Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки
1.2. Виды налогов в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ
2.1. Налог на добавленную стоимость
2.2. Акцизы
ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

3. Отличительной особенностью  индивидуальной безвозмездности  налога является его безвозвратность,  которая характеризуется не временным  отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств. В то же время некоторые авторы предлагают рассматривать налог как социальный «кредит», предоставляемый налогоплательщиками публичному субъекту (государству) на социально значимые цели. При этом данный публичный субъект должен отчитываться или отвечать перед «кредиторами» - частными субъектами. Денежная форма ушаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом. История содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, так как исторически потребности государства в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в процессе ведения натурального хозяйства. В Республике Беларусь существуют примеры не денежной формы исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей. Так, организации могут заменить уплату налога с пользователей автомобильных дорог непосредственным выполнением работ (включая автомобильные перевозки), связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог, а также изготовлением и поставкой строительных материалов, конструкций, деталей, машин, механизмов и оборудования.

 

 

 

4. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства (исключение составляют государственные предприятия). Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

1.2. Виды налогов

Система налогов и сборов любого государства довольно обширна несмотря на то, что отдельный налогоплательщик, как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. Это порождает определенные трудности в классификации налогов в контексте выработки единого основания, по которому возможно было бы классифицировать всю совокупность налогов и сборов, уплачиваемых на территории определенного государства. В связи с этим в учебной и монографической литературе приводится достаточно большое количество системообразующих критериев, позволяющих сгруппировать налоги по определенным видам. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги [8, с. 93].

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский (налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), так и в местные бюджеты (подоходный налог с физических лиц).

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом [Закон о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год] и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (налог с продаж товаров в розничной сети, сборы с пользователей, курортный сбор). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим  плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

 

При косвенном налогообложении  юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, является реальным плательщиком - носителем налога.

В среде ученых и практиков постоянно идут дискуссии по поводу приоритетов прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию и необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета с целью стимулирования субъектов хозяйствования к расширению производственной деятельности, результатом которого станет увеличение объектов налогообложения.

Сложившаяся в экономической  и правовой науке классификация  налогов на прямые и косвенные позволяет оценить состояние налоговой системы, направление ее развития с позиций соблюдения основных принципов налогообложения, поддержания публичных и частных интересов. Как отмечает М.Ф. Ивлиева, взимание прямых налогов, демонстрируя гражданам, что именно они содержат государство, способствует распространению правовых идей о необходимости ответственности государства и его институтов перед обществом в расходовании народных средств. Это создает реальные предпосылки для развития инструментов контроля общества за финансовой деятельностью государства. Не случайно в странах с устоявшимися демократическими традициями высока доля прямых налогов по сравнению с косвенными. Доминирование косвенного налогообложения характерно для стран с низким уровнем развития демократических институтов.

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги - налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание.

Личные налоги - налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с  физических лиц (подоходный налог с  физических лиц); налоги с юридических  лиц (налог на прибыль, налог на игорный  бизнес, налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности); смешанные  налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

В зависимости от характера использования  налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основные налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость) [7, с. 16].

 

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, государственный фонд содействия занятости и др.).

Исходя из принципа запрета индивидуализации налоговых поступлений в юридической литературе специально обращается внимание на нецелевой характер налогового платежа (общий характер цели взимания любого налога предопределяет и обезличивание поступающих от налога средств в составе государственных и местных бюджетов.

Введение целевых налогов связано с определенными трудностями в финансировании, как правило, неэффективных сфер экономики (например, сельское хозяйство), что еще в большей степени отдаляет во времени их реальное реформирование, значительно увеличивая налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования.

В то же время некоторые  авторы поддерживают введение целевых  налогов. С.Г. Пепеляев отмечает положительные черты этих налогов, указывая, что, во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному налоговому органу; в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что установление такого налога вызвано необходимостью осуществления определенных (целевых) задач. В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог), дохода (прибыли) (налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма  устанавливается для каждого  отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся, например, земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются  и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в не денежной форме (яркий пример в историческом аспекте - продналог), а денежные - в форме отчуждения денежных средств.

 

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ

2.1. Налог на добавленную  стоимость

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость  и акцизы, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь или  нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются:

1. Организации, определенные  п. 2 ст. 13 НК: юридические лица Республики  Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы.

2. Индивидуальные предприниматели

3. Организации и физические  лица, признаваемые плательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

Объектом налогообложения являются:

1. Обороты по реализации  товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной  собственности на территории  Республики Беларусь.

2. Обороты по реализации  товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной  собственности [товаров (работ, услуг)] за пределы Республики Беларусь.

3. Товары, ввозимые на таможенную  территорию Республики Беларусь.

Не признаются объектами налогообложения  и не подлежат налогообложению:

- обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей);

- суммы, полученные уполномоченными  органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, в том числе органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами), платежи за пользование природными ресурсами, налоги за пользование лесными фондами и другие виды платежей в бюджет, государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

- имущество, вносимое в  качестве взноса (вклада) в уставный  фонд организации в размерах, установленных учредительными документами;

 

- обороты по первичному  размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемому в соответствии  с законодательством Республики Беларусь, за исключением их размещения по ценам, превышающим номинальную стоимость;

- перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности;

- обороты по реализации  строительных работ за пределами  Республики Беларусь при условии,  что указанные работы выполняются  на основе соответствующего контракта  (договора) с иностранным юридическим  или физическим лицом и (или)  выручка от их реализации поступила  на счета в банках Республики  Беларусь в свободно конвертируемой  валюте, национальной валюте государств - участников Содружества Независимых  Государств, а также в белорусских  рублях по контрактам, заключенным  в счет погашения задолженности за поставку природного газа в Республику Беларусь.

Освобождаются от налогообложения  обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

- лекарственных средств,  а также медицинской техники,  приборов и оборудований, изделий  медицинского (ветеринарного) назначения;

- медицинских (ветеринарных) услуг по перечню таких услуг,  определяемом}- Советом Министров Республики Беларусь, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии), за исключением косметологических услуг не лечебного характера;

- услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

- продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения;

Информация о работе Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь