Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа
Цель работы - обоснование необходимости, возможности и направлений совершенствования планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций, направленного на повышение роли налога на прибыль в бюджете Российской Федерации.
Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:
осуществить теоретическое исследование процесса планирования и прогнозирования налога на прибыль с целью уточнения используемых методов и принципов;
провести анализ планируемых и прогнозных поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ;
рассмотреть и обосновать направления совершенствования взимания налога на прибыль в аспекте максимального соответствия социально-экономическим интересам государства на ближайшую перспективу.
Введение ………………………………………………………………………...
5
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций …………………………………………………………..
7
1.1 Экономическое содержание налога на прибыль организаций в процессе планирования и прогнозирования ……………………………………………..
7
1.2 Методы планирования налога на прибыль организаций ………………...
10
1.3 Механизм прогнозирования налога на прибыль ………………………….
15
2 Анализ и методика планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций …………………..
20
2.2 Анализ выполнения плана бюджетных поступлений налога на прибыль
24
2.3 Анализ прогноза налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций ……………………………………………………………………..
31
3 Совершенствования направлений оптимизации бюджетного планирования налога на прибыль организаций ………………………………
36
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики по налогу на прибыль ………………………………………………………………………….
36
3.2 Повышение собираемости налога на прибыль организаций …………….
38
Заключение ……………………………………………………………………..
40
Список использованных источников ………………………………………….
42
Приложение А Краткая характеристика элементов налога на прибыль организаций………………………………………………………………………
46
Таким образом, в основу расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль закладывается прогнозируемая на планируемый год прибыль. Ее размер будет зависеть не только от объема ВВП, но и, например, от реализации мер, направленных на оживление реального сектора экономики, от того, насколько благоприятной будет экономическая конъюнктура внутри страны и на мировом рынке и т.п. Кроме того, прогнозируемый объем налогооблагаемой базы должен быть скорректирован на изменения, вносимые в порядок формирования налогооблагаемого дохода, например начисление и отражение в расходах амортизационных отчислений, отнесение расходов на затраты по производству продукции и ряд других изменений. Учитываются также льготы и степень собираемости налога.
В таблице 3 представлены данные по выполнению бюджетных назначений по налогу на прибыль, которые заложены в соответствующем Федеральном законе на очередной финансовый год.
Таблица 3 - Динамика выполнения бюджетных назначений по налогу на прибыль организаций в федеральном бюджете РФ за 2010-2012 гг.
(В миллиардах рублей)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011-2010 |
2012-2011 |
Налог на прибыль в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете |
214,7 |
253,3 |
371,9 |
+38,6 |
+118,6 |
Уровень к предыдущему году по ФЗ о федеральном бюджете, % |
129,6 |
111,2 |
109,8 |
-18,4 |
-1,4 |
Налог на прибыль организаций в федеральный бюджет, исполнено |
255,0 |
342,6 |
375,8 |
+87,6 |
+33,2 |
Уровень к предыдущему году по исполнению, % |
35,0 |
134,4 |
109,7 |
+99,6 |
-24,7 |
Уровень фактического исполнения к бюджетным назначениям, % |
118,8 |
135,3 |
101,0 |
+16,5 |
-34,3 |
По данным Федерального казначейства // http://roskazna.ru/ |
Как видно из таблицы 3, уровень фактического исполнения к бюджетным назначениям в 2010-2011 гг. достаточно разнится с данными плана по федеральному закону, что свидетельствует о неполном учете всех факторов влияния на налог на прибыль при составлении проекта федерального бюджета. Однако, уже в 2012 году данная ситуация исправлена.
В 2010 году в рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, исключено ограничение в 500 млн. руб., которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими «стратегическими» акционерами, то есть лицами, владеющими более чем 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях.
С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов. В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 года определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, в налоговом учете.
В 2011 году в соответствии с принятыми решениями также были внесены изменения в части порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Так, в два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) была увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом. С 2011 года введена возможность перехода организаций на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (ранее – 3 млн. руб.).
С 1 января 2011 года убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств стали признаваться в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (статья 275.1 НК РФ). Ограничение указанных расходов нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, было отменено. С 2011 г. был упрощен порядок учета расходов на освоение природных ресурсов. Согласно ст. 261 НК РФ затраты по безрезультатным работам теперь признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения.
Был сокращен с пяти до двух лет срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.
В 2012 г. появилась возможность платить налог на прибыль консолидированно по группе компаний (ст. 246 НК РФ). «Родственные» компании получили возможность объединяться в консолидированные группы для того, чтобы совместно платить налог на прибыль. Список «налоговых» резервов был дополнен еще двумя (ст. 267.2 и 267.3 НК РФ). В налоговом учете разрешено создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а также некоммерческих организаций. Был уточнен порядок учета средств, истраченных на покупку исключительных прав на компьютерные программы (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ) - эти средства стали учитываться в порядке, как для стоимости амортизируемого имущества (до 40 000 руб.).
Эти и другие изменения повлияли на изменение налоговой базы по налогу на прибыль, и на поступления этого налога в бюджетную систему.
2.3 Анализ прогноза
налоговых поступлений по
Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению
Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Прогноз позволяет наметить варианты развития. Среднесрочное бюджетное прогнозирование служит исследовательской базой бюджетного планирования. [27, C.30]
На сегодняшний день в России сохраняет свое значение «Методика планирования налоговых поступлений в бюджетную систему РФ» Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы (2003 г.).
В частности, используется метод покомпонентного прогнозирования налоговой базы и расчета налоговых поступлений путем умножения на соответствующие ставки составных частей налоговой базы с последующей корректировкой полученной суммы на коэффициент собираемости.
При реализации данного подхода применительно к налогу на прибыль производится прогнозирование доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а также расходов, связанных с реализацией, и внереализационных расходов. Суммируя доходы, вычитая расходы, а также льготы и суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством, получают налоговую базу для расчета суммы налога, уплачиваемой в федеральный бюджет.
В совокупности с прогнозом суммы поступлений налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (с учетом региональных льгот) получают прогнозный объем налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций.
Прогноз налоговых поступлений на основе индексации налоговых доходов предыдущих периодов - это второй подход к прогнозированию налоговых поступлений, основанный на применении метода экстраполяции фактических данных о налоговых поступлениях по налогу на прибыль в предыдущие периоды. В соответствии с этим подходом показатели налоговых доходов индексируются на прогнозную величину инфляции. Вместе с тем такой подход к прогнозированию представляется в значительной степени упрощенным по сравнению с первым покомпонентным подходом.
В таблице 4 представлена динамика прогноза доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2012 – 2014 годах. [17]
Таблица 4 - Динамика прогноза доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2012 – 2014 годах.
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |
1. |
Законопроект (2012-2014 гг.), млрд. руб. |
371,9 |
392,4 |
416,5 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. руб. |
33,1 |
20,5 |
24,1 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
109,8 |
105,5 |
106,1 |
1.3. |
темпы роста к 2011 году |
109,8 |
115,8 |
122,9 |
2. |
Закон № 357-ФЗ (2011-2013 гг.), млрд. руб. |
270,2 |
294,3 |
- |
2.1. |
к предыдущему году, млрд. руб. |
-46,0 |
24,1 |
- |
2.2. |
к предыдущему году, % |
85,5 |
108,9 |
- |
4. |
Законопроект к Закону № 357-ФЗ, млрд. руб. |
101,7 |
98,1 |
|
4.1. |
% |
137,6 |
133,3 |
- |
В таблице 4 при прогнозировании налог на прибыль организаций с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной налоговой ставки (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), был учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2012 году в сумме 129,6 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах - в сумме 140,2 млрд. рублей и 145,6 млрд. рублей соответственно. Средняя налоговая ставка принята в расчетах неизменной на уровне 13,21 % в течение трех лет.
В течение трех лет объем дополнительных поступлений по перерасчетам, произведенным по итогам работы за предыдущий год, прогнозировался в неизменном размере 16,6 млрд. руб. и был равен сумме налога к доплате в федеральный бюджет по итогам 2010 года. Вместе с тем порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и налога в виде авансовых платежей, установленный НК РФ, позволяет сделать вывод о наличии корреляции между динамикой прибыли для целей налогообложения и размером суммы налога к доплате по результатам работы за год. Так, например, прирост налоговой базы для исчисления налога на прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 26,5 %, при этом сумма налога на прибыль к доплате по итогам года увеличилась на 24 %.
В связи с этим дополнительные поступления по перерасчетам, произведенным по итогам работы за предыдущий год, в течение 2012 - 2014 годов могут иметь положительную динамику в соответствии с ростом прогнозируемых объемов налоговой базы для исчисления налога, к указанным дополнительным поступлениям необходимо применять показатель расчетного уровня собираемости.
При прогнозировании значение показателя собираемости принято на все годы прогнозного периода (2012-2014 гг.) на уровне 95,5 %. При этом расчет уровня собираемости за 2011 год был произведен на основе данных отчета ФНС России по форме № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2010 год с ростом на 0,5 процентного пункта. Однако следует отметить, что расчет произведен в целом по налогу на прибыль организаций с учетом сумм налога, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, и налога с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. По расчетам Счетной палаты, уровень собираемости налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет за 2010 год, составлял 86,8 %, что подтверждается данными, содержащимися в материалах ФНС РФ. Таким образом, использованный в расчетах при прогнозировании уровень собираемости налога на прибыль представляется завышенным.
Изменение уровня собираемости налога на один процентный пункт в отношении принятых в представленных расчетах налога объемов прибыли для целей налогообложения и доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной ставки, равнозначно изменению доходов федерального бюджета в 2012 году на 3,5 млрд. руб., в 2013 и 2014 годах - на 3,7 млрд. руб. и на 4,0 млрд. руб. соответственно.
Информация о работе Особенности планирования и прогнозирования налога на прибыль организаций