Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение5
1.Теоретические аспекты налоговой системы6
1.1 Общая характеристика налоговой системы и её элементы6
1.2 Принципы построения налоговой системы 9
2. Анализ развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях12
2. 1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь12
2. 2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 гг15
3. Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь24
Заключение28
Список использованных источников30

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 174.23 Кб (Скачать файл)
  • государством и органами местного самоуправления – относительно разграничения их прав законодательной компетенции в налоговой сфере;
  • государством и органами, обеспечивающими администрирование налогов, - по поводу определения их правового статуса;
  • налоговыми органами и налогоплательщиками – относительно порядка соблюдения их прав и обязанностей перед государством и друг другом, а также механизма реализации налоговыми органами контрольных полномочий;
  • налогоплательщиками – относительно обмена необходимыми для расчёта налоговых обязательств и отчётной документации.

Последний элемент – налогоплательщик – в свою очередь должен функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой.

Таким образом, в налоговой системе  должна проявляться определённая подчинённость  субъектных элементов системы (налоговых  администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству и налогам). Без преувеличения можно утверждать, что эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обоснованно построена её налоговая система.

 

 

    1. Принципы построения налоговой системы 

 

Эффективность проведения налоговой политики в  значительной мере предопределяется её соответствием основным теоретическим  принципам налогообложения. Можно выделить значительное количество принципов налоговой системы, однако среди них наиболее важными являются следующие:

  1. единства законодательной и нормативно-правовой базы;
  2. стабильности налогового законодательства;
  3. рациональности и оптимальности налоговой системы;
  4. организационно-правового построения и организации налоговой системы;
  5. единоначалия и централизации управления налоговой системой;
  6. максимальной эффективности налоговой системы;
  7. целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и др.

Единство  законодательной и нормативно-правовой базы налоговой системы означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (Налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных условиях. То есть налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания. То есть изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Построение  стабильной налоговой системы с  правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению  функций органов государственной  власти бюджет гарантированными налоговыми источниками доходов в течение  периода нахождения налоговой системы  в стабильном состоянии. Налоговые  изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается  на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и  органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения  в налоговых ставках в сторону  их увеличения ведут к изменению  ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального  положения и морального состояния  общества, порождают недоверие к  органам власти.

Принципы  рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых она обеспечивает максимальность или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования [7, с 156].

Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный принцип  законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням  государственной структуры и  разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих  территориальных образований, в  том числе их перераспределение  между уровнями.

Принцип также  законодательно закрепляет разграничение  прав и обязанностей в вопросах налогообложения  по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.

В соответствии с данным принципом в налоговом  законодательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой  системы.

Принцип единоначалия или централизации  управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.

Принцип максимальной эффективности налоговой  системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Принцип целевого поступления налогов и  сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т. е. в первую очередь — на повышение уровня жизни общества [8] .

Таким образом, для  обеспечения  стабильного  развития  всякая  страна

должна учитывать  и строго соблюдать все вышеперечисленные  базовые  принципы налогообложения. На них  должна  основываться  налоговая  политика  страны, налоговые законы не должны  приниматься  и  проводиться  в  нарушение  этих принципов, суды должны разрешать налоговые  споры  в  духе  этих  налоговых принципов, даже если они и не  выражены  прямо  в  форме  конкретной  нормы закона или иного правового  документа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

Направленная  на построение социально ориентированной  рыночной экономики налоговая система  республики Беларусь начала вводиться  с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь».

Формирование  налоговой системы происходило  в условиях фискального кризиса 1990-х гг., характерного для всех стран  с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета  и возрастающими расходами на стабилизацию экономики.

Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические  лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли  в части внебюджетных средств, большинство  из которых были объединены и преобразованы  в бюджетные фонды с одновременным  пересмотром их ставок. Соответственно снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженности плательщиков перед бюджетом, существенно изменилась и структура налогов [9, с 120-121].

Налоговая система  Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом принципов налогообложения, разработанных налоговой практикой других стран. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

1.Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение  в Республике Беларусь основывается  на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается  установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и  компенсационных) согласно международным  договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую  базу Таможенного союза, либо  дифференцированных ставок таможенных  пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров в соответствии  с настоящим Кодексом и таможенным  законодательством Таможенного  союза.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть  Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой  системы Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки [10].

Элементами  налоговой системы РБ являются:

  • налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- субъект  налога;

- предмет  и объект налогообложения;

- источники  выплаты налоговых платежей;

- ставка  налога;

- база налогообложения;

- методы  налогообложения;

- налоговые  льготы;

- налоговый  и отчетный периоды;

- санкции;

  -порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию;

  • налоговое законодательство;
  • налоговые службы [11,c.38].

Рассмотрим  основные из них.

Налог — обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

На территории Республики Беларусь установлены и  действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях [12, c. 63].

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

-налог на  добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на  прибыль;

-налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

-подоходный налог с физических лиц;

-налог на  недвижимость;

-земельный  налог;

-экологический  налог;

-налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

-сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

-оффшорный  сбор;

-гербовый  сбор;

-консульский  сбор;

-государственная  пошлина;

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития