыли.
И наконец, третий налог - уже давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности - по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% - федеральный налог, до 2% - надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База у этого налога, шире чем налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы: он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности. важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке - путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по этому налогу.
Общие обоснования для перехода к указанной унифицированной системе сбора налогов давно и хорошо известны.
Во-первых, большинство современных налогов собирается в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним относятся к категории налоговых отношений, что исключает возможность проведения возвратов.
Во-вторых, система казначейства приспособлена к реализации именно бюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов.
А самое главное, - предлагаемая
система сбора налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Подведем итоги данной курсовой работы:
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Цель налоговой системы:
создание условий для эффективных
воспроизводственных процессов
в народном хозяйстве РФ, создание
предпосылок для решения
Отличительная особенность бюджетной политики России та, что основу поступлений представляют налогооблагаемые доходы, большинство из которых является косвенными: НДС, акцизы, налоги с продаж. Ставки налогов у нас значительно выше, чем во всех европейских странах, включая страны Восточной Европы, и подъем экономики при них невозможен. Известно, что для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства налоги не должны пересматриваться часто — ориентировочно не чаще чем раз в пять лет. Недоимки и неплатежи в связи с отсутствием у предприятий средств — столь же серьезная проблема, как и сокрытие доходов, которая особенно обострилась во время финансового кризиса.
Поддержка малого
и среднего бизнеса, снижение
налогового бремени —
Проблема совершенствования
налоговой системы очень
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2009. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2011 г. Издательство: Эксмо, 2011
3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
3. Аронов А.В., Кашин В.А. налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007.
4. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.; том 21, стр.171.
5. Налоговое администрирование.–М.:ЮНИТИ, 2002.–298 с. Дадашев А..
6. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.
7. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: О.О. «Гильдия финансистов», 2002. – 223
8. Пансков В.Г, Налоги и налогообложение в Российской Федерации Учебник для вузов - 7-е изддоп и перераб. – МЦФЭР, 2006-592с.
9. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. – М.: Изд-во «Статут», 2005. – 287 с.
10. Петров А.В. Налоги 2009: все о поправках в налоговый кодекс РФ// Бератор-Паблишинг.- 2009.
11. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007.
12. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2010
14. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008. – 331 с.
15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2005.
16. Соколинский В.Е., Корольков В.Е. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
17. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. – Курс экономической теории: Учебник. – Киров, 2005