Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - обоснование необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.
Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:
осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...
5
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций …………………………………………………………..
7
1.1 Экономическое содержание налога на прибыль организаций в процессе планирования и прогнозирования ……………………………………………..
7
1.2 Методы планирования налога на прибыль организаций ………………...
10
1.3 Механизм прогнозирования налога на прибыль ………………………….
15
2 Анализ и методика планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций …………………..
20
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
24
2.3 Анализ прогноза налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
31
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций ………………………………
36
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики по налогу на прибыль ………………………………………………………………………….
36
3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….
38
Заключение ……………………………………………………………………..
40
Список использованных источников ………………………………………….
42
Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………
46

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………...

5

1 Теоретические аспекты  планирования и прогнозирования  налога на прибыль организаций …………………………………………………………..

7

1.1 Экономическое содержание  налога на прибыль организаций  в процессе планирования и  прогнозирования ……………………………………………..

7

1.2 Методы планирования  налога на прибыль организаций ………………...

10

1.3 Механизм прогнозирования  налога на прибыль ………………………….

15

2 Анализ и методика  планирования и прогнозирования  налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..

20

2.1 Анализ поступления  налога на прибыль организаций …………………..

20

2.2 Анализ выполнения  плана бюджетных поступлений  налога на прибыль 

24

2.3 Анализ прогноза  налоговых поступлений по налогу  на прибыль организаций ……………………………………………………………………..

31

3 Совершенствования направлений  оптимизации бюджетного планирования  налога на прибыль организаций ………………………………

36

3.1 Основные направления  бюджетно-налоговой политики по  налогу на прибыль ………………………………………………………………………….

36

3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….

38

Заключение ……………………………………………………………………..

40

Список использованных источников ………………………………………….

42

Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………

46


 

 

 

 

Введение

 

Несмотря на чрезмерную множественность налогов, характерную  для действующей в России системы  обложения, лишь некоторые из них  являются основными источниками  поступлений в бюджет, играя решающую роль при перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода, активно влияя на процесс воспроизводства, создавая предпосылки экономического роста. К таким налогам относится налог на прибыль организаций, который в различных превращенных формах (централизованные отчисления и платежи из прибыли, взносы свободного остатка прибыли, нормативное распределение прибыли) существует в распределительных отношениях отечественной экономической системы.

Налогообложение прибыли организаций при условии достаточно полного использования его организационного и функционального потенциала, следует рассматривать в качестве важного элемента механизма оздоровления промышленного производства, активизации экономического поведения предприятий, перехода от тактики выживания к стратегии роста и развития на базе расширенного воспроизводства. Эффектом обратной связи становится расширение налоговой базы и рост доходов государственного бюджета.

Однако действующий  в нашей стране механизм налогообложения  прибыли далек от совершенства, что  подтверждается продолжающимися среди ученых и практиков дискуссиями по поводу изменений во всех элементах его конструкции, в том числе и порядка прогнозирования и планирования.

Таким образом, исследование методов планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, уточнение его основных принципов и механизмов в современных условиях представляется актуальной задачей бюджетно-налоговой политики Российской Федерации.

Актуальность темы курсовой работы и практическая значимость процессов планирования и прогнозирования налогообложения прибыли организаций определили выбор темы, постановку цели и задач исследования.

Цель работы - обоснование  необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих  задач:

  • осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
  • провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
  • рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.

Объектом исследования в работе является конструкция налога на прибыль организаций, определяющая его организационно-функциональный потенциал обеспечения стабилизации и экономического роста государства.

Предметом исследования являются методы планирования и прогнозирования налога на прибыль при формировании планируемых и прогнозируемых доходов бюджета.

Теоретической и методологической основой исследования в курсовой работе служат концепции и гипотезы, подходы, представленные в классической и современной экономической литературе.

Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования сформировалась из законодательных и нормативных актов Президента и Правительства РФ, Правительства Оренбургской области, официальных данных Роскомстата, Министерства экономического развития РФ, УФНС по Оренбургской области, а также фактов, опубликованных в научной литературе и периодической печати, в материалах сети Интернет.

 

1Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций

1.1 Экономическое  содержание налога на прибыль  организаций в процессе планирования  и прогнозирования

 

Для определения сущности налога на прибыль и его значения для экономики государства необходимо рассмотреть ряд категорий: прибыль, налог с организаций, экономика, государство.

Прибыль как экономическая  категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной  деятельности организаций, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной  деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Получение прибыли является целью экономической деятельности коммерческих организаций. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с организаций.[20, C.50]

Соединив в одно целое  категории «налог» и «прибыль», получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. В отличие от прибыли (цель предпринимательской деятельности), налог на прибыль является платежом, роль которого является полярной для государства и хозяйствующих субъектов: государству необходимо иметь достаточную величину поступлений налога на прибыль, хозяйствующий субъект стремится минимизировать суммы налога на прибыль как часть налоговых издержек.

Государство – это особая организация общества, объединенного общими социальными, культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. [21, C.42]

Категория экономика  имеет два основных значения: это наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; это само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей. [31, C.75]

Экономическая наука  делится на микроэкономику и макроэкономику. Приставка микро отражает тот  факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства. Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Государственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы - основные темы макроэкономики. [27, C.28]

С юридической точки  зрения, налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли  субъектов в пользу государства. С экономической точки зрения, налог на прибыль – это регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством валового внутреннего продукта в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. [30, C.18] Следовательно, исследование значения налога на прибыль организаций для экономики государства означает рассмотрение его роли в экономической политике страны.

На уровне микроэкономики роль налога однозначна – для хозяйствующих  субъектов налог на прибыль означает установленную законом обязанность по уплате части полученной прибыли. С этой точки зрения налог на прибыль организации не представляет интереса, поскольку он как вид налоговых издержек подробно регламентирован в Налоговом кодексе РФ. [1] Так, имея некоторую налогооблагаемую базу, сформированную в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, предприятие, применяя ту или иную налоговую ставку к налогооблагаемой базе, исчисляет сумму налога на прибыль и перечисляет ее в бюджет. То есть, по сути, для предприятия это неизбежные издержки, установленные государством в качестве обязательного безвозмездного платежа за право вести предпринимательскую деятельность и получать доходы. С научной и практической точки зрения исследование роли налога на прибыль в микроэкономике имеет смысл при оценке налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Государство имеет возможность  быстро реагировать на происходящие изменения, стимулируя (затормаживая) рост прибыли, в том числе через механизм налогообложения. Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения позволяет государству зафиксировать появление добавочной прибыли, определить причины ее возникновения и при необходимости использовать регулирующий механизм налогообложения.

Налог на прибыль организаций  является прямым налогом. Прямые налоги более контролируемы государством, так как они  адресно-конкретны, всегда увязываются с доходами плательщиков. При взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги и из каких источников. [35, C.214]

Налог на прибыль конкретизируется через элементы налога, состав которых одинаков для всех налогов. Согласно пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Краткая характеристика элементов налога применительно  к налогу на прибыль, взимаемому в  Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ, отражена в приложении А.

Государство при реализации своей экономической политики заинтересовано в достижении оптимальности уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Для определения рационального уровня показателя налоговой нагрузки может быть использована модель администрирования налогообложения прибыли, представленная на рисунке 1.




 


 



 

 

Рисунок 1 - Структурная схема функционирования эффективной системы налогообложения прибыли [31, C.75]

 

В этой модели значения показателя налоговой нагрузки являются результатом функционирования системы налогообложения прибыли. Для того, чтобы модель устойчиво функционировала, необходимо учитывать, как система государственного администрирования налогообложения прибыли воздействует на регулируемый объект (налогоплательщиков), то есть должна существовать обратная связь. В рамках рассматриваемой модели обратная связь может характеризоваться такими показателями, как уровень налоговых поступлений, задолженность по налогу; количество убыточных организаций; доля теневой экономики и другими. Для оценки эффективности и соответствия современным требованиям данной системы необходимо задействовать также ряд качественных критериев.

 

1.2 Методы планирования  налога на прибыль организаций

 

Согласно ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) составление проекта бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В целом процесс планирования налога на прибыль на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:

  • устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;
  • разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;
  • разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;
  • определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налога между бюджетами различных уровней;
  • составляется прогнозный расчет общей суммы налога, взимаемого в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;
  • определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях. [2]

Информация о работе Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций