Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение5
1.Теоретические аспекты налоговой системы6
1.1 Общая характеристика налоговой системы и её элементы6
1.2 Принципы построения налоговой системы 9
2. Анализ развития налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях12
2. 1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь12
2. 2 Динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 гг15
3. Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь24
Заключение28
Список использованных источников30

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 174.23 Кб (Скачать файл)

С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном  виде с использованием интернет-технологий.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых  налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики  смогут передавать и получать в электронном  виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения  инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения.

Таким образом, внедрение  в практику налогового администрирования  новых электронных сервисов обеспечит  создание одного из компонентов «электронного  правительства» по предоставлению государственных электронных услуг в сфере налогообложения.

Еще одним концептуальным направлением деятельности налоговых  органов является проведение широкой  информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение налоговой  грамотности плательщиков. За последние  два года налоговые органы перешли  от простейшего информирования к  реальному взаимодействию с плательщиками  и общественностью. Основными направлениями  их информационно-разъяснительной  работы стали разъяснительно-предупредительная  деятельность, просветительская деятельность [24].

Следует отметить, что на данный момент Беларусь занимает 129-е место в рейтинге Doing Business-2013. В прошлом рейтинге Doing Business-2012 Беларусь находилась на 158-м месте. Таким образом, страна улучшила свой показатель на 29 позиций.

Авторы исследования Doing Business, эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, отмечают, что за последний год Беларусь улучшила свои позиции по показателю "Уплата налогов", сделав налоговые платежи более простыми и менее затратными для компаний благодаря снижению ставки налога на прибыль, а также стимулированию использования электронного декларирования и электронных платежей [26].

Таким образом, следует отметить, что налоговая  система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран. Выше изложенные проблемы и конкретные меры по их устранению свидетельствуют об эффективной работе налоговых органов Республики Беларусь. Очевиден и тот факт, что работа по улучшению налоговой системы и через нее всей налоговой политики РБ, ведется по всем направлениям, начиная от  корректировки налоговых ставок и заканчивая электронных декларированием.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система  является одним из главных элементов  рыночной экономики и выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Основными принципами построения налоговой системы являются единство законодательной и нормативно-правовой базы; стабильность налогового законодательства; рациональность и оптимальность налоговой системы; организационно-правовое построение и организация налоговой системы; единоначалие и централизация управления налоговой системой; максимальная эффективность налоговой системы; целевое поступление налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и др.

Основу налоговой  системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства.

Элементами  налоговой системы РБ являются налоги и сборы, налоговое законодательство и налоговые службы.

В течение последних лет  Беларусь активно реформировала  налоговую систему. Сокращение количества налогов (с 82 до 10), ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 27,3 % в 2010 г. до 26,2 % в 2012 г.

Уменьшение налоговой  нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН).

Также снижена  налоговая нагрузка на доходы физических лиц облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых  вычетов, увеличения действующих  и  дополнительного введения новых  льгот.

Основными недостатками налоговой системы Республики Беларусь являются нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – одна из главных проблем реформ налогообложения.

Необходимо помнить, что количество налогов не является единственным критерием для оценки эффективности налоговой системы. Оптимальной признается такая налоговая система, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщиков, что выражается в обеспечении своевременного поступления налогов в бюджет сообразно бюджетным потребностям без существенного влияния на финансовое положение организаций и граждан.

В будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.

Реформирование  налоговой системы должно также  включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на ряд определенных достижений в  области реформирования налоговой  системы нашей страны, пока Республика Беларусь по индикатору "Уплата налогов" согласно отчету Всемирного банка "Doing Business 2013" остается не на лидирующих позициях, а значит нам есть к чему стремиться в области дальнейшего ее совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адаменкова С. И. Налогообложение: теория и практика: учеб.-метод. пособие/Адаменкова С. И., Евменчик О. С., Тарарышкина Л.И., под общ. Ред. С.И. Адаменкова – 2-е изд., доп и перераб. - Мн.: Элайда, 2012.- 336 с.
  2. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов по специальности «Налоги и Налогообложение»/И.А.Майбуров – Минск: ЮНИТИ_ДАНА, 2007.-495с.
  3. Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, Т. И. Василевская и др.; Под общ. Ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Выш. Шк., 2004.- 303с.
  4. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»/И.А. Майбуров, А.М. Соколовская.-М:ЮНИТИ-ДАНА.2011.-591 с.-(Серия «Magister»)
  5. Бьюкенен Дж. М. Сочинения: Пер. с англ. Т.1. - М.: Таурус-Альфа, 1997. – 205 с.
  6. Вишневский В. П. Налогообложение: теории, проблемы, решения / Под ред. В. П. Вишневского. - Мн.: Элайда, 2003.- 268 с.
  7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, - 2001. – 598 с.
  8. Образовательный сайт по финансам и финансовому менеджменту: Принципы построения налоговой системы. [Электронный ресурс ] – Режим доступа:http://www.martynov-ma.ru/nalogi_i_nalogoodlogenie1/nalog65/index.html –  Дата  доступа 14.04.2013
  9. Гюрджан В. А. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях/ В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В. В. Шевцова и др. – Минск: ПЧУП «Светоч», 2005. – 215 с.
  10. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983
  11. Бухгалтерский учет и анализ №03 (135) 2008 . Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси. Е.М.Попов, профессор БТЭУ ПК.
  12. Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2008. – 320 с.
  13. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.
  14. Едронова, В.Н. Проблемы и тенденции развития региональной налоговой политики [Текст] / В. Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина // Финансы и кредит. - 2010. - № 12.- С. 2-7.
  15. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. 2004. №6.  – 51 с.
  16. Налоговая политика Республики Беларусь // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/news/ministries/dde71ad0e0d2401e.html. Дата доступа: 20. 04.2013
  17. Материалы по налоговому законодательству Республики Беларусь // "Главная книга.by", 2012, N 01
  18. Белорусское телеграфное агентство: Инфляция в Беларуси. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Infljatsija-v-Belarusi-v-oktjabre-sostavila-82_i_581202.html - Дата доступа 20.04.2013
  19. Главный Бухгалтер / № 3 (723) январь 2012. Недоступ А. С 1 января 2012 года действуют новые ставки акцизов на подакцизные товары (Комментарий отдельных норм Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З)
  20. Министерство на налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.by/reference/nagruzka. – Дата доступа: 25.04.2013.
  21. Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. – 2011. – №2 – С. 16 – 23
  22. Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году //  Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by /rmenu/taxation/nalogsistem /nalsys2010/. Дата доступа: 28.04.2013.
  23. Полуян В.Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования. // Вестник БГЭУ. – 2008. – № 2. – 34 с.
  24. Дейко А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность. // Экономика Беларуси. – 2008. – № 2(15). – 65 с.
  25. Барсегян, Л. Н. Налоги и налогообложение. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 52 с.
  26. Электронный ресурс: http://doingbusiness.by/belarus-zanyala-58-e-mesto-iz-185-stran-v-reitinge-doing-business-2013. Дата доступа: 28.04.2013
  27. Главный Бухгалтер / № 31 (751) август 2012. Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 349 «Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары».
  28. Экономический бюллетень НИЭИ научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.2012 г. №2

 

 


Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления ее развития