Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа
Цель работы - обоснование необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.
Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:
осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.
Введение ………………………………………………………………………...
5
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций …………………………………………………………..
7
1.1 Экономическое содержание налога на прибыль организаций в процессе планирования и прогнозирования ……………………………………………..
7
1.2 Методы планирования налога на прибыль организаций ………………...
10
1.3 Механизм прогнозирования налога на прибыль ………………………….
15
2 Анализ и методика планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций …………………..
20
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
24
2.3 Анализ прогноза налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
31
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций ………………………………
36
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики по налогу на прибыль ………………………………………………………………………….
36
3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….
38
Заключение ……………………………………………………………………..
40
Список использованных источников ………………………………………….
42
Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………
46
В проектах федерального бюджета не учитываются дополнительные поступления налога на прибыль организаций в результате контрольной работы налоговых органов. Согласно данным отчета ФНС РФ по форме 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», сумма налога на прибыль организаций, дополнительно начисленная по налоговых проверок, на 1 июля 2011 года составила 64,5 млрд. рублей.
В таблице 5 представлена динамика прогноза доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2013 – 2015 годах. [18]
Таблица 5 - Динамика прогноза доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2013 – 2015 годах.
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
1. |
Законопроект (2013-2015 гг.), млрд. руб. |
445,4 |
493,3 |
559,5 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. руб. |
67,1 |
47,9 |
66,2 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
117,7 |
110,8 |
113,4 |
1.3. |
темпы роста к 2012 году |
117,7 |
130,4 |
147,9 |
2. |
Закон № 371-ФЗ (2012-2014 гг.), млрд. руб. |
392,4 |
416,5 |
- |
2.1. |
к предыдущему году, млрд. руб. |
14,1 |
24,1 |
- |
2.2. |
к предыдущему году, % |
103,7 |
106,1 |
- |
4. |
Законопроект к Закону № 371-ФЗ, млрд. руб. |
53,0 |
76,8 |
|
4.1. |
% |
113,5 |
118,4 |
- |
В расчетах налога на прибыль организаций на 2013-2015 гг. используется показатель прибыли для целей налогообложения, который в целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль по ставке 2% уменьшается на сумму прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, сумму полученных убытков и сумму льгот, учтенных в уменьшение налоговой базы, и увеличивается на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленных(доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (20%, 15% и 9%), и учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2013 году в сумме 126,6 млрд. руб. в 2014 и 2015 годах - в сумме 144,3 млрд. руб. и 160,3 млрд. руб. соответственно.
Объем дополнительных поступлений по перерасчетам, произведенным по итогам работы за предыдущий год, прогнозируется в течение трех лет в неизменном размере - 20,4 млрд. руб. и равен сумме налога к доплате в федеральный бюджет по итогам 2011 года. [18]
Имеются риски снижения доходов федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций в связи с особым порядком исчисления налога консолидированными группами налогоплательщиков, которые были созданы в 2012 году. По данным ФНС РФ в 2012 году в налоговых органах зарегистрированы договоры о создании 11 консолидированных групп налогоплательщиков, которые включают в себя в том числе убыточные организации, оказывающие влияние на размер общей прибыли консолидированной группы налогоплательщиков.
Таким образом, отдельные показатели, примененные при расчете налога на прибыль организаций в прогнозах бюджета, являются недостаточно обоснованными и требуют совершенствования.
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций
3.1 Основные
направления бюджетно-
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов были подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. [14]
В этом документе отмечается, что среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом – льготы.
Так, из основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:
- ивестиционная деятельность (354 млрд. руб.):
а) амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб.;
б) предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - 51 млрд. руб.;
в) ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.;
- инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.) - вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5 - 0,5 млрд. руб.
- отраслевое развитие (252 млрд. руб.) - нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей - 15 млрд. руб.
В целях оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013 - 2015 годах предусматривается работа по оценке их эффективности.
Совершенствование налога на прибыль организаций на период 2013-2015 в рамках его планирования и прогнозирования предусматривает:
- уточнение доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций ( в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками);
- уточнение порядка признания отдельных видов расходов (в частности, в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана). [14]
Пунктом 1 ст. 259.3 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Сложившаяся практика свидетельствует о злоупотреблении налогоплательщиками предоставленным правом на применение повышающего коэффициента амортизации.
С учетом принятых мер по совершенствованию амортизационной политики предлагается рассмотреть вопрос об исключении возможности применения указанного повышающего коэффициента либо сокращении сферы его применения за счет уточнения понятия «агрессивная среда» для целей налогообложения.
3.2 Повышение
собираемости налога на
Доходы федерального бюджета на 2013–2015 годы рассчитаны с применением расчетного уровня собираемости, не предусмотренного НК РФ, ни бюджетным законодательством РФ, что свидетельствует о необходимости его нормативного закрепления. В ФНС России имеет место различие в оценке уровня собираемости налогов.
Следует также отметить условность некоторых показателей, принятых при расчетах доходов федерального бюджета. Так, например, по налогу на прибыль организаций сумма льгот, срок действия которых не истек на 1 января 2012 года, суммы по перерасчетам, произведенным в последнем налоговом периоде, прогнозируются неизменными в течение 2013 - 2015 годов. На одном и том же уровне на все годы планового периода принята собираемость по налогу на прибыль организаций, акцизам. [17]
Указанные причины затрудняют анализ расчетов, оценку их обоснованности и корректности, а также не позволяют провести ретроспективную оценку достоверности расчетов доходов федерального бюджета по налогу на прибыль.
В расчетах доходов федерального бюджета на 2013 – 2015 годы учтены следующие еще не принятые изменения налогового законодательства: индексация ставок акцизов на табачную продукцию, спирт этиловый из всех видов сырья, нефтепродукты, автомобили легковые и мотоциклы; индексация НДПИ на газ, а также установление льготной ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов.
Сумма принятых в прогнозах налога объемов прибыли для целей налогообложения и доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной ставки, скорректирована на уровень собираемости налога в размере 95% на все годы прогнозного периода. При этом расчетный уровень собираемости принят в размере, фактически сложившемся за 7 месяцев 2012 года на основе данных отчета ФНС РФ по форме №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Анализ динамики данных налоговой отчетности по форме 1-НМ свидетельствует о том, что фактический уровень собираемости налога на прибыль в 2012 году складывается выше прогнозируемого (95 %). К концу 2012 года уровень собираемости может быть выше, чем в 2011 году (за 2011 год он составил 102,4 %, а по состоянию на 1 сентября 2012 года - 103,8 %). Изменение уровня собираемости налога на один процентный пункт в отношении принятых в прогнозах поступлений налога объемов прибыли для целей налогообложения и доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной ставки, равнозначно увеличению доходов федерального бюджета в 2013 году на 4,2 млрд. руб., в 2014 и 2015 годах – на 4,7 млрд. руб. и на 5,4 млрд. руб. соответственно. [18]
В ближайшее время правительство РФ готовит поправки в законодательство о валютном регулировании, направленные на решение проблемы ухода от налогов, - из 4 млн. зарегистрированных предприятий в РФ более 2 млн. предприятий «имеют признаки фирм-однодневок», что способствует теневому получению прибыли. Кроме того, правительство намерено внести в Госдуму законопроект, запрещающий компаниям и гражданам наличные расчеты на сумму больше 300 тыс. руб. с 2015 года. Таким образом предполагается уменьшить теневой сектор экономики и повысить собираемость налога на прибыль. В России запрет касается только юридических лиц, оплачивающих по безналичному расчету операции на сумму свыше 100 тыс. руб. [18]
Кроме того, в связи с оптимизацией работы во многих районах упразднены отделения ФНС РФ с передачей полномочий межрайонным органам. Это также привело к потере контроля налогооблагаемой базы и, как следствие, уменьшению получаемого налога на прибыль. Необходимо часть полномочий по учету и сбору налога на прибыль передать местным органам власти.
Заключение
Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
Налог на прибыль – это сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.
Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Налог на прибыль охватывает не только различные категории налогоплательщиков, но и устанавливает для каждой их них свои особенности обложения: в применении налоговых ставок, льгот, сроков уплаты.
Значение налога на прибыль в экономике государства и его роль проявляется непосредственно в бюджетно-налоговой политике страны и в качестве элемента налоговой нагрузки на бизнес.
Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части: часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть – в региональный бюджет. Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, налог на прибыль является доходным источником бюджетов различных уровней, в чем проявляется его распределительная функция.
Важнейшим направлением
реформирования налоговой системы
в сфере налогообложения
Проведенное исследование планирования и прогнозирования налога на прибыль позволило определить место налога на прибыль в бюджетно-налоговой политике России и в ее регионах на примере Оренбургской области, выявить основные направления налоговой политики в России на современном этапе.
Информация о работе Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций