Особенности налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………
3
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….
6
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность ………………………………………………….
6
1.2. Основные принципы построения налоговой системы ……………………..
9
1.3. Налоги в системе рыночной экономики. Кривая Лаффера………………..
13
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….
17
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России……………………………………………………………………………….
17
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………………
20
2.3. Характеристика современной Российской налоговой системы……………..
29
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31
3.1. Отличительные особенности российского налогообложения …………….
31
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ……………………….
33
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….…………………
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........
42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 44

Файлы: 1 файл

налогообложение.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

В связи с проводимой административной реформой и вхождением Федеральной налоговой службы в структуру Министерства финансов РФ все функции по разъяснению законодательных актов переданы Минфину РФ. В настоящее время накоплено большое количество ответов Минфина РФ по различным вопросам, интересующим налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти письма выполнены в форме ответов на индивидуальные запросы, налогоплательщики с помощью индивидуальной информационно-справочной службы могут использовать эти разъяснения Минфина РФ при отстаивании своих позиций в налоговых службах. Кроме того, налогоплательщики могут использовать необходимые для них документы справочно, что, как показывает практика, весьма полезно при осуществлении налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов.

 

 

 

2.3 Характеристика современной  Российской налоговой системы 

 

 

 

Действующим налоговым  законодательством не предусмотрено  нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы. Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:

-    систему налоговых органов;

-    систему и принципы налогового законодательства;

-    принципы налоговой политики;

-    порядок распределения налогов по бюджетам;

-    формы и методы налогового контроля;

-    порядок и условия налогового производства;

-    подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.

Поэтому можно согласиться  с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную  совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве  существенных условий налогообложения[9]. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

К экономическим показателям  в первую очередь относится налоговое бремя, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны. 
В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, − 2:1.

Для характеристики налоговой  системы используется также соотношение  прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов в 1994 году составила 73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.

Структура прямых налогов  также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для  высокоразвитых стран характерна высокая  доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (27%), а налог с физических лиц составляет 18% налоговых поступлений (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

 

* По данным ФСН [30]

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги. 
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.

Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом  налоговой системы стал новый  для России налог – налог на добавленную стоимость (НДС), который  вместе с акцизами заменил налог  с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.

Введение в действие системы косвенных платежей (НДС  и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%.

Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских  товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.

В последние несколько  лет вырос удельный вес в доходах  федерального бюджета акцизов, что можно в большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.

Если сравнивать структуру  прямых налогов в России с аналогичной  структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой  системы является низкая доля подоходного  налога с физических лиц (в странах  ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений).

Поэтому одной из целей  проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего  налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности. 
Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

 

 

 

              ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

3.1. Отличительные особенности российского налогообложения

 

 

 

Перечислим основные особенности, характеризующие современную  систему регулирования налогообложения  в РФ[14]:

Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.

Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. 
Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать  и жесткость, по сравнению с зарубежными  налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства. 
Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.

3.2. Основные проблемы российской налоговой системы

 

 

 

Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой  практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

В российской экономике  по различным оценкам от 25 до 40% ВВП  создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплат в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, НДПИ − см. Диаграмму 2) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются.

Диаграмма 2.

* По данным ФСН [30]

Еще одна проблема заключается  в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны.

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени.

Информация о работе Особенности налогообложения в России