Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы реализации налоговой политики…………………….6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции……………………..6
1.2 Классификация налогов………………………………………………….9
1.3 Основные принципы построения налоговой системы…………….........12
1.4 Роль налоговой политики в мировой экономике……………………….14

2. Анализ функционирования налоговой системы
Республики Беларусь…………………………………………………………18
2.1 Специфика функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………18
2.2 Динамика уровня налогообложения Республики Беларусь
за период 2007-2009гг………………………………………………………...22

3. Перспективы развития налоговой политики в
Республике Беларусь….………………………………………………………27
3.1 Проблемы реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………………….27
3.2 Пути решения проблем реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………….............30

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Хвисюк Ю.С..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

При открытости экономики и свободе перемещения  факторов производства проблему налогообложения следует рассматривать в глобальном масштабе. При разработке национальной налоговой политики следует учитывать различные факторы: состояние налогового климата в других странах; современные налоговые теории, господствующие в ведущих странах с развитой экономикой, опыт проведения налоговых реформ за рубежом.

По уровню налогового бремени все страны делятся на две большие группы: страны с высокими налогами и страны с либеральным налогообложением.

К первой группе относятся большинство стран с развитой экономикой и ряд развивающихся государств. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют 30-60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов — 15-35 %. В этих странах достаточно жесткая процедура создания компаний, строгий контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Страны второй группы еще  называют налоговыми гаванями. Этот термин появился в США в конце 50-х годов ХХ в. применительно к финансовым организациям, избегающим государственного налогового контроля путем смены страны регистрации. Страны этой группы подразделяются на подгруппы:

а) страны без прямых налогов на доходы физических и юридических лиц; Здесь для компаний определенных типов и для определенных видов дохода и имущества физических лиц отсутствуют налоги на доходы, прибыль, распределение прибыли, наследства, дарения, собственность. Применяются лишь косвенные фиксированные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса, разовых регистрационных сборов и т.п. К данной подгруппе относятся страны Карибского региона, Андорра, Багамские и Бермудские острова и др.;

б) страны с низким уровнем прямых налогов;

Ставки налога на прибыль индивидуального подоходного налога для определенных категорий налогоплательщиков здесь менее 30 %, а в ряде случаев не превышают 10 %. К странам данной подгруппы относятся, в частности, Кипр, Гибралтар, Венгрия, Израиль, Лихтенштейн, Швейцария.

в) страны с высокими налоговыми ставками;

Отдельные страны с развитой экономикой ради привлечения зарубежных инвестиций, стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют к компаниям, особый порядок налогообложения. Это льготные ставки налога на прибыль, пониженные ставки налогов на распределение доходов. В данную подгруппу входят Бельгия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды.

Несомненно, в мировой экономике идет жесткая конкуренция между странами с высоким уровнем налогообложения и налоговыми гаванями, приводящая к перераспределению капиталов и рабочей силы в глобальной экономике в зависимости от величины налогового бремени.

Ввиду глобализации современной экономики, интеграции в систему мирохозяйственных связей, одной из главных задач становится налоговая гармонизация, сближение уровней налогообложения, способов определения налоговой базы, характера предоставляемых налоговых льгот. Вопросы налоговой гармонизации рассматриваются в рамках региональной организации – Европейского Союза (ЕС).

Налоговая политика традиционно проводится каждой страной с учетом своих национальных интересов. Так, в ЕС отказались от создания единой налоговой системы. Вместо этого было решено привести национальные законодательства членов сообщества в сопоставимый вид, а также подчинить национальные налоговые системы общим задачам европейской интеграции.

Основными направлениями  налоговой гармонизации в ЕС стали унификация НДС, а также налогообложения компаний.

Суть налоговых  преобразований в странах ЕС состоит  в следующем:

Во-первых, основными задачами гармонизации в ЕС стали сближение ставок НДС. Предполагается отменить НДС при экспорте-импорте внутри ЕС.

Во-вторых, дальнейшее развитие интеграционных процессов внутри ЕС требует введения системы клиринга по НДС внутри сообщества. Каждая страна будет вести сбор информации по уплате НДС по всем своим экспортно-импортным операциям, и избыток поступлений от НДС согласно системе клиринговых расчетов будет перераспределяться между странами – членами сообщества, получившими отрицательное сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсации должны производиться ежемесячно через центральный счет ЕС по НДС.

Налоговая гармонизация ЕС — попытка конкуренции Европы с Северной Америкой, Японией и другими странами за привлечение капитала, создание приемлемых инвестиционных условий за счет благоприятного налогового климата для отечественных и зарубежных предпринимателей [7, с.186].

Как уже ранее я отмечала в своей работе, еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Что же касается налоговой системы, то для ее эффективного функционирования следует устанавливать налоговые ставки на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было выгоднее полностью рассчитаться с государством. Поэтому, при разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций. Следует ясно осознавать, либо мы ставим во главу кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Анализ  функционирования налоговой системы Республики Беларусь

 

2.1 Специфика функционирования налоговая системы Республики Беларусь

 

Налоговая система  Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь и Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Первый законодательный уровень – это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй – все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

В настоящее время  на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Беларуси, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) [9].

Под налоговой  системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система состоит  из некоторых элементов:

а) субъект налога (плательщик) – это лицо, которое по закону должно платить налог;

Налогоплательщики обязаны:

  • зарегистрироваться в налоговых органах;
  • исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;
  • своевременно и полностью уплачивать налоги;
  • представлять налоговым и таможенным органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы;
  • своевременно вносить исправления в расчеты по налогам в бухгалтерский учет и отчетность при выявленных недостатках и нарушениях, выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством.

Налогоплательщик, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан:

  • стать на учет в налоговом органе;
  • сдать платежные поручения на перечисление налогов до поступления срока платежа по налогу;
  • сообщать в налоговые органы по месту налогового учета об изменениях учетных реквизитов (наименование, местонахождение и др.), ликвидации или реорганизации, о создании обособленных подразделений и др.;
  • вести необходимый учет доходов (расходов) для составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и представлять декларацию налоговым органам.

Нарушение налогового законодательства влечет ответственность налогоплательщика.

б) носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог. Введение этого элемента налога обусловлено тем, что субъект налога может перекладывать налоговое бремя на других лиц с помощью определенных экономических механизмом (например, включать налог в цену товара);

в) объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, доход с ценных бумаг, недвижимое имущество и т. п.);

г) ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу объекта налога [10, с.215].

Субъекты налогообложения  и виды представлены в приложении Б.

В общем, в основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность налоговых ставок в течение довольно длительного времени [10, с.140].

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) – республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

  • быть установленными законодательными актами;
  • признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых  поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы  отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления  местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам  и сборам Налоговый Кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей; сборы с заготовителей, курортный сбор, транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) [11, с.70].

Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Законодательные органы страны (Палата представителей, Совет Республики) и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; Правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета) как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.

Главной задачей налоговых органов Республики Беларусь является: контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством, органами государственной власти республики, областей, городов, районов в пределах их компетенции, а также учет налогоплательщиков; учет поступлений налогов; анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам; информирование органов власти о поступлении налогов; совершенствование функционирования системы налогообложения; информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.

Информация о работе Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь