Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки
1.2. Виды налогов в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ
2.1. Налог на добавленную стоимость
2.2. Акцизы
ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Налог как правовая  категория: понятие и признаки

1.2. Виды налогов в Республике  Беларусь 

 

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ

 

2.1. Налог на добавленную  стоимость

2.2. Акцизы

 

ГЛАВА 3. взимание Косвенных  налогов при экспортно-импортных  операциях с Россией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии  развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом  сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение  недостаточно отражало особенности  переходного периода, а также  необходимость осуществления системных  мероприятий по созданию условий  для постоянного экономического роста. Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые  традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При  таких обстоятельствах налоговая  система была сориентирована, прежде всего, на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и  регулирование макроэкономического  равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость  приоритетного финансирования отдельных  расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования  доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось  фискальной направленностью, нестабильностью. Опыт налогообложения в мировой  практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой  системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое  положение страны и модель макроэкономического  регулирования, которую поддерживает правительство. За последние годы в  Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:

- 1 января 2004 г. принят Налоговый  кодекс - основной документ, регламентирующий  сферу налоговых отношений,

- сокращено значительное  число индивидуальных налоговых  льгот и преференций,

- снижена ставка основного  бюджетообразующего налога - НДС - до 18%;

- происходит постепенное  уменьшение ставок оборотных  налогов и налогов на заработную  плату, упрощается механизм их  исчисления и уплаты.

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально  ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность  и целенаправленность в формировании, как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и  целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

Требование комплексности  состоит в том, что налоги и  целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической  политики в целом. Одним из наиболее существенных недостатков действующей  налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики.

Концепция налоговой реформы, должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой  нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики  и устойчивый экономический рост.

Тема курсовой работы: «Правовые  основы взимания косвенных налогов  в Республике Беларусь».

Объектом исследования в  курсовой работе является объективная  реальность, то есть это те нормативные  правовые акты, которые отражают и  регулируют взимание косвенных налогов  в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы являются косвенные налоги и  их взимание в Республике Беларусь.

Цель исследования состоит  в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне  раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, чтобы:

- дать понятие и определить  виды налогов в Республике  Беларусь;

- изложить косвенные налоги  и правовые основы их взимания;

- рассмотреть взимание  косвенных налогов при экспортно-импортных  операциях с Россией.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В  основу работы положены, во-первых, Конституция  Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные  правовые акты; во-вторых, специальная  юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных  с взиманием косвенных налогов  в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Ханкевич Л.А., Маньковский И.А., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так  и частно научные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих взимание косвенных налогов в Республики Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частно научным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение. Курсовая работа выполнена на 35 листах компьютерного текста.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Налог как правовая  категория: понятие и признаки

Понятие, правовая и экономическая  природа налогов на протяжении веков  привлекали к себе внимание и рассматривались  с позиций философии, экономики, политики, права, социологии и других наук. Представители этих областей знания, изучая проблемы налогов и  налогообложения, пытаясь определить природу налога, его признаки и  многие другие вопросы, оставили обширное наследие, изучение которого представляет несомненный интерес.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых  требует определенных финансовых ресурсов. Налог оправдан тем, что функционирование любого общества предполагает затраты, которые должны покрываться соответствующими ресурсами. Если собственных ресурсов государства, например, в форме доходов от государственной собственности, недостаточно (а это является общим случаем), то оно осуществляет процесс взимания налогов. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны [10, с. 78].

В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой является тот или иной автор, и т.д.

Несмотря на многочисленные исследования, сущность понятия «налог» продолжает оставаться дискуссионной. Так, В.И. Гуреев  вложил в определение налога лишь его назначение, не отразив специфические особенности данного вида платежа: «Налог - это обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный)». Н.И. Химичева для определения налога допускает использование понятия «платеж»: «Налоги - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные фонды), казну с определением их размеров и сроков уплаты»". Некоторые авторы связывают понятие «налог» с проблемой собственности и гарантией ее защиты при налогообложении. Так, С.Г. Пепеляев пишет: «Налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти». С точки зрения М.В. Карасевой, «налог - это часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представительных органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды»" [9, с. 61].

В Республике Беларусь в течение  долгого времени не предпринимались  попытки формулирования эффективного с точки зрения ограничения государственных притязаний определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: «Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». Приведенная правовая норма не раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от других обязательных платежей. В настоящее время понимание налога основывается на апробированных экономических и правовых теориях, получив свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (НК)1. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Исходя из данного определения  признаками налога являются:

1. Обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Современная действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах.

Следует подчеркнуть, что  предусмотренная ст. 56 Конституции  Республики Беларусь обязанность носит  публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено общественной природой государства и государственной власти. Так Конституционный Суд Республики Беларусь в Решении от 3 ноября 2003 г. № Р-162/2003 «О конституционности решения Новополоцкого городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. № 56 «Об утверждении положений о порядке исчисления и уплаты местных сборов, введенных на 2002 год» в части местного сбора за право торговли» констатировал, что данная конституционная обязанность имеет особый, публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налоги, пошлины и сборы являются необходимым условием существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного налогоплательщика, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога). Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания, т.е. налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания.

В то же время данный признак  не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых другими отраслями права: гражданским, трудовым и т.д.). Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность.

Отдельные авторы вместо признака обязательности налога (или наряду с ним) указывают на его принудительность, обосновывая это природой финансовых и налоговых отношений и основного  метода финансово-правового регулирования данных отношений - метода властных предписаний (полномочий)

1. Обеспеченность принуждением  свойственна любым общественным  отношениям, регулируемым и (или)  охраняемым правом. Однако обеспеченность  юридическим принуждением, как и  обязательность, не тождественна  принуждению, так как пока участники  отношений, порождаемых взиманием  налога, находятся в границах  правомерного поведения, нет оснований  применять меры принуждения. Налоговое  законодательство должно исходить  из презумпции добросовестности  налогоплательщика, подразумевающую  добровольность уплаты налога. Только  в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения налоговой  обязанности взыскание налогов  и санкций осуществляется в  принудительном порядке.

2. Индивидуальная безвозмездность,  т.е. уплата налога не устанавливает  каких-либо конкретных обязательств  государства по отношению к  лицу, его вносящему. При уплате  налога происходит однонаправленное  движение части денежных средств  от налогоплательщика к государству  без предоставления индивидуального  эквивалентного возмещения плательщику  за налоговое изъятие. Налоги  передаются в собственность государства,  и юридически оно ничем не  обязано конкретному гражданину  за уплату налогов и не предусматривается  никаких личных компенсаций налогоплательщику.  Налогоплательщикам налоги возвращаются  в виде различного рода социальных  выплат из бюджета, поддержания  правопорядка, обороноспособности  и т.д., т.е. речь идет о возмездности налога в социально-политическом плане (возможность получения от государства различного рода гарантированных услуг). Ни в экономическом, ни в юридическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выступают денежным эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налоговых платежей.

Информация о работе Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь