Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель работы: анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь.
Введение5
1.Теоретические аспекты налоговой системы6
1.1 Общая характеристика налоговой системы и её элементы6
1.2 Принципы построения налоговой системы 9
2. Анализ развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях12
2. 1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь12
2. 2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 гг15
3. Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь24
Заключение28
Список использованных источников30
-патентные пошлины;
-таможенные пошлины и таможенные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
-налог за владение собаками;
-курортный сбор;
-сбор с заготовителей [10].
Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
- Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;
- Нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [13,c.36].
Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.
Общее управление
налогами возложено на высшие органы
власти – парламент, аппарат Президента,
правительство. Оперативное управление
процессом налогообложения в
Республике Беларусь возложено на Министерство
Финансов и его органы на местах,
Министерство по налогам и сборам
и его территориальные
В настоящее время в
республике практически создана
систематизированная
2.2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство.
С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему [15].
Далее будет приведён анализ налоговой системы Республики Беларусь за период 2010 – 2012гг. в соответствии с классификацией налогов на основе данных, представленных на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.
Подоходный налог с физических лиц.
Принципы исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15%. Для резидентов Парка высоких технологий - 9%. Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12% [16].
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов (см.табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Динамика налоговых вычетов по подоходному налогу за период с 2010 по 2013 гг
Налоговые вычеты |
2010 тыс.руб в месяц |
2011 тыс.руб в месяц |
2012 тыс.руб в месяц |
2013 тыс.руб в месяц |
В отношении доходов, не превышающих |
1635,0 |
1766 |
2680,0 |
3 350 |
НВ составляют: |
270 |
292 |
440 |
550 |
На каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года |
75 |
81 |
123 |
155 |
следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности. |
380 |
410 |
623 |
780 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].
Как видно из таблицы 2.1 налоговые вычеты по подоходному налогу на протяжении 4 лет имели тенденцию к росту.
Налог на прибыль.
За период 2007 – 2011 года ставка налога на прибыль в размере 24% оставалась неизменной. В 2012 году ставка налога на прибыль составила 18 %.
В 2011 г. при налогообложении прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, применялась ставка 12 %. В 2012 г. ставка уменьшилась на 2 процентных пункта и составила 10 %.
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Ставки налога на протяжении рассматриваемого периода оставались неизменными:
- по плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 %;
- по доходам
от долговых обязательств
- по дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 %;
- по другим доходам - 15 %.
Налог на добавленную стоимость.
За период с 2010 по 2013 неизменной оставалась ставка налога на добавленную стоимость для экспортируемых товаров и услуг в размере 0%, а так же на реализацию производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень в размере 10%.
Так же была с 2010 года установлена ставка в размере 20% на реализацию и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, не перечисленные выше, ранее эта ставка была 18%.
Кроме того, с 2010 года обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 %.
Акцизы.
В
Республике Беларусь действуют единые
ставки акцизов как для товаров,
произведенных плательщиками
Ставки акцизов на подакцизные товары в период с 2010 по 2011 гг. увеличивались (Приложение А). Это произошло с учётом прогнозируемых темпов инфляции, а так же для поддержки отечественных предприятий [18].
С 1 января 2012 г. увеличены ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением отдельных видов автомобильных бензинов.
Ставки акцизов на алкогольную продукцию объединены в одну позицию в части коньяков, бренди, кальвадосов, оригинальных алкогольных напитков, вин виноградных оригинальных, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта с 7 до 28 % и более 28 %. С 1 января 2012 г. эта группа в ставках акцизов представлена под названием "Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 7 % и более (за исключением спиртов, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, вин фруктово-ягодных натуральных, вин натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, сидра, пива и пивного коктейля, спиртосодержащих растворов)". В эту позицию подакцизных товаров также включены вина плодовые крепленые ординарные и виноградные, которые до 2012 г. были выделены в отдельную позицию подакцизных товаров в целях установления ставок акцизов.
В одну позицию для установления ставок акцизов объединены табак трубочный и курительный. До 2012 г. были самостоятельные позиции "Табак трубочный" и "Табак курительный".
В одну позицию для установления ставок акцизов объединены сигареты без фильтра и папиросы. До 2012 г. это были отдельные позиции с различными ставками акцизов.
В Приложении Б рассмотрим более подробно произошедшую с 1 января 2012 г. корректировку ставок акцизов по позициям подакцизных товаров [19].
Налог на недвижимость.
Годовая ставка налога на недвижимость оставалась неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода:
Земельный налог.
До 2009 включительно сумма земельного налога исчислялась в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, независимо от результатов предпринимательской или иной деятельности владельца. Размер налога устанавливается раз в год в виде фиксированного платежа в расчете на каждый гектар земельного участка. С 2010 года земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Экологический налог.
Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения. Однако, до 2010 года ставки данного налога были установлены на следующем уровне: за переработку 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взималось по ставке 2800 белорусских рублей, в 2009 данная ставка выросла до 3300 белорусских рублей.
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, налог взимался по ставке, в 15 раз превышающей базовую ставку налога. Данная ставка оставалась неизменной на протяжении 2009-2010 гг..
С 2011 года 15-кратный размер экологического налога не применяется и, следовательно, вся сумма экологического налога будет включаться в затраты, учитываемые при налогообложении (как в пределах лимита, так и сверх его).
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от видов природных ресурсов.
Местные налоги и сборы.
При анализе данного налога можно отметить ежегодное уменьшение количества видов выплат.
В настоящее время перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов сократился до 3-х пунктов:
Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:
Ставки сбора
с заготовителей
3. курортный сбор
Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3%.
Специальные режимы налогообложения.
В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков предусмотрены специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:
Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 %.
В статье 289 Налогового Кодекса РБ (Особенная часть) определены ставки налога при упрощенной системе в следующих размерах:
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения налогом на игорный бизнес: