Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение5
1.Теоретические аспекты налоговой системы6
1.1 Общая характеристика налоговой системы и её элементы6
1.2 Принципы построения налоговой системы 9
2. Анализ развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях12
2. 1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь12
2. 2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 гг15
3. Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь24
Заключение28
Список использованных источников30

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 174.23 Кб (Скачать файл)

-патентные  пошлины;

-таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

-налог за  владение собаками;

-курортный  сбор;

-сбор с заготовителей [10].

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

- Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;

- Нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [13,c.36].

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Оперативное управление процессом налогообложения в  Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством [13,c.40].

В настоящее время в  республике практически создана  систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая  налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при  исполнении им налоговых обязательств. По индикатору "Количество платежей" в рейтинге "Doing business-2013" показатель сокращен с 82 до 10 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги [14].

 

 

2.2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год

 

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство.

С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему [15].

Далее будет приведён анализ налоговой  системы Республики Беларусь за период 2010 – 2012гг. в соответствии с классификацией налогов на основе данных, представленных на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

Подоходный  налог с физических лиц.

Принципы  исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется  единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15%. Для резидентов Парка высоких технологий - 9%. Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12% [16].

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов (см.табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 – Динамика налоговых вычетов  по подоходному налогу за период с 2010 по 2013 гг

Налоговые вычеты

2010

тыс.руб в месяц

2011

тыс.руб в месяц

2012

тыс.руб в месяц

2013

тыс.руб в месяц

В отношении доходов, не превышающих

1635,0

1766

2680,0

3 350

НВ  составляют:

270

292

440

550

На  каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц  года

75

81

123

155

следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

380

410

623

780


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [16].

 

Как видно  из таблицы 2.1 налоговые вычеты по подоходному налогу на протяжении 4 лет имели тенденцию к росту.

Налог на прибыль.

За период 2007 – 2011 года ставка налога на прибыль  в размере 24% оставалась неизменной. В 2012 году ставка налога на прибыль составила 18 %.

В 2011 г. при налогообложении прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, применялась ставка 12 %. В 2012 г. ставка уменьшилась на 2 процентных пункта и составила 10 %.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога на протяжении рассматриваемого периода оставались неизменными:

- по плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 %;

- по доходам  от долговых обязательств любого  вида независимо от способа  их оформления - 10 %;

- по дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 %;

- по другим доходам - 15 %.

Налог на добавленную стоимость.

За  период с 2010 по 2013 неизменной оставалась ставка налога на добавленную стоимость для экспортируемых товаров и услуг в размере 0%, а так же на реализацию производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень в размере 10%.

Так же была с 2010 года установлена ставка в размере 20% на реализацию и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, не перечисленные выше, ранее эта ставка была 18%.

Кроме того, с 2010 года обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 %.

Акцизы.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками  акцизов на территорию Республики Беларусь и  реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на подакцизные товары в период с 2010 по 2011 гг. увеличивались (Приложение А). Это произошло с учётом прогнозируемых темпов инфляции, а так же для поддержки отечественных предприятий [18].

С 1 января 2012 г. увеличены ставки акцизов  на подакцизные товары, за исключением  отдельных видов автомобильных бензинов.

Ставки акцизов на алкогольную  продукцию объединены в одну позицию  в части коньяков, бренди, кальвадосов, оригинальных алкогольных напитков, вин виноградных оригинальных, алкогольной  продукции с объемной долей этилового спирта с 7 до 28 % и более 28 %. С 1 января 2012 г. эта группа в ставках акцизов представлена под названием "Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 7 % и более (за исключением спиртов, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, вин фруктово-ягодных натуральных, вин натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, сидра, пива и пивного коктейля, спиртосодержащих растворов)". В эту позицию подакцизных товаров также включены вина плодовые крепленые ординарные и виноградные, которые до 2012 г. были выделены в отдельную позицию подакцизных товаров в целях установления ставок акцизов.

В одну позицию для установления ставок акцизов объединены табак  трубочный и курительный. До 2012 г. были самостоятельные позиции "Табак трубочный" и "Табак курительный".

В одну позицию для установления ставок акцизов объединены сигареты без фильтра и папиросы. До 2012 г. это были отдельные позиции  с различными ставками акцизов.

В Приложении Б рассмотрим более подробно произошедшую с 1 января 2012 г. корректировку ставок акцизов по позициям подакцизных товаров [19].

Налог на недвижимость.

Годовая ставка налога на недвижимость оставалась неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов.

Земельный налог.

 До 2009 включительно сумма земельного налога исчислялась в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, независимо от результатов предпринимательской или иной деятельности владельца. Размер налога устанавливается раз в год в виде фиксированного платежа в расчете на каждый гектар земельного участка. С 2010 года земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Экологический налог.

Ставки  экологического налога установлены  Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения. Однако, до 2010 года ставки данного налога были установлены на следующем уровне: за переработку 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взималось по ставке 2800 белорусских рублей, в 2009 данная ставка выросла до 3300 белорусских рублей.

За  выбросы загрязняющих веществ в  атмосферный воздух, сбросы сточных  вод или загрязняющих веществ  в окружающую среду сверх установленных  лимитов либо без установленных лимитов, налог взимался по ставке, в 15 раз превышающей базовую ставку налога. Данная ставка оставалась неизменной на протяжении 2009-2010 гг..

С 2011 года 15-кратный размер экологического налога не применяется и, следовательно, вся сумма экологического налога будет включаться в затраты, учитываемые  при налогообложении (как в пределах лимита, так и сверх его).

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от видов природных ресурсов.

Местные налоги и сборы.

При анализе данного налога можно  отметить ежегодное уменьшение количества видов выплат.

В настоящее время перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов сократился до 3-х пунктов:

  1. налог за владение собаками

Ставки налога за владение собаками устанавливаются  в зависимости от высоты в холке:

  • до 40 см. – в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
  • от 40 до 70 см. – в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
  • 70 и более см., а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, – в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.
  1. сбор с заготовителей

Ставки сбора  с заготовителей устанавливаются  в размере, не превышающем 5 %.

3. курортный сбор

Ставки  курортного сбора устанавливаются  в зависимости от вида санаторно-курортной  и оздоровительной организации  и не могут превышать 3%.

Специальные режимы налогообложения.

В Республике Беларусь для отдельных  категорий плательщиков предусмотрены  специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой  уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (1 % валовой выручки);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • налог при упрощенной системе налогообложения;

Для организаций  и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена  ставка налога в размере 3 %.

В статье 289 Налогового Кодекса РБ (Особенная  часть) определены ставки налога при  упрощенной системе в следующих  размерах:

  • 5% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
  • 3% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;
  • 2% – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • налог на игорный бизнес

Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения налогом на игорный бизнес:

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития