Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки
1.2. Виды налогов в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ
2.1. Налог на добавленную стоимость
2.2. Акцизы
ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- услуг в сфере образования,
связанных с учебным, учебно-
- услуг в сфере культуры
и искусства (в том числе
реализация билетов и
- жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями, оказываемых физическим лицам;
- объектов жилищного фонда и работ по строительству и ремонтных объектов жилищного фонда;
- платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь и объединением «Охрана» при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь;
- услуг но перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;
- товаров (работ, услуг)
собственного производства (за исключением
подакцизных товаров,
- товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
- лотерейных билетов по
лотереям, проводимым в порядке,
установленном Президентом
- услуг, непосредственно связанных с азартной игрой в организациях, занимающихся игорным бизнесом;
- санаторно-курортных путевок,
а также путевок в
- услуг связи, оказываемых
физическим лицам, а также
- услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи физическим лицам;
- научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,
- услуг по страхованию,
соцстрахованию и
- иных видов товаров и услуг, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона Республики Беларусь от 16 ноября 1999г.).
Вышеуказанные обороты по реализации товаров (работ, услуг) освобождаются от налогообложения только при условии ведения и наличия отдельного учета доходов (оборота) по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Плательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), которые льготируются в соответствии с законодательством, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, подав соответствующее заявление в налоговый орган. Не допускается отказ от освобождения от налогообложения на срок менее одного календарного года [7, с. 34].
Статья 4 вышеуказанного Закона предусматривает перечень товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь:
- транспортные средства,
осуществляющие международные
- товары, перемещаемые транзитом
через таможенную территорию
Республики Беларусь и
- товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты, являющиеся законным средством платежа (за исключением используемых в целях нумизматики), а также акцизные марки, ценные бумаги;
- технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;
- товары (за исключением подакцизных), приобретенные на средства иностранной безвозмездной помощи, оказываемой за счет иностранных государств или международных организаций в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной технической помощи для совместных научно-исследовательских работ в соответствии с договорами, заключенными с иностранными образовательными и научными организациями;
- оборудование и приборы, ввозимые организациями исключительно для научно-исследовательских целей в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- специально оборудованные
транспортные средства для
- художественные ценности,
передаваемые в порядке,
- все виды печатных изданий, получаемые государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино и видео произведения, ввозимые государственными кино и видео организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
- товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
- драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия (части изделий) из них, за исключением ювелирных изделий, а также концентраты и другие промышленные продукты, лом и отходы, содержащие драгоценные и цветные металлы, ввозимые для пополнения Госфонда Беларуси, при наличии соответствующего подтверждения Министерства финансов Республики Беларусь;
- сырье для производства
хлебобулочных изделий и
- иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Вышеуказанные товары могут использоваться либо реализовываться только на территории Республики Беларусь и в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение от налогообложения. Использование в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь. Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иной формах. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту Республики Беларусь по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности или на дату фактического осуществления расходов [6, с. 110].
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже остаточной стоимости (для основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов), по ценам ниже цены приобретения для приобретенных на стороне товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности налоговая база определяется соответственно исходя из себестоимости, остаточной стоимости и цены приобретения.
При определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе средства, поступившие из бюджета.
Плательщик налога на добавленную
стоимость имеет право
Вычету подлежат следующие суммы налога:
- предъявленные продавцами плательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- уплаченные плательщиком
при ввозе товаров на
- уплаченные в бюджет
Республики Беларусь при
Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:
1. 0% (нулевая ставка) - при реализации:
- экспортируемых товаров;
- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
- экспортируемых транспортных
услуг, включая транзитные
Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога реализации товаров (работ, услуг). Налог возмещается налогоплательщику путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, топлива, электрической или иной энергии, комплектующих изделии и полуфабрикатов и иных товаров (работ, услуг), использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок применения нулевой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2000г. № 213 «Об утверждении порядка применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг)».
2. 10% при условии реализации
- при реализации, производимой
на территории Республики
- при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
3. 18% (основная ставка) - при реализации
товаров (работ, услуг), не указанных
в перечне товаров (работ,
- при реализации товаров
(работ, услуг) по
- при поступлении следующих сумм:
а) в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением операций, освобожденных от налогообложения;
б) за реализованные товары
(работы, услуги), имущественные права
на объекты интеллектуальной собственности
сверх цены их реализации либо иначе
связанных с оплатой
- при реализации товаров
(работ, услуг) на территории
Республики Беларусь
Налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 17 «Об утверждении формы налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и правил заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость» утверждены форма налоговой декларации и правила ее заполнения.
Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг) производится нарастающим итогом с начала года
но окончании каждого налогового периода (календарный месяц) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если сумма налога, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, составила от 17000 до 27000 евро (включительно) по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, налогоплательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 15-го и 25-го числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, - в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сложившихся соответственно с 1-го по 10-е, с 11-го по 20-е, с 21-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 10-го, 20-го и последнего числа текущего месяца в размере одной трети суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца.
Информация о работе Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь