Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа
Тема курсовой работы – налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы реализации налоговой политики…………………….6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции……………………..6
1.2 Классификация налогов………………………………………………….9
1.3 Основные принципы построения налоговой системы…………….........12
1.4 Роль налоговой политики в мировой экономике……………………….14
2. Анализ функционирования налоговой системы
Республики Беларусь…………………………………………………………18
2.1 Специфика функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………18
2.2 Динамика уровня налогообложения Республики Беларусь
за период 2007-2009гг………………………………………………………...22
3. Перспективы развития налоговой политики в
Республике Беларусь….………………………………………………………27
3.1 Проблемы реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………………….27
3.2 Пути решения проблем реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………….............30
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы реализации налоговой политики…………………….6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции……………………..6
1.2 Классификация налогов………………………
1.3 Основные принципы построения налоговой системы…………….........12
1.4 Роль налоговой политики в мировой экономике……………………….14
2. Анализ функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………
2.1 Специфика функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………
2.2 Динамика уровня
налогообложения Республики
за период 2007-2009гг…………………………………………………
3. Перспективы развития налоговой политики в
Республике Беларусь….………………………
3.1 Проблемы реализации налоговой политики в
Республике Беларусь……………………………
3.2 Пути решения проблем
Республике Беларусь……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...34
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства. Они выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Как показывает мировой опыт от того, насколько правильно проводится налоговая политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания, а так же ответственность за нарушение налогового законодательства. Как и любая, созданная человеком система, налоговая является несовершенной, в ней скрыты человеческие недостатки, и она требует постоянного внимания, контроля и изменения. Люди, представляющие налоговую систему, являющиеся ее составными элементами либо как налогоплательщики, либо как налоговые инспектора, либо как участники создания законодательного акта, касающегося налогообложения, вносят свой субъективный вклад в ее существование.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, поскольку любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством.
Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.
Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретического анализа рассмотреть особенности современной налоговой политики в Республике Беларусь, а также определить основные направления ее совершенствования. Для достижения данной цели требуется решить ряд конкретных задач: рассмотреть экономическую сущность налогов и роль налоговой политики в экономике, изучить зарубежный опыт налогообложения предприятий, рассмотреть эволюцию налоговой политики в Республике Беларусь. Объектом исследования в работе выступает действующая налоговая политика в Республике Беларусь, а предметом исследования – экономическая сущность налогов, принципы построения налоговой системы, динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период 2007-2009гг.
В первой главе курсовой работы рассмотрена экономическая сущность налогов, их классификация, функции, которые они выполняют. Сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов. Они должны не только не мешать, а напротив, способствовать росту и развитию экономики в заданном направлении.
Вторая глава курсовой работы – функционирование налоговой системы. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания. Она играет особую роль в системе государственного регулирования. Задача общества — создать идеальную налоговую систему, справедливую, приносящую минимум беспокойства плательщику, гарантирующую достаточные и своевременные поступления средств в бюджет. Если говорить о налоговой системе Республики Беларусь, то она не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует совершенствования. Поэтому налоговая система республики постоянно подвергается многочисленным корректировкам с целью снижения налоговой нагрузки на товаропроизводителей, стимулированию развития производства.
В третьей главе представлены проблемы реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Для того, чтобы в стране был создан благоприятный налоговый климат необходимо выбрать правительству правильное направление. Немаловажно учитывать все материальные, социальные факторы, реальную платежеспособность налогоплательщиков, чтобы налоговое законодательство не привело к результатам, обратным ожиданиям. Современная налоговая политика Республики Беларусь акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения.
В приложении курсовой работы представлен классификационный состав налогов по признакам, консолидированный бюджет Республики Беларусь с 2007 года по 2009 года, задолженность по налогам и сборам, а так же систематизация налогов и сборов по источникам их уплаты.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Налоги появились на очень ранних стадиях развития человеческого общества еще в рамках первобытнообщинного строя. Они имели различные формы, совершенно не похожие на современные, но их основной смысл и экономическое содержание, неизменно сохранялись на протяжении тысячелетий.
Древнейшая форма налогов — жертвоприношения богам. Но такими же налогами, по существу, были и участие членов общины в строительстве храмов, оборонительных сооружений. В Древнем Риме налоговая система была во многом схожа с налоговой системой современной Беларуси. Одним из самых известных тогда налогов была "десятина": десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия [1, с.15].
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.
В современном мире кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. На долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Рассматривать совокупный продукт можно как
C + V+ m,
где, C – средства производства
V – рабочая сила
m – прибавочный продукт.
Одна часть прибавочного продукта (m) в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства (C) и рабочей силы (V), другая его часть направляется в доход государства.
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировались более сложные категории – государственные доходы и расходы. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства [2, с.17].
В своем движении совокупный общественный продукт проходит четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Налоги возникают и функционируют только на второй фазе – распределение, а точнее, перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства.
Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.
Используемые и
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.
Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.
Таким образом, исследуя сущность налогов можно дать следующее определение. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей [2, с.19].
Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В числе налоговых функций обычно выделяют: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
Рассмотрим их подробнее.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция налогообложения. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть.
Налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы [2, с.21].
Вместе с этим стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более эффективного и рационального использования природных ресурсов. Посредством этих налогов происходит воспроизводство природных ресурсов и земли: налоги, взимаемые за пользование лесами, земельный налог, экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов и др. В этом своем качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию [3, с.43].
Информация о работе Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь