Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа
Цель работы - обоснование необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.
Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:
осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.
Введение ………………………………………………………………………...
5
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций …………………………………………………………..
7
1.1 Экономическое содержание налога на прибыль организаций в процессе планирования и прогнозирования ……………………………………………..
7
1.2 Методы планирования налога на прибыль организаций ………………...
10
1.3 Механизм прогнозирования налога на прибыль ………………………….
15
2 Анализ и методика планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций …………………..
20
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
24
2.3 Анализ прогноза налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
31
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций ………………………………
36
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики по налогу на прибыль ………………………………………………………………………….
36
3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….
38
Заключение ……………………………………………………………………..
40
Список использованных источников ………………………………………….
42
Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………
46
Затем рассчитывается сложившийся в отчетном периоде коэффициент отставания прибыли от интегрального показателя (как правило, он должен быть меньше единицы). Прогнозируемая величина прибыли определяется путем корректирования сложившегося в отчетном периоде показателя прибыли на указанный коэффициент отставания.
Поскольку налогообложение прибыли, полученной от разных видов деятельности, может осуществляться по разным ставкам, то расчет прогнозной величины налоговых поступлений по прибыли также осуществляется в этой схеме по средней расчетной ставке. Такого рода упрощения накладывают отпечаток на качество прогнозных расчетов. Однако более качественный прогноз, например, осуществленный отдельно по видам деятельности и категориям налогоплательщиков (например, по кредитно-финансовым организациям), реализовать на практике бывает затруднительно из-за отсутствия необходимой статистической информации. [25, C.8]
В связи с тем, что
в реальности невозможно разделить
на отдельные этапы
2 Анализ и
методика планирования и
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций
Роль налога на прибыль в экономике любого государства обусловлена его местом в государственной бюджетно-налоговой политике.
Динамика поступления налога на прибыль в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика поступления налога на прибыль в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2010-2012 гг.
(В миллиардах рублей)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011-2010 |
2012-2011 |
Всего налоговые доходы консолидированного бюджета РФ |
8 963,4 |
11 006,5 |
12 653,1 |
+2 043,1 |
+1 646,6 |
Налог на прибыль организаций всего, в том числе |
1 774,6 |
2 270,5 |
2 355,7 |
+495,9 |
+85,2 |
доля в общей сумме налоговых доходов, % |
19,80 |
20,63 |
18,62 |
+0,83 |
-2,01 |
в федеральный бюджет |
255,0 |
342,6 |
375,8 |
+87,6 |
+33,2 |
доля в общей сумме налоговых доходов, % |
2,84 |
3,11 |
2,97 |
+0,27 |
-0,14 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 519,6 |
1 927,9 |
1 979,9 |
+408,3 |
+52,0 |
доля в общей сумме налоговых доходов, % |
16,95 |
17,52 |
15,65 |
+0,57 |
-1,87 |
По данным Федерального казначейства // http://roskazna.ru/ |
Из таблицы 1 следует, что доля налога на прибыль в общей сумме налоговых поступлений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ росла до 2012 года, в котором снизилась.
Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 255 млрд. рублей, что на 61 млрд. руб. или на 30,8% больше поступлений 2009 года.
Снижение поступлений налога на прибыль в 2010 году относительно уровня 2008 года на 506 млрд. руб. (или в три раза меньше) обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год - 94 долл.баррель; 2010 год- 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2009 году - 58 долл. баррель).
На рисунке 2 приведена структура администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2010 году.
Рисунок 2 - Структура администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2010 году [23, С15]
Поступления налога на прибыль
организаций в федеральный
Структура администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2011году приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2011 году [24, C.5]
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2012 году составили 375,8 млрд. руб. По сравнению с 2011 годом поступления выросли на 33,2 млрд. руб., или на 9,7%. Структура администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2012 году не изменилась и будет уточнена при утверждении закона об исполнении федерального бюджета за 2012 год позже.
Следующим уровнем бюджетной
системы в России являются региональные
бюджеты - центральное звено
Рассмотрим роль налога на прибыль в формировании бюджета Оренбургской области. Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет Оренбургской области в 2005-2008 гг. отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Поступления налога на прибыль, администрируемого УФНС по Оренбургской области за 2010-2012 гг.
(В миллиардах рублей)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011-2010 |
2012-2011 |
Поступило налогов в Федеральный бюджет по области |
68,73 |
103,18 |
121,78 |
+34,45 |
+18,6 |
в том числе налог на прибыль |
1,60 |
2,41 |
2,52 |
+0,81 |
+0,11 |
доля налога на прибыль по области в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета, % |
2,33 |
2,34 |
2,07 |
+0,01 |
-0,27 |
Поступило налогов в консолидированный бюджет области |
45,04 |
53,03 |
60,47 |
+7,99 |
+7,44 |
в том числе налог на прибыль |
17,36 |
22,98 |
24,80 |
+5,62 |
+1,82 |
доля налога на прибыль
в общей сумме налоговых |
38,54 |
43,33 |
41,01 |
+4,79 |
-2,32 |
По данным УФНС по Оренбургской области // http://www.r56.nalog.ru/ |
В январе-декабре 2010 года в федеральный бюджет в Оренбургской области мобилизовано налогов и неналоговых платежей в размере 68,8 млрд. рублей, что на 19,6 млрд. рублей или в 1,4 раза выше уровня поступлений прошлого года. Удельный вес поступлений в федеральный бюджет составил 60,4% от общего объема налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2009 года на 6,3 процентных пункта.
В структуре налоговых поступлений федерального бюджета основную долю составляет налог на добычу полезных ископаемых (91%). Налог на добавленную стоимость обеспечил 6% от общего объема поступлений, налог на прибыль организаций – 2,3% .
В январе-декабре 2010 года платежи по налогу на прибыль организаций снизились на 118,4 млн. рублей или на 9,3% в результате снижения в 2,6 раза поступлений налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, в том числе в 4,7 раза с доходов выплаченных крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня.
В январе-декабре 2011 года в федеральный бюджет в Оренбургской области мобилизовано налогов и неналоговых платежей в размере 103207 млн. рублей, что составляет 150,1% к поступлениям 2010 года. Доля федерального бюджета в поступлениях Оренбургской области составила 66,1% и увеличилась по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 5,6 процентных пункта.
В структуре налоговых поступлений федерального бюджета основную долю составляет налог на добычу полезных ископаемых (85,2%). Налог на добавленную стоимость обеспечил 10,8% от общего объема поступлений, налог на прибыль организаций – 2,3%.
Платежи по налогу на прибыль организаций в 2011 году увеличились в 1,5 раза или на 817 млн. рублей в результате роста в 1,4 раза сальдированного финансового результата организаций. Наибольший рост поступлений по сравнению с 2010 годом отмечается по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 754,8 млн. рублей или в 1,6 раза и «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - на 54,8 млн. рублей или в 3 раза.
В 2012 году в федеральный бюджет по Оренбургской области мобилизовано налогов и неналоговых платежей в размере 121804 млн. рублей, что составляет 118% к поступлениям 2011 года. Доля федерального бюджета в поступлениях Оренбургской области составила 66,8% и выросла по сравнению с 2011 годом на 0,8 процентных пункта.
В структуре налоговых поступлений федерального бюджета основную долю составляет налог на добычу полезных ископаемых (84,2%). Налог на добавленную стоимость обеспечил 12,1% от общего объема поступлений и налог на прибыль организаций – 2,1 процента.
Таким образом, анализ поступлений платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет и по территории Оренбургской области показал, что они в основном увеличиваются из года в год, то есть усиливается их значение для бюджетов всех уровней.
Позитивная динамика поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет и с территорий регионов является одним из условий роста экономики Российской Федерации.
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
Планирование налога на прибыль в бюджетах предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых платежей на очередной финансовый год. В настоящее время в России составление проектов бюджетов строится на основе метода «от достигнутого», когда статьи бюджета предстоящего финансового года определяются путем индексации показателей бюджета предыдущего финансового года. Одним из индексов является годовой темп роста цен на различные товары и услуги.
Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на налог на прибыль.
Первая группа факторов
– общеэкономические и
На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, - это: изменение ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции; средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год; доходы, которые получит государство от экспорта и т.д. Определение этих показателей осуществляется Минэкономразвития совместно с Министерством финансов РФ.
Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов при налогообложении прибыли. Они связаны с изменением порядка взимания налога на прибыль, а также с изменением всей налоговой системы РФ. К ним относятся:
Исходя из этого, определяются контингенты поступлений по налогу на прибыль и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. Эти расчеты осуществляет Минфин РФ и региональные финансовые органы.
Минфин РФ на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета по налогу на прибыль на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же самую работу, но в рамках региональных бюджетов.
Минфин РФ получает основные макроэкономические показатели от Минэкономразвития и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ по налогу на прибыль.
Основной метод, который применяется – экстраполяция сложившихся тенденций развития доходов по налогу на прибыль с учетом возможного повышения собираемости налогов и изменения порядка определения налоговой базы и ставок налога на очередной год. [22, С.109]
Расчеты налоговых поступлений по налогу на прибыль основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости.
На практике используется аналитический способ расчета налоговой базы. Налоговая база определяется методами статистического или математического программирования и экономико-математических моделей.
После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Если по налогу используется несколько ставок, то средняя ставка рассчитывается по текущему году как отношение ожидаемых поступлений налога к налоговой базе, умноженное на 100.
Возможно также применение отдельных видов ставок по соответствующей налоговой базе.
Учитывается также
коэффициент собираемости
Далее рассчитывается сумма поступлений налога на следующий год по формуле:
где НБ – налоговая база;
СрСт – средняя ставка;
Кс – коэффициент собираемости. [22, C.110]
Сумма поступлений определяется исходя из темпов внесения доходов по налогу на прибыль в предшествующем году, возможного исполнения этих доходов в текущем году и изменения поступления этих средств в следующем году. На основе всех этих данных составляется проект соответствующего бюджета по доходам с разбивкой доходов по разделам и статьям бюджетной классификации, в том числе и по налогу на прибыль.
Для составления проектов бюджетов, в том числе по налогу на прибыль, необходимы следующие сведения:
Информация о работе Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций