Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа
Цель работы - обоснование необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.
Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:
осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.
Введение ………………………………………………………………………...
5
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций …………………………………………………………..
7
1.1 Экономическое содержание налога на прибыль организаций в процессе планирования и прогнозирования ……………………………………………..
7
1.2 Методы планирования налога на прибыль организаций ………………...
10
1.3 Механизм прогнозирования налога на прибыль ………………………….
15
2 Анализ и методика планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций …………………..
20
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
24
2.3 Анализ прогноза налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
31
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций ………………………………
36
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики по налогу на прибыль ………………………………………………………………………….
36
3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….
38
Заключение ……………………………………………………………………..
40
Список использованных источников ………………………………………….
42
Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………
46
Планирование налога на прибыль, как и других налоговых поступлений, обычно начинают с составления базового бюджета, под которым понимаются ожидаемые поступления налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года.
Одним из методов планирования базового уровня бюджетных поступлений, в том числе и налога на прибыль, является метод экспертных оценок, который известен как метод «Делъфи» Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько туров. При этом экспертам сообщают результаты предыдущего тура с целью дополнительного обоснования решения экспертов в следующем туре. В настоящее время метод «Дельфи» получил достаточно широкое признание и считается одним из наиболее квалифицированных методов экспертного прогнозирования. [27, C.29]
В рамках данного метода применительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает свое обоснованное мнение о предполагаемых налоговых поступлениях. Хотя оценки подобного рода вполне могут отражать опыт одного лица или группы, занимающейся прогнозированием, они не будут повторяться, не могут быть частью какого-либо прогноза со своей внутренней логикой, - в них нельзя внести изменения в зависимости от таких факторов, как уровень экономической активности или изменения в законодательстве.
Экспертные оценки обычно используют в качестве дополнения к результатам, полученным более «строгими» методами. Для расчета объема годовых поступлений налога на прибыль, в частности, используется метод определения контрольных значений, для чего существует несколько способов. Широкое распространение получило использование итоговых значений прошедшего года, увеличенных на ожидаемый уровень инфляции. [22, C.107]
В современной налоговой системе необоснованное установление «контрольных цифр» в отношении объема налоговых поступлений, как правило, приводит к нарушению принципов справедливости (горизонтального и вертикального) налогообложения. В целом прогнозы налоговых поступлений зависят от планируемого уровня экономической деятельности, налогового законодательства, регулирующего порядок расчета налогооблагаемого дохода, налоговых обязательств и уплату причитающихся сумм, а также от степени соблюдения налогоплательщиками этого законодательства.
Во многих странах, таких как США, Великобритания, Нидерланды, отчетность налоговых органов, в частности декларации налогоплательщиков о доходах, являются основным источником информации о том, как работает налоговая система. Отчетные документы используют для создания баз данных, содержащих информацию о доходах, освобождении от налогов, исключении некоторых видов доходов из налогооблагаемого дохода, налоговых обязательствах, льготах. Затем эти данные проектируются на весь бюджетный период с помощью методов укрупнения и разукрупнения показателей. Предположительные значения этих переменных выводятся методами экспертной оценки, экстраполяции. [33, C.23]
Методы экстраполяции
В силу этих причин во многих странах стали пользоваться каузальными методами прогнозирования, в частности, сочетанием в налоговом анализе методов регрессии и моделирования. Чаще всего для определения базового (нормативного) объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов - модели микромоделирования, при этом результаты вносятся в базовый прогноз.
На основе данных репрезентативных выборок деклараций по налогу на прибыль, информации об объемах реализации продукции и тому подобных данных модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в существующем (или возможном) налоговом законодательстве. При таком подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика или компании, занесенные в базу данных, и в точности воспроизводятся действия налогоплательщика в части определения размера платежей по налогу на прибыль в бюджет. После расчета дохода на основании информации, содержащейся в каждой декларации, модель обобщает результаты, распространяя их на всех налогоплательщиков в базе данных, чтобы получить итоговые оценки налоговых поступлений. [30, C.77]
Следующим методом оценки налоговых доходов бюджета является метод построения модели расчета общего равновесия. Данный расчет производится на основе подробной информации, полученной из разных источников, которая сводится в обширную и последовательную базу данных, отражающую движение товаров и услуг в экономическом пространстве.
Главным элементом модели является таблица экономических ресурсов и объема продукции, которая позволяет распределить потоки товаров и услуг по отраслям, конечным потребителям, государственным организациям и иностранным участникам рынка. Поскольку данные, вводимые в модель расчета общего равновесия, получены из разных источников, необходимо производить корректировку модели, чтобы обеспечить воспроизведение поступлений налога. Недостатком данного процесса является необходимость использования большого объема информации и средств. [30, C.80]
Модели микромоделирования и расчета общего равновесия используют данные прошлых периодов, которые должны быть экстраполированы для составления прогноза уровня экономической активности.
Таким образом, планирование поступлений налога на прибыль как один из этапов бюджетного процесса представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений бюджета на основе учета и оценки реальной налоговой базы территории.
В настоящее время в России окончательно не сформировались как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и база данных, необходимая для достоверного моделирования воздействия различных факторов на объем бюджетных поступлений по налогу на прибыль. Для точной оценки размеров бюджетных поступлений на предстоящий период, обеспечения своевременного и качественного составления бюджетов всех уровней необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития.
Методом государственного налогового планирования является оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
Создание достоверной методики налогового планирования и прогнозирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета.
1.3 Механизм
прогнозирования налога на
В ст. 174.1 «Прогнозирование доходов бюджета» БК РФ определено, что «доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». [2]
Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.
Государственное налоговое прогнозирование, с одной стороны, служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, и на среднесрочную перспективу для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.
С другой стороны, налоговое прогнозирование само строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а также показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований. [40, C.33]
При прогнозе поступлений налога на прибыль указанные органы управления ориентируются на максимально высокий его уровень, что связано с постоянно растущими потребностями государства и муниципальных образований. Вместе с тем, потребности увеличения расходов и вызванная этим ориентация на максимальное изъятие доли прибыли налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности.
Процесс налогового прогнозирования базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога. [22, C.67]
В процессе налогового прогнозирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей и интересов. Как показываем мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, то есть интересы товаропроизводителя.
В процессе налогового планирования (прогнозирования) используются общеизвестные методы экономического и финансового планирования: балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей и т. д. При этом особое значение имеет планирование налоговых баз и объектов налогообложения, от достоверности которых зависит не только качество налоговых планов, бюджетов и прогнозов, но и их исполнение.
Прогнозирование с помощью трендов считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур. Последние включают в себя выбор класса функций тренда, отбор которых осуществляется с ориентиром на выявленный тип изменения исследуемого показателя в ретроспективе.
Далее с помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, а затем оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев (коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений). После анализа остаточной компоненты динамического ряда на выполнение ряда требований выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты. Затем осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину.
В общем виде алгоритм методики определения поступлений налоговых платежей в бюджет можно представить следующей формулой:
где: НП – ожидаемая сумма поступления налога в текущем году;
НБ – налогооблагаемая база текущего года;
Л – сумма льгот по налогу, вступающих в силу с планируемого финансового года;
dinf – индекс-дефлятор, учитывающий инфляционный доход;
Нож – ожидаемая сумма недоимки налога на конец текущего года;
Нр – сумма
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по налогу на прибыль, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам.
Прогноз налога на прибыль организаций осуществляется с учетом факторов, определяющих динамику налогооблагаемой прибыли (валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, общий объем товарооборота, индексы цен промышленной и иной продукции, темпы инфляции, материалоемкость, трудоемкость и др.). Приведем в качестве примера одну из предлагаемых схем краткосрочного прогноза прибыли на основе интегрального показателя развития экономики региона. Указанный показатель вбирает в себя прогнозируемый прирост объемов производства, индексы цен и инфляционных ожиданий.
Информация о работе Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций