Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение налоговой системы Российской Федерации и анализ принципов ее построения и основных особенностей.
Цель работы определила задачи:
- изучить понятия налогов и налоговой системы;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ налогообложения в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………
3
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….
6
1.1. 1.1. Налоги, понятие и сущность ………………………………………………….
6
1.2. Основные принципы построения налоговой системы ……………………..
9
1.3. Налоги в системе рыночной экономики. Кривая Лаффера………………..
13
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….
17
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России……………………………………………………………………………….
17
2.2. Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………………
20
2.3. Характеристика современной Российской налоговой системы……………..
29
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31
3.1. Отличительные особенности российского налогообложения …………….
31
3.2. Основные проблемы российской налоговой системы ……………………….
33
3.3. Предложения российских экономистов по усовершенствованию налогообложения……………………………………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….…………………
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........
42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 44
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:
- принцип справедливости,
утверждающий всеобщность
- принцип определенности,
согласно которому сумма,
- принцип удобности - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура
выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
- принцип экономии, т.е.
сокращение издержек взимания
налога, рационализация системы
налогообложения. Суммы сборов
по каждому конкретному налогу
должны в соответствии с
Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце прошлого века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. То есть финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:
I. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность налогообложения;
2) эластичность (подвижность) налогообложения.
II. Народнохозяйственные принципы:
3) надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.
III. Этические принципы (принципы справедливости)
5) всеобщность налогообложения;
6) равномерность налогообложения.
IV. Административно-технические правила (принципы налогового управления):
7) определенность
8) удобство уплаты налога;
9) максимальное уменьшение издержек взимания.
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
- налоговое законодательство должно быть стабильно;
- взаимоотношения
налогоплательщиков и государст
- тяжесть налогового
бремени должна равномерно
- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков: принцип платежеспособности[17, с. 549];
- способы и
время взимания налогов должны
быть удобны для
- существует
равенство налогоплательщиков
- издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
- нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
- доступность и открытость информации по налогообложению;
- соблюдение налоговой тайны.
В качестве самостоятельного
принципа налогообложения можно
назвать и положение о
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что принципы налогообложения способствуют достижению наиболее общих задач, стоящих перед обществом. Именно с учётом того, что насколько налоговая система ориентирована на достижение этих задач, оценивают эту систему и определяют направления её совершенствования.
Можно выделить четыре фундаментальные задачи, четыре стратегических направления развития общества:
Принципы налогообложения должны быть направлены на создание такой налоговой системы, которая бы способствовала наиболее полному достижению всех четырех фундаментальных задач в совокупности.
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:
- либеральная модель – незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Такая модель сложилась в США, Англии, Франции;
- социально ориентированная модель – большая степень государственного регулирования; значительный госсектор; высокая степень регламентации рынка не только на макро- но и на микроуровне; государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений. При том, что в России развиваются либерально-рыночные тенденции, это пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации.
Рисунок 1. Кривая Лаффера
От величины налогового
бремени зависит объем
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы в России
Прежде чем начать оценивать экономическую целесообразность новой налоговой системы, введённой в России с 1 января 1992 года, следует обратиться к истории налогообложения в России и СССР. В Советском Союзе налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Однако появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение прежних идеологических установок и постепенное изменение экономическое строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и с 1 января 1991 г. был введён в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»[11, с. 97]. Принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолён соблазн использовать
американскую
ступенчатую систему
Таким образом, основой налогообложения предприятий с 1991 года стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, вносились как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, входящих в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.
Для отдельных плательщиков
были установлены другие размеры
ставок. Для государственных