Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель работы: анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь.
Введение5
1.Теоретические аспекты налоговой системы6
1.1 Общая характеристика налоговой системы и её элементы6
1.2 Принципы построения налоговой системы 9
2. Анализ развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях12
2. 1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь12
2. 2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 гг15
3. Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь24
Заключение28
Список использованных источников30
44 013 900 белорусских рублей – на игровой стол;
1 676 300 белорусских рублей – на игровой автомат;
9 023 200 белорусских рублей – на кассу тотализатора;
4 511 600 белорусских рублей – на кассу букмекерской конторы.
При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.;
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета за период с 2010 по 2012 гг. в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Налоговые доходы консолидированного бюджета РБ за 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
в % к ВВП | |||
Налоговые доходы |
27,5 |
26,3 |
25,7 |
Налоги на доходы и прибыль |
7,3 |
6,4 |
7,2 |
Подоходный налог с физ.лиц |
3,2 |
3,3 |
3,6 |
Налог на прибыль |
3,6 |
2,9 |
3,5 |
Налог на доходы |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Налоги на собственность |
1,3 |
1,1 |
0,9 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
14,0 |
12,5 |
12,0 |
НДС |
9,8 |
9,5 |
8,6 |
Акциз |
2,7 |
2,0 |
2,1 |
Экологический налог |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
3,3 |
5,4 |
4,7 |
Др. налоги, сборы (пошлины) и др. налоговые доходы |
1,5 |
0,9 |
1,1 |
Примечание - источник: собственная разработка на основе [28].
Наибольший удельный весь в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РБ за весь рассматриваемый период занимают налоги на товары (работы, услуги), в которых наибольшую долю занимает НДС.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло сокращение налоговых доходов за счёт снижения поступлений практически от всех основных налогов, за исключением подоходного налога с физических лиц и налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности.
Уменьшение поступлений
по НДС связано с сокращением
розничного товарооборота по сравнению
с уровнем предыдущего года, что
в свою очередь обусловлено снижением
доходов населения. Доля НДС и
акцизов снизилась вследствие роста
доходов от внешнеэкономической
деятельности. Можно выделить несколько
причин увеличения налоговых доходов
от внешнеэкономической
В 2012 году по сравнению с 2011 годом также произошло снижение налоговых доходов за счёт снижения поступлений от налогов на товары, работы, услуги (в большей мере от НДС), налогов на собственность и налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на сокращение поступлений от налогов, они являются основой доходной части бюджета и в 2012 году составили 88,0% от общей суммы доходов бюджета, что на 0,1 процентный пункт меньше, чем в 2011 году.
Наибольший вклад в формирование бюджета вносят: НДС, налоги на доходы и прибыль, налоги от внешнеэкономической деятельности. При этом несмотря на существенное снижение ставки налога на прибыль (с 24 до 18%), его доля в налоговых доходах увеличилась на 2,3 процентных пункта, что говорит об улучшении собираемости налога.
В связи с изменениями таких показателей как ВВП и налоговые доходы консолидированного бюджета РБ будет меняться и налоговая нагрузка на экономику страны (см.табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Динамика налоговой нагрузки за счёт изменения ВВП и налоговых доходов консолидированного бюджета РБ
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
ВВП, млрд.руб. |
164476 |
297158 |
527385 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд.руб. |
44875 |
79638 |
138000 |
Налоговая нагрузка, % |
27,3 |
26,8 |
26,2 |
Примечание – источник: собственная разработка
В 2011 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8 % к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5 процентного пункта за счёт увеличения ВВП на 132682 млрд.руб. и налоговых доходов на 34763 млрд.руб.
В 2012 году налоговая нагрузка сократилась ещё на 0,6 процентных пункта за счёт увеличения ВВП на 230227 млрд.руб и налоговых доходов на 58362 млрд.руб. и составила 26,2%. Снижение налоговой нагрузки наиболее наглядно представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2010-2012 гг. в % в ВВП
Примечание – источник: собственная разработка
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств.
Также следует отметить, что Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены очередные меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки, среди которых расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, введение для целей налогообложения по налогу на прибыль механизма переноса убытков, полученных при осуществлении текущей деятельности, на будущие периоды, оптимизация налоговых льгот [21].
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. Основной целью реформирования налоговой системы выступает достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).
Основные проблемы национальной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, проблема заключается в нестабильности налогового законодательства.
Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.
Во-вторых, большой недостаток белорусской налоговой системы заключается в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепочке налоговых нарушений по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в несколько раз. Подобный механизм налоговой системы не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь - налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Для снижения налоговой нагрузки считаю необходимым и возможным снижение налога на прибыль до 15%. Например, для предприятия «Икс» снижения налога на прибыль приведет к значительной экономии средств. В 2012 г. предприятие «Икс» получило 900 000 000 р. прибыли, было уплачено 216 000 000 р. налога на прибыль. Произведем расчет экономии средств при снижении ставки налога до 15%:
Нп= НБ·НС/100;
Нп=900 000 000·15/100=135 000 000 р.
где Нп - налог на прибыль;
НБ - налоговая база;
НС - налоговая ставка.
Получаем, за год экономия средств составит 27 000 000 р., или 2 250 000 р. ежемесячно. Сэкономленные средства могут быть направлены на стимулирование труда работников предприятия, увеличение фонда накопления, производственные нужды.
Правительством Республики Беларусь в настоящее время рассматривается вопрос об отмене сбора на развитие территорий, который составляет 3 % от прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль. Произведем расчет экономии средств предприятия «Икс».
В 2012 г. было получено 900 000 000 р. прибыли, налог на прибыль составил 216 000 000 р. Следовательно, налоговая база для расчета сбора на развитие территории составляет 684 000 000 р.
Сбор на р.т = НБ·НС/100
Сбор на р.т. = 684 000 000·3/100=20 520 000 р.
При отмене сбора на развитие территорий в распоряжении предприятия останется 20 520 000 р. ежегодно, или 1 710 000 р. ежемесячно. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль может быть использована на социальные, производственные нужды.
Снижение налоговых ставок и отмена налоговых платежей является важной и сложной задачей на пути упрощения налоговой системы. Снижая или отменяя определенный налог государству необходимо искать пути компенсации недополученных средств в бюджет. Однако без подобных мер улучшение налогового климата в стране будет затруднительно.
Дальнейшее совершенствование
налогового законодательства в отношении
налогообложения субъектов
Как известно, сами по себе налоги не попадают в государственную казну. Для обеспечения полноты уплаты налогов и формирования доходов бюджета в запланированных объемах необходим целый комплекс условий. Основными функциями грамотно организованной и эффективной системы сбора налогов являются информирование, консультирование и оказание методологической помощи плательщикам по вопросам исполнения налогового законодательства. Сюда же следует отнести создание для плательщиков комфортных условий исполнения налоговых обязательств и минимизации издержек бизнеса на уплату налогов. Немаловажное значение имеют учет плательщиков и уплаченных ими налогов как основа аналитической составляющей налогового администрирования и, безусловно, контроль за соблюдением налогового законодательства, система мер принудительного взыскания в целях погашения задолженности по платежам в бюджет. Выстраиванием такой системы и занимается белорусская налоговая служба на протяжении последних лет [23].