Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки
1.2. Виды налогов в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ
2.1. Налог на добавленную стоимость
2.2. Акцизы
ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

Если транспортный документ, подтверждающий перемещение товаров  с территории Российской Федерации  на территорию Республики Беларусь, имеет  итоговую строку, допускается перенесение  в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного документа  с указанием наименования этого  товара, если в транспортном документе  указаны аналогичные друг другу  товары. Если в транспортном документе  указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся  к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам или имеющим  различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все  наименования товаров (каждая позиция) из транспортного документа.

Документы для представления  в налоговую инспекцию. В налоговый  орган плательщик должен представить  три экземпляра Заявления. Первый экземпляр  остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику  с отметками налогового органа, подтверждающими  уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в  отношении товаров, которые в  соответствии с законодательством  государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара. Кроме указанного выше Заявления, вместе с налоговой декларацией вам нужно представить следующие документы: 1) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам; 2) договор (его копию), на основании которого товар был ввезен; 3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Российской Федерации; 4) счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа Российской Федерации. В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2005 № 2-1-8/72 "О применении Соглашения" изложено, что до особого указания следует осуществлять прием заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов со счетами-фактурами без отметок налоговых органов Российской Федерации. Декларация по импорту из Российской Федерации, Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и все перечисленные документы плательщик должен представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 раздел I Положения).

Вычет "ввозного" НДС. НДС, уплаченный по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации, плательщик вправе принять к вычету в порядке, предусмотренном  законодательством. Поэтому если организация  плательщиком НДС не является, а  уплачивает, например, налог при  УСН без уплаты НДС, то НДС к  вычету принять не имеет право. В  такой ситуации придется учесть "ввозной" НДС в стоимости товаров. В частности, принять к вычету "ввозной" НДС плательщик вправе при одновременном соблюдении следующих условий: 1) товар оприходован (принят на учет) на основании соответствующих первичных документов; 2) товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС; 3) имеются в наличии документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: Заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога, налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, платежный документ на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации. Отметим, что реквизиты платежного документа о перечислении сумм НДС плательщик должен зарегистрировать в книге покупок. Если плательщик НДС уплатил в установленный срок, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенный из Российской Федерации товар был принят на учет, то плательщик вправе принять этот "ввозной" НДС к вычету в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС) за тот налоговый период, в котором было осуществлено оприходование этого товара и выполнены вышеуказанные условия.

Например, плательщик оприходовал  ввезенный из Российской Федерации  товар 17 июня 2008 г. Уплата налога была произведена 15 июля 2008 г. Затем в налоговую  инспекцию была представлена налоговая  декларация по НДС по товарам, ввезенным  из Российской Федерации, с соответствующим  пакетом документов. В книге покупок  зарегистрирована уплата "ввозного" НДС последней записью июня, несмотря на то, что уплата произведена в  июле. Вычет уплаченного "ввозного" налога плательщик вправе принять к  вычету в налоговой декларации по НДС за июнь. Если плательщик НДС уплатил не в установленный срок, т.е. позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенный из Российской Федерации товар был принят на учет, то плательщик вправе принять эту сумму налога к вычету в налоговой декларации по НДС за тот налоговый период, в котором было осуществлена уплата "ввозного" налога и выполнены вышеуказанные условия.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему: «Правовые основы взимания косвенных  налогов в Республике Беларусь», сделаем выводы.

Понятия «налог», «сбор», «пошлина»  являются одними из ключевых в системе  категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить  в бюджет субъекты хозяйствования и  граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом  зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и  эффективность построения всей системы  налогообложения в Республике Беларусь. Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его  общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле  Закона Республики Беларусь «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Согласно этой норме под  налогами и сборами, взимаемыми в  бюджет Республики Беларусь, надлежало  понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое  определение более похоже не на «портрет»  этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы  порождала больше вопросов, чем ответов. В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено и действует  большое количество всевозможных платежей - отчислений, взносов, плат или сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась  различными по юридической силе документами  для самых разных категорий субъектов  хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке. Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органами государственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решения отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки). Из множества таких платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством. Что касается плат и отчислений, не отвечающих установленным признакам налогов, то налоговое законодательство не должно регулировать вопросы их применения, так же, как не должно регулировать платежи, взыскиваемые в виде санкций за совершенные правонарушения (административные или иные штрафы, в том числе за нарушения налогового законодательства).

Дополнительную актуальность в четкое разграничение существующих платежей привносит содержание п. 2 ст. 2 Общей части Налогового кодекса. Как следует из этой нормы, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом их признаками иные взносы и платежи, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в порядке, отличающемся от принятого для введения налоговых платежей.

Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет с организаций  и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

Таким образом, к налогам  могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам: обязательность для плательщиков; поступление в  республиканский и (или) местный  бюджеты; отчуждение принадлежащих  плательщикам денежных средств; индивидуальная безвозмездность.

Если первые три признака достаточно очевидны и не требуют  специального разъяснения, то принцип  «индивидуальная безвозмездность», вероятно, может быть сложным для  понимания.

Под данным условием имеется  в виду отсутствие прямой эквивалентности  или встречного получения плательщиком (иным обязанным лицом) взамен уплаченной суммы какой-либо выгоды, материальных или нематериальных благ, либо преимуществ, пропорциональных величине сделанных взносов.

Сборам и пошлиной может  быть признан обязательный платеж в  бюджет, взимаемый с организаций  и физических лиц, как правило, в  виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, уполномоченными организациями  и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных документов, либо в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Республики Беларусь.

В соответствии с этой нормой признаками сбора или пошлины  являются: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местный бюджеты; осуществление платежа, то есть, как и в случае с налогом,  отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, и это является основным отличием их от налогов, в  отношении сборов и пошлин отсутствует  требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, уплата сборов и пошлин Общей  частью предусматривается в качестве одного из условий совершения в пользу их плательщиков государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными  органами, иными уполномоченными  организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая  выдачу специальных разрешений (лицензий) или предоставление определенных прав.

Такое «встречное» осуществление  в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же, как и предоставление, им соответствующих прав или документов, не является обязательным признаком  этих платежей. Возможность возмездности для сборов и пошлин установлена лишь «как правило», что обусловливает наличие платежей, не предусматривающих получение их плательщиком взамен каких-либо благ. В максимальной степени данный принцип распространяется в отношении таможенных пошлин, оффшорного и таможенных сборов. В целом необходимо отметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога, сбора или пошлины автоматически делает отчисления или взносы неналоговыми платежами и выводит их из сферы действия Налогового кодекса и налогового законодательства в целом.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость  и акцизы, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь или  нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

 

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1. Организации, определенные  п. 2 ст. 13 НК: юридические лица Республики  Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы.

2. Индивидуальные предприниматели

3. Организации и физические  лица, признаваемые плательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

Наличие в законодательстве указания на косвенные налоги необходимо для более четкого применения отдельных международных соглашений, положения которых зависят от деления налогов на такие виды, например Венской конвенции о  дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.01.2003, рег. № 3/557). Право уточнения предложенного перечня косвенных налогов данным пунктом предоставлено Президенту Республики Беларусь и действующим для Республики Беларусь нормам международных договоров, в первую очередь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики  Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики  Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями  к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.

3. Налоговый кодекс Республики  Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З.  Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений.

4. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.

5. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.

6. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

7. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. - Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. 160с.

8. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

9. Финансовое право. Серия  «Учебники, учебные пособия» / Под  ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

10. Ханкевич ЛА. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. Мн., 1999.


Информация о работе Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь