Особенности упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено четыре специальных режима налогообложения:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………...…………………………….7
1.1.Общие положения упрощенной системы налогообложения 7
1.2.Налогоплательщики. Ограничения при переходе на упрощенную систему налогообложения 8
1.3. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения 12
1.4. Объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов 14
1.5 Налоговый и бухгалтерский учет 19
1.6. Налоговая база 25
1.7. Налоговый и отчетный периоды. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация 26
1.8. Особенности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента 31
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ООО «ЕВРОЛЮКС» 34
2.1. Характеристика и организационные аспекты бухгалтерского учета ООО «Евролюкс» 34
2.2. Порядок и методика исчисления налогов ООО «Евролюкс» 39
2.2.1. Исчисление налогов при общем режиме налогообложения ООО «Евролюкс» в 2009 году 39
2.2.2. Исчисление единого налога ООО «Евролюкс» за 2010 – 2011 года 44
2.3. Структура доходов и расходов ООО «Евролюкс» в 2009 – 2011 годах 47
2.4. Анализ структуры выручки ООО «Евролюкс» за 2009 – 2011 гг. 49
3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 53
3.1. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения 53
3.2. Оптимизация налоговых обязательств налогоплательщика на упрощенной системе налогообложения 58
3.2.1. Виды уменьшения налогов. Уклонение от уплаты налогов и налоговая оптимизация 58
3.2.2. Способы оптимизации по упрощенной системе налогообложения 60
3.2.3. Опасные схемы налоговой оптимизации и их защита 65
3.3. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 237.28 Кб (Скачать файл)

Данный  список расходов является закрытым.

 

 

 

1.5 Налоговый и  бухгалтерский учет

 

В соответствии со ст. 346.24  НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

 Форма  Книги доходов и расходов, а  также порядок отражения в  ней хозяйственных операций утверждается  приказом Министерства Российской  Федерации по налогам и сборам  при согласовании с Министерством  финансов.

 В  Книге в хронологической последовательности, на основании первичных документов  отражаются все хозяйственные  операции, производимые налогоплательщиком  за отчетный (налоговый) период.

 Книга  открывается на один календарный  год, может выполняться как  в бумажном, так и в электронном  виде, и ведется на русском  языке. По окончании налогового  периода Книга, которая велась  в электронном виде, выводится  на бумажный носитель.

 До  начала налогового периода страницы  в книге должны быть пронумерованы  и прошнурованы, с указанием на  последней странице числа страниц,  которое подтверждается подписью  и печатью индивидуального предпринимателя  или руководителя организации  и должностного лица налогового  органа. Для Книги, которая велась  в электронном виде, данная процедура  выполняется после вывода ее  на бумагу, по окончанию налогового  периода.

 Книга  доходов и расходов состоит  из следующих разделов:

I раздел – доходы и расходы;

IIраздел –расчет  расходов  на  приобретение  (сооружение, изготовление) основных  средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу;

III раздел – расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

I раздел. В данном разделе налогоплательщик на основании первичных документов отражает суммы осуществленных расходов и суммы полученных доходов. Приказом Министерства по Налогам и Сборам РФ  с 1 января 2004 г. в данный раздел Книги добавлено две новых графы, в которых записываются все полученные доходы и осуществленные расходы, включая доходы и расходы, не учитываемые при исчислении единого налога. Эти изменения позволят налогоплательщикам накапливать данные для расчета финансового результата хозяйственной деятельности, необходимого для эффективного управления, без ведения дополнительного учета.

Доходы  и расходы учитываются налогоплательщиком в течение каждого квартала отдельно. По окончанию каждого квартала суммы  доходов и расходов полученные в  предыдущем отчетном периоде приплюсовываются к данным текущего квартала.

II раздел. В этом разделе Книги налогоплательщик учитывает расходы на формирование как новых основных средств, так и приобретенных до перехода на упрощенный режим. Расходы в этом разделе также в течение каждого квартала учитываются отдельно. Итоговые данные о расходах на формирование основных средств за текущий квартал (а не за налоговый период) переносятся последней записью в раздел 1 Книги.

III раздел. В данном разделе отражаются убытки, уменьшающие базу по единому налогу. Заполняется только при объекте налогообложения «доходы минус расходы».

На основании  п.2 ст.4   организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, налогоплательщики, перешедшие на данную систему, как и до перехода могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета  основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться  ПБУ 6/01 “Учет основных средств” и  ПБУ 14/2000 ”Учет нематериальных активов”.

Требование  об обязательном бухгалтерском учете  основных средств и нематериальных активов связано с тем, что  для сохранения права применения упрощенной системы налогообложения остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн. руб. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения упрощенной системы.

Следует заметить, что бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов ведется отдельно от налогового учета затрат на приобретение основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов организуется на основе первичных  документов, в качестве которых используются следующие унифицированные формы:

  • для учета всех видов нематериальных активов применяется форма № НМА-1 “Карточка учета нематериальных активов”;
  • для зачисления в состав основных средств применяется форма № ОС-1 “Акт (накладная) о приемке- передаче объекта основных средств”;
  • для оформления приемки - передачи объекта основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется форма №ОС-3 “Акт приемки- передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств”;
  • для оформления полного или частичного списания объекта основных средств применяется форма № ОС-4 “Акт о списании объекта основных средств” или форма № ОС-4а ”Акт о списании основных средств”;
  • для поступившего на склад оборудования, требующего монтажа применяется форма № ОС-14 “Акт о приеме (поступлении) оборудования”, дальнейшая передача этого оборудования монтажным организациям оформляется формой № ОС-15 “Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж”. На дефекты, выявленные в процессе монтажа, ревизии или испытания оборудования составляется форма № ОС-16 “Акт о выявленных дефектах оборудования”.

Кроме перечисленных  актов, на каждый объект или группу однородных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в  одном календарном месяце, имеющих  одно и тоже хозяйственно-производственное назначение, техническую характеристику и стоимость должна оформляться  форма № ОС-6 “Инвентарная карточка учета объекта основных средств” или форма № ОС-6а ”Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств”.

Для ведения  бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов, организациям и предпринимателям нет  необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета, а достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие  накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся  объектов основных средств и нематериальных активов. Такими регистрами могут быть:

  • регистр формирования первоначальной стоимости объектов основных средств или нематериальных активов;
  • регистр начисления амортизации.

Формы разработанных  регистров по учету основных средств  и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Организация бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов с использованием указанных регистров приведена на рисунке 2.

 

 

Регистр (ведомость) начисления амортизации


Регистр формирования первоначальной стоимости объектов ОС и НМА


Первичные документы, подтверждающие сумму фактических затрат на приобретение объектов ОС и НМА





Регистр формирования первоначальной стоимости объектов ОС и НМА




 

Раздел I «Доходы и расходы» Книги учета доходов и расходов (в части расходов на приобретение объектов НМА)


Раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и приобретение (создание самим налогоплательщиком), учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу» Книги учета доходов и расходов (в части расходов на приобретение объектов ОС)


 

 

 

 

Рисунок 2.Организация бухгалтерского учета ОС и НМА.

 

Регистр формирования первоначальной стоимости  объектов основных средств и нематериальных активов составляется при поступлении  в организацию соответствующих  объектов. При составлении данного  регистра, первоначальная стоимость  основных средств и нематериальных активов формируется из совокупности затрат налогоплательщика связанных  с приобретением им указанных  объектов. В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 к затратам на приобретение объекта основных средств или  нематериальных активов относятся:

  • суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов;
  • регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные и другие платежи, производимые в связи с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям через которые был приобретен соответствующий объект;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов. К иным расходам в частности относятся, начисленные до принятия объекта основных средств или нематериальных активов к бухгалтерскому учету, проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого объекта.

Произведенные затраты, в обязательном порядке, должны быть документально подтверждены соответствующими первичными документами.

Сформированная  в данном регистре первоначальная стоимость, принимаемых к бухгалтерскому учету, объектов основных средств или нематериальных активов переносится в формы  № ОС-1, № ОС-6 или № НМА-1.

Регистр формирования первоначальной стоимости  объектов основных средств и нематериальных активов составляется на каждый поступивший  объект в отдельности.

Регистр начисления амортизации применяется  для формирования данных о величине остаточной стоимости числящихся в  учете объектов основных средств  и нематериальных активов. В данном регистре отражаются ежемесячные амортизационные  отчисления, при этом амортизация  отчисляется в соответствии с  соответствующими ПБУ, а по окончании  отчетного периода здесь рассчитывается остаточная стоимость принятых к  учету основных средств и нематериальных активов.

Также в  форму регистра начисления амортизации  необходимо включить данные о выбывших в течении отчетного периода  объектах основных средств и нематериальных активов. Это необходимо для того, чтобы при исчислении остаточной стоимости указанных объектов, ошибочно не включить остаточную стоимость выбывших объектов.

Данный  регистр необходимо составлять сразу  на все объекты основных средств  и нематериальных активов ежемесячно нарастающим итогом.

 

 

1.6. Налоговая база

 

Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков, принявших  в качестве объекта налогообложения  доходы, налоговая база будет равна  денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов.

В соответствии Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, то есть полученные доходы, и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.[2,с.529]

Особенностью  налогообложения организаций и  индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является обязанность уплаты при  определенных обстоятельствах минимального налога.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма  минимального налога исчисляется в  размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы.

Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке  налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

При этом оговорено, что налогоплательщик имеет  право в следующие налоговые (но не отчетные) периоды включить разницу  между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной  в общем порядке, в расходы  при исчислении налоговой базы, в  том числе увеличить сумму  убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

 Налоговый  кодекс РФ устанавливает правила  и порядок уменьшения налоговой  базы на сумму убытка, полученного  по итогам предыдущих налоговых  периодов, в которых налогоплательщик  применял УСН и использовал  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину  расходов. При этом под убытком  понимается превышение доходов над расходами.[2,с.529]

Указанный убыток не может уменьшать налоговую  базу более чем на 30 процентов. При  этом оставшаяся часть убытка может  быть перенесена на следующие налоговые  периоды, но не более чем на 10 налоговых  периодов.

Налогоплательщик  обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течении всего срока списания убытка.

Для обеспечения  правильного списания убытков необходимо вести обособленный учет каждого  убытка и динамику его списания.

Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса