Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы реализации налоговой политики…………………….6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции……………………..6
1.2 Классификация налогов………………………………………………….9
1.3 Основные принципы построения налоговой системы…………….........12
1.4 Роль налоговой политики в мировой экономике……………………….14

2. Анализ функционирования налоговой системы
Республики Беларусь…………………………………………………………18
2.1 Специфика функционирования налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………18
2.2 Динамика уровня налогообложения Республики Беларусь
за период 2007-2009гг………………………………………………………...22

3. Перспективы развития налоговой политики в
Республике Беларусь….………………………………………………………27
3.1 Проблемы реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………………….27
3.2 Пути решения проблем реализации налоговой политики в
Республике Беларусь………………………………………………….............30

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Хвисюк Ю.С..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Проблематика налоговой политики в Республике Беларусь

 

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах [13].

В силу разных причин налоговая система Республики Беларусь имеет существенные недостатки:

  • Высокий уровень налогообложения. В первую очередь  это касается налога на прибыль. Высокая ставка налога на прибыль приводит к снижению притока капитала в производство, сдерживает его развитие. К тому же увеличение доходов бюджета за счет повышения налоговой нагрузки носит краткосрочный характер, так как в итоге оно сократит количество производителей, что снизит налоговые поступления в бюджет государства.
  • Неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий.
  • Неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно повышает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%, а в Беларуси – 55-60%.
  • В белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты.
  • Нестабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые 2-3 месяца. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год. К тому же, зачастую налоговые органы самостоятельно трактуют положение налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки [11, с.142-145].
  • С сожалением следует отметить, что становление современной белорусской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в неисполнении налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.
  • Налоги носят в основном фискальный характер;
  • Администрирование налогов (большие затраты времени и ресурсов на расчет налогов, отсутствие электронного документооборота) [17, с.61].
  • Высокая налоговая нагрузка. Эксперты банка отметили, что белорусский бизнес вынужден тратить около 1188 часов каждый год для уплаты 124 налоговых платежей. Вместе с тем в Сингапуре предприниматели всего за 49 часов могут провести 5 выплат, что представляет собой наиболее оптимальную схему сбора налогов в мире. Данные исследования явно свидетельствуют о высокой налоговой нагрузке в стране. В Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки (с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения) составляет около 47%, что существенным образом отрицательно влияет на экономический рост в стране [4, с.13].
  • Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов как республиканских, так и местных осложняет налогообложение.
  • Принципы, положенные в основу налоговой системы РБ не всегда соблюдаются. Так однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины [11, с.140]. 



       В ноябре 2009 г. Всемирный банк опубликовали шестое ежегодное исследование «Уплата налогов 2010. Международный обзор» (Paying Taxes 2010 — The Global Picture).

В исследовании рассматривался процесс уплаты налогов в 183 странах  с точки зрения административной нагрузки.  В десятку стран, где налоговый режим по данному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральная Африканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.

К сожалению, как видно, Беларусь в очередной раз заняла последнее 183 место [13].

Несмотря на это наша республика последовательно реализует избранную модель социально ориентируемой рыночной экономики.

Благодаря,  проведению бюджетно-налоговой реформы в 2006-2010 годах немало уже сделано по упрощению налоговой нагрузки.

 За этот период в Беларуси отменено 12 налоговых платежей. Так, c 1 января 2007 года, были отменены два налога на фонд заработной платы: чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, которые взимались единым платежом в размере 3% от фонда заработной платы. Расходы на реализацию программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии предусмотрены непосредственно за счет средств бюджета РБ. С 2008 года предприятия освобождены от уплаты налога с пользователей автодорог, отчислений в бюджетный фонд развития строительной науки (0,5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ) и трех местных сборов (за торговлю на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за строительство объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

По упрощению налоговой системы, главное достижение – сокращение оборотных налогов. В 2008 г. ставка оборотных налогов снижена с 3% до 2% от выручки, в результате чего в распоряжении предприятий останется около 1 Br трлн.

Еще одним из важных достижений в области снижения налоговой нагрузки является введение с 1 апреля 2009 года  системы электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. Так как ранее в Беларуси для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо было затратить в среднем 900 часов в год. В то время, как, к примеру, в Швейцарии – 63 часа, Македонии – 75 часов. К данной системе подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов).

В 2010 году отменены 4 налога. Речь идет о двух оборотных налогах  – сборе в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и местном налоге с продаж товаров розничной торговли, а так же о двух налогах, которые являются неэффективными. Это налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку [16, с.22].

Таким образом, к концу 2010 года налоговая система Беларуси будет включать 30 налоговых платежей. Но если рассматривать типичного плательщика, то он может уплачивать лишь 5 налогов: НДС, платежи из прибыли, налог на недвижимость,  земельный и экологический налоги [16, с.19].

 

 

 

3.2 Пути решения

 

Главой государства  была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась, но немало еще предстоит сделать.

Всемирный банк отнес Беларусь к числу стран, несколько упростивших налоговую систему, количество налоговых платежей в год в нашей стране составляет 107 (больше только в Румынии – 113 и в Украине – 147).

Если говорить об общем  уровне налогообложения (в % к прибыли  компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным 99,7%).

Активное упрощение  налоговой системы идет с 2006 года, и тогда налоговая нагрузка составляла 34% от ВВП, в нынешнем году она снизилась  до 25%. В 2011 этот показатель будет доведен  до 24,6% к ВВП.

Таким образом, основными  целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие должны стать – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Для реализации данных целей  предлагается:

  • Снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
  • Выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей;
  • Упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие  системы  электронного налогового декларирования;
  • Повышение эффективности управления государственными финансами;
  • Совершенствование  системы  управления  долгом  в  органах местного управления и самоуправления;
  • Унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения [17, с.22].

Основу налоговой системы, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налога на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Это всего 5-6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата будет осуществляться ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение будут составлять только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).

Как мне кажется, было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.

Что касается подоходного  налога, то следует установить так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, чтобы исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций.

А так же необходимо отменить все сборы и отчисления в различного рода фонды, взимаемые непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг.

Реализация указанных  направлений бюджетно-налоговой  политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4%, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5% от ВВП [17, с.22].

В результате, за 2007-2010 гг. в Беларуси были предприняты реальные шаги по снижению налоговой нагрузки. Об этом свидетельствует отменена следующих налоговых платежей: чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки,  налог на приобретение автотранспортных средств. А еще несколько местных налогов: за торговлю на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за строительство объектов на территории таких единиц, за размещение наружной рекламы на иностранных языках и налог с продаж товаров розничной торговли. Однако, к большому сожалению, Беларусь по уплате налогов с точки зрения административной нагрузки занимает всего лишь 183-е место.

Таким образом, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки), если мы хотим попасть в 30-ку стран с наилучшим бизнес-климатом.

 В свою очередь,  в перспективе 3-4 лет необходимо  попасть в число 50 стран с  наиболее благоприятной налоговой  системой, что само по себе  позволит решить и задачу попадания Беларуси в 30-ку стран с наилучшим бизнес-климатом.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе были описаны функции, классификация, источники налогов, налоговая система  и налоговая политика. В работе так же была освещена и  налоговая система Республики Беларусь. Налоги для государства являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сущность любой экономической категории раскрывается посредством функций. В числе налоговых функций выделяют: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную. 

Что касается налоговой  системы, то она представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания. Вообще, задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального  дохода; противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ. Для эффективного функционирования налоговой системы следует устанавливать налоговые ставки на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было выгоднее полностью рассчитаться с государством.

Поэтому, при разработке налоговой политики необходимо учитывать  мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации  налогов, а с другой – интересы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций. Следует ясно осознавать, либо мы ставим во главу кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

Что касается Республики Беларусь, то в ней продолжается налоговая реформа, которая обеспечит  закрепление сложившихся положительных  тенденций в области налогообложения  и дальнейшее совершенствование  налогового законодательства. Цель преобразований в налоговой сфере состоит в снижении налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Хотелось бы добавить, что в настоящее время Республика Беларусь находится на 183-м месте (последнем), по количеству взимаемых налогов и сборов. Нашей республике достаточно тяжело платить налоги, поэтому, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки).

Для этого необходимо оставить 3-4 платежа, сроки уплаты налогов должны быть приемлемыми для налогоплательщиков, а так же необходимо  ввести не прогрессивные, а регрессивные ставки налога на прибыль. Что не сократит поступления в бюджет, так как сумма платежей будет определяться величиной  налогооблагаемой базы. Возможно, в ближайшем будущем нам удастся попасть в 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой.

Таким образом, совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решать практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться, и приведет к более легкой системе налогообложения, что и необходимо для населения нашей республики. Ведь главная цель социально-экономического развития – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.

Информация о работе Перспективы развития налоговой политики в Республике Беларусь