Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы реализации налоговой политики…………………….6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции……………………..6
1.2 Классификация налогов………………………………………………….9
1.3 Основные принципы построения налоговой системы…………….........12
1.4 Роль налоговой политики в мировой экономике……………………….14

2. Анализ функционирования налоговой системы
Республики Беларусь…………………………………………………………18
2.1 Специфика функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………18
2.2 Динамика уровня налогообложения Республики Беларусь
за период 2007-2009гг………………………………………………………...22

3. Перспективы развития налоговой политики в
Республике Беларусь….………………………………………………………27
3.1 Проблемы реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………………….27
3.2 Пути решения проблем реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………….............30

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Хвисюк Ю.С..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Обязанности налоговых органов: действовать в строгом соответствии с законом; вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; предъявлять требования по уплате налогов; проводить проверки налогоплательщиков; требовать от них устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение; осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных налоговых сумм; обеспечивать налогоплательщиков бланками налоговых деклараций; соблюдать налоговую тайну и правила хранения информации о налогоплательщиках; осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях [12, с.156-157].   

Таким образом, следует  отметить, что налоговая система  является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране.

 

 

 

 

2.2 Динамика уровня налогообложения Республики Беларусь за период 2007-2009 годов

 

 Построить эффективную налоговую систему – задача непростая, поскольку необходимо учитывать две противоположные тенденции: поиск путей увеличения поступления средств в бюджет государства и снижение налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Сложная налоговая система, высокие ставки являются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций.

По оценке Всемирного банка, Республика Беларусь в 2008 г. находилась на последнем месте (183-м) по количеству взимаемых налогов и сборов [13]. Однако количество налогов вовсе не является критерием для оценки эффективности налоговой системы. Оптимальной же признается такая налоговая система, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщиков. История развития человеческого общества доказала, что есть только одна возможность соответствовать этому принципу – обеспечить взимание налогов с множества различных налоговых баз по относительно невысоким ставкам. Как говорится, по нитке, но со всего мира. Подобная «распыленность» налогов между различными объектами налогообложения, организациями и гражданами делает их, что называется, «менее заметными», а потому необременительными и вполне приемлемыми для общества. Успешность и многолетняя стабильность налоговой системы Германии, которая насчитывает около 50 различных налогов, – яркое тому доказательство [8].

В Республике Беларусь уровень  налоговой нагрузки (с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения) составляет около 47%, что гораздо  выше уровня налоговой нагрузки в  государствах Европы. Например, уровень налоговой нагрузки в Грузии – 22,9%, в Молдове – 31,2%, в России – 32,3%, в Украине – 36,6% [4, с.13].

В области налоговой  политики завершается реформа, проводимая на протяжении 2006-2010гг. Данная реформа направлена на совершенствование налогового законодательства, снижение налоговой нагрузки, повышение рациональности, справедливости, стабильность налоговой системы. Она предусматривает: сокращение количества местных налогов и сборов, повышение фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, имущественных налогов, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных сборов и налогов [14, с.42].

В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доход и прибыль физических и юридических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины [14, с.44].

Проследим на основе статистических данных эффективность функционирования налоговой реформы.

Рассмотрим основные налоги, которые взимаются в нашей республике.            

Налог на добавленную  стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета, так как год от года поступления от него в казну государства увеличиваются. За три анализируемых года (2007-2009 гг.) НДС вырос на 3413,5 млрд. руб. Основная ставка в 2007-2009 гг. была равна 18%. Но в связи с отменой некоторых платежей в 2010 году, что может привести к снижению поступления доходов в бюджет, планируется увеличить НДС на 2%.

Акцизы в 2007 году обеспечивали 6,3% доходов бюджета, в 2008 году – 5,9%, а в 2009 году – 5,8%. Не совсем понятна такая политика  правительства, ведь за счет увеличения акцизов можно не только пополнить государственный бюджет, но и “оздоровить” население республики. Некоторые государства, к примеру, наша соседка Россия повышает ставку акцизов на табачные изделия с расчетом, что сократится количество курящих. Возможно, это более эффективный способ, чем введение свободных зон от курения. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) включает ювелирные изделия и легковые автомобили. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют.

Подоходный налог с  физических лиц с начала 1999 г. исчисляется  исходя из совокупного годового дохода, главной составляющей которого остается фонд оплаты труда. Применяется прогрессивная шкала ставок налога, которая исходя из уровня годового дохода имеет пять разрядов с минимальной ставкой налога на уровне 9% и максимальной – 30%. Полностью исключены из налогообложения пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты. С 1 января 2010 года предусмотрено снизить ставку подоходного налога с 15% до 12% по получаемым гражданами дивидендов.

Налог на прибыль с 1996 года подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета  и механизмам взимания. Основная ставка налога на прибыль в 2007-2009 гг. составляла 24%. Серьезным шагом и новшеством по данному налогу стало право выбора сроков уплаты: ежеквартально или ежемесячно. Еще одним изменением в 2010 году должно стать снижение с 24% до 12% ставки налога на прибыль, полученную в виде дивидендов. Эта мера должна создать белорусским и иностранным организациям более привлекательные условия для инвестирования средств. Правительство рассчитывает таким образом активизировать приток инвестиций и обеспечить инвесторам дополнительную заинтересованность во вложении своих финансовых ресурсов.

В отношении налога на недвижимость произошли изменения касающиеся льгот. В соответствии с особенной частью НК от налога на недвижимость освобождены в 2010 году только здания и сооружения Академии управления при Президенте. При аренде зданий и сооружений в 2010 году у физических лиц налоговая база определяется исходя из стоимости зданий и сооружений. Данная стоимость дается согласно оценке, сделанной главой государства [15, с.612-614].

Ставка единого налог для производителей сельскохозяйственной продукции в 2007-2008 гг. составляла 2%, а в 2009 г. – 1%. А в 2010 г. его и вовсе планируется отменить. Данные мероприятия проводятся с целью создания более благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку Республика Беларусь ориентирована на поддержку и развитие аграрного сектора экономики.

Исходя из выше изложенного, следует сказать, что, проводимая в нашей республике, бюджетно-налоговая реформа пусть смогла реализовать не все цели и задачи пятилетки, но все же многое сделано по упрощению налоговой системы. Особенно, если учитывать тот факт, что на нашу экономику отрицательно повлиял мировой финансово-экономический кризис, в результате чего наблюдалось замедленные темпы роста ВВП, снижение промышленного производства. Однако благодаря своевременно принятым антикризисным мерам темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ.

Краткий обзор налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь представлен в приложении В.

На основании статистических данных были составлены таблицы «Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь» (в миллиардах рублей и процентах от общей суммы доходов), которые приведены в приложениях Г и Д.

Так, в 2009 году налоговые  доходы в бюджет нашей республики составили 41304,7 млрд. руб., в то время как  в 2008 году – 46808,4. Видно, что налоговые поступления в 2009 году сократились на 5503,7 млрд. руб. Это еще один факт, что происходит снижение налогового бремени.

Основными налоговыми доходами являются преимущественно подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, имущественные налоги. К примеру, за последние три года увеличились поступления подоходного налога в казну нашей республики на 1224,3 млрд. руб., налога на добавленную стоимость – на 3413,5 млрд. руб. Что касается акцизов, то на протяжении 2007-2009 гг. наблюдаются их “скачки”. Так в 2008г. в сравнении с 2007г. произошло увеличение дохода от их взимания на 854,9 млрд. руб., а в 2009г. в сравнении с 2008г. – снижение на 263,4 млрд. руб. Аналогично обстоят дела и с налогом на прибыль. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдалось увеличение поступления дохода от их выплаты на 2156,2 млрд. руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. – уменьшение на 2852,5 млрд. руб.

Как видим, уменьшая процентную ставку одних налогов или отменяя их, увеличивается процентная ставка других налогов. В результате этого факта получаем, что увеличились поступления  в госбюджет подоходного налога и НДС. Из табличных так же следует, что на протяжении 2007-2009 гг.  наблюдается динамика в сторону роста неналоговых доходов (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, штрафы, удержания и прочие неналоговые доходы). Они увеличились на 3146,8 млрд. руб.  

Теперь для наглядности рассмотрим те же показатели, но в процентах от общей суммы дохода. По данным таблицы видно, что в 2007 году налоговые доходы в бюджет составили 71,3%, в 2008 году – 71,3%, а в 2009 году – 65,8%. На основе проведенных мною расчетов видно, что приток налоговых доходов в бюджет государства сократился на 5,5%. Но вместе с тем увеличились  неналоговые доходы  на 3,8%. Следует отметить, что снижение налоговой нагрузки не должно приводить к пропорциональному росту неналоговых доходов, так как реформы,  проводимые в налоговой сфере, окажутся бездейственными.

Доход от налога  на прибыль в 2009г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 1,3%, от налога на собственность – на 0,6%, от акциз – на 0,5%. Между тем в 2009г. в отличие от 2007г. увеличились поступления подоходного налога на 0,5%, налога на добавленную стоимость – на 1,2%.

Таким образом, в налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы).

Для анализа эффективности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь рассмотрим статистические данные задолженности по налогам и сборам, представленные в приложении Е.

Из приведенных в  таблице данных видно, что существует тенденция к снижению задолженности по налогам и сборам. Так, задолженность по налогу на добавленную стоимость в первом полугодии 2010 года по сравнению с 2007 годом сократилась на 68826 млн. руб.; по налогу на прибыль – 2609,1; по акцизам – 13933,2 млн. руб.

За последние четыре года наблюдается нестабильность задолженности по экологическому налогу. Так,  в 2008 году в сравнении с 2007 годом она увеличилась в 24 раза, то есть на 8982,3 млн. руб. А в двух последующих годах, наоборот, сократилась на 7316,7 млн. руб. Можно предположить, что такие изменения обусловлены ухудшением экологической ситуации в 2008 году. К тому же, зачастую промышленные предприятия нарушают установленные законодательством нормы сбросов, выбросов и захоронений вредных веществ и оказываются не в состоянии выплачивать штрафы, вследствие чего и растет задолженность. Последующее снижение задолженности связано либо со снижением ставок на экологический налог, либо с сокращением производства (что мало вероятно), либо с рациональным ведением хозяйственной деятельности.

В результате, суммарная задолженность по налогам и сборам на начало года составила: в 2007 г. – 234664,8 млн. руб.; 2008 г. – 149515,5 млн. руб.; 2009 г. – 58530,5 млн. руб.; 2010 г. – 58720,2 млн. руб. На основе проведенных расчетов выявлено сокращение задолженности в период за 2007-2010 гг. почти в 4 раза.

Значительное влияние на изменение задолженности по налогам и сборам оказало такое новшество, как право выбора сроков уплаты налогов: ежеквартально или ежемесячно [16, с.10]. Теперь налогоплательщик сам может выбирать,  когда ему выгоднее и удобнее уплачивать налог. Так и должно быть, ведь необходимо создать такие условия для плательщиков налогов, чтобы денежные средства, взимаемые с них, напрямую шли в государственный бюджет. У субъектов налогообложения не должно возникать желания скрывать свои доходы и уклоняться от уплаты налогов.

Развитие налоговой  системы в Республике Беларусь претерпело длительную эволюцию. В целом, современная  налоговая система Республики Беларусь, по-прежнему, не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования, что позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Республике Беларусь достойно развиваться. Ведь главная цель социально-экономического развития – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения, на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. С этой целью в нашей республике была проведена бюджетно-налоговая реформа на 2006-2010 гг. В результате данной реформы основу налоговой системы составляют налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доход и прибыль физических и юридических лиц, налог на землю и экологический налог.

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация о работе Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь