Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки
1.2. Виды налогов в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ВЗИМАНИЯ
2.1. Налог на добавленную стоимость
2.2. Акцизы
ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

Если сумма налога, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца составила более 27000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, налогоплательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, - в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сложившихся соответственно с 1-го по 5-е. с 6-го по 10-е. с 11-го по 15-е. с 16-го по 20-е, с 21-го по 25-е, с 26-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 5, 10. 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца в размере одной шестой суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации (расчет}), имеющейся на начало текущего месяца.

 

 

 

 

 

2.2. Акцизы

Порядок исчисления и уплаты акцизов  регулируется следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Республики Беларусь  от 19.12.1991 № 1321-ХII "Об акцизах", с изменениями и дополнениями;

- Указом Президента Республики  Беларусь от 05.12.2006 г. № 716 "О  ставках акцизов на подакцизные  товары", с изменениями и дополнениями;

- Соглашением между Правительством  Республики Беларусь и Правительством  Российской Федерации о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров,  выполнении работ, оказании услуг,  подписанным 15 сентября 2004 г в  г. Астане;

- Положением о сроках  уплаты в бюджет акцизов и  Положением об уплате акцизов  при ввозе в Республику Беларусь  товаров, подлежащих маркировке  акцизными марками, утвержденными  Указом Президента Республики  Беларусь от 15.06.2006 № 397;

- Инструкцией о порядке  заполнения налоговых деклараций (расчетов) по акцизам по подакцизным  товарам, утвержденной постановлением  МНС от 05.02.2007 № 23.

Плательщиками акцизов являются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы, и индивидуальные предприниматели, которые:

а) производят подакцизные  товары;

б) ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные  на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Не являются плательщиками организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз остатков автомобильного бензина, дизельного топлива и иного топлива, используемого в качестве автомобильного, имеющихся в баке транспортного средства в результате его заправки, и остатков масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей. приобретенного води гелем для ремонта в результате поломки Транспортного средства за пределами территории Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция):

- спирт гидролизный технический;

- спиртосодержащие растворы;

- алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция):

- пиво;

- табачная продукция;

- нефть сырая;

- автомобильные бензины,  дизельное топливо, иное топливо,  используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- ювелирные изделия;

- микроавтобусы и автомобили  легковые, в том числе переоборудованные  в грузовые, вне зависимости от  рабочего объема двигателя, за  исключением легковых автомобилей,  предназначенных для профилактики  и реабилитации инвалидов.

Не облагаются акцизами:

- спиртосодержащие растворы  с объемной долей этилового  спирта до 12 процентов включительно;

- спиртосодержащие растворы  с денатурированными добавками;

- спиртосодержащие лекарственные,  лечебно профилактические, диагностические средства и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

- спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

- спиртосодержащие средства  и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и  (или) применению на территории  Республики Беларусь в установленном  законодательством порядке;

- спиртосодержащие парфюмерно-косметические  средства;

- коньячный спирт и  виноматериалы;

- спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных препаратов организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, которым разрешено их производство;

- нефть сырая, ввозимая на территорию Республики Беларусь, как при ее ввозе, так и при реализации;

- нефть сырая, добываемая в республике и поставляемая производственными объединениями «Белоруснефть» и «Белгеология» на переработку;

- товары, предназначенные  для производственных целей, ввозимые  организациями на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

- подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь, кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны происхождения, и товары, вывозимые в порядке товарообмена;

 

 

- реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные  подакцизные товары, от которых  произошел отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную собственность,  промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению [7, с. 30].

Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом  Республики Беларусь.

 

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.

Объект налогообложения:

а) по произведенным подакцизным  товарам:

- объем произведенных  подакцизных товаров в натуральном  выражении, в отношении которых  установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

- стоимость подакцизных  товаров, определяемая исходя  из отпускных цен без учета  акцизов, на которые установлены  адвалорные (процентные) ставки акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

- объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

- таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие оплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов;

в) при реализации ввезенных  на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в  отношении которых установлены  адвалорные ставки акцизов, - стоимость (без учета акцизов) реализованных  подакцизных товаров;

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В настоящее время ставки установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2003г. № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам».

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения  подакцизных товаров [твердые (специфические) ставки] или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Сумма акцизов определяется плательщиками акцизов самостоятельно. Плательщики акцизов представляют в налоговые органы по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов в  бюджет устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2002г. № 73 «О сроках уплаты акцизов» уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. Если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету по акцизам, имеющемуся на начало текущего месяца, составила от 17000 до 27000 евро (включительно) по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, плательщики акцизов в текущем месяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим. Если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету по акцизам, имеющемуся на начало текущего месяца, составила более 27000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, плательщики акцизов в текущем месяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. взимание Косвенных  налогов при экспортно-импортных  операциях с Россией

С 1 января 2005г. вступило в  силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О  принципах взимания косвенных налогов  при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Отметим, что в Соглашении термин "косвенные налоги" означает налог  на добавленную стоимость и акцизы. Соглашение изменило порядок обложения  НДС и акцизами при ввозе товаров  из Российской Федерации в Республику Беларусь (импорте товаров) и при  вывозе товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию (экспорте товаров).

Суть изменений заключается  в том, что с 1 января 2005 г.: - при  импорте в Республику Беларусь товаров  из Российской Федерации НДС и  акцизы, за исключением подакцизных  товаров, которые подлежат маркировке акцизными марками, уплачивается в  Республике Беларусь; - при экспорте товаров из Республики Беларусь в  Российскую Федерацию НДС исчисляется  как при обычном экспорте по ставке 0% при условии документального  подтверждения указанной операции, и от акцизов производится освобождение. (ст. 2 Соглашения).

Таким образом, в настоящее  время в отношении торговых операций с Российской Федерацией действует  порядок обложения НДС и акцизами, во многом аналогичный общеустановленному порядку обложения НДС и акцизами при осуществлении экспортных и  импортных операций. Однако ввиду  отсутствия таможенного контроля и  таможенного оформления при перемещении  товаров через таможенную границу  Российской Федерации и Республики Беларусь установленный Соглашением  порядок имеет свои особенности. Эти особенности раскрыты в Положении  о порядке взимания косвенных  налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения.

Соглашение в Российской Федерации  распространяется только на товары:

а) полностью произведенные  на территории Российской Федерации или Республики Беларусь;

б) подвергшиеся на территории Российской Федерации или Республики Беларусь обработке с использованием сырья, материалов и комплектующих  изделий происхождением из третьих  стран иностранного сырья, материалов и комплектующих изделий и  изменившие в связи с этим свою принадлежность по классификации Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров хотя бы по одному из четырех первых знаков;

в) произведенные на территории Российской Федерации или Республики Беларусь с использованием иностранного сырья, материалов и комплектующих  изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной  доли экспортной цены реализуемых товаров.

Поэтому в отношении экспорта в Республику Беларусь (импорта из Республики Беларусь) товаров, произведенных в иных странах, порядок налогообложения, установленный Соглашением, не применяется. При импорте/экспорте таких товаров действует общий порядок налогообложения, установленный главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации для экспортных и импортных операций. В Республике Беларусь такие ограничения не предусмотрены.

Импорт товаров из Российской Федерации и уплата НДС. Как было отмечено выше, порядок исчисления и уплаты НДС при взаимной торговле между белорусскими и российскими  организациями и предпринимателями  регулируется Соглашением. Особенности  налогообложения при импорте товаров в Республику Беларусь из Российской Федерации раскрыты в разделе I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения. Приведем основные положения, на которые следует обратить внимание импортерам товаров из Российской Федерации. 1. При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров из Российской Федерации НДС уплачивается налоговым, а не таможенным органам. 2. Ввоз товаров из Российской Федерации облагается по ставке 10% или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. 4. Существует перечень товаров, ввоз которых из Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). 5. Налог уплачивается в месяце, следующем за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. 6. При ввозе товаров из Российской Федерации в налоговую инспекцию одновременно представляется отдельная налоговая декларация и пакет соответствующих документов. 7. НДС, уплаченный при ввозе товаров из Российской Федерации, налогоплательщик вправе принять к вычету в порядке, установленном Законом.

Плательщики НДС при ввозе  товаров из Российской Федерации. При  ввозе товаров из Российской Федерации  в Республику Беларусь НДС обязаны  уплачивать белорусские импортеры, т.е. лица, которые осуществляют операции по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь. К таким лицам относятся: 1) плательщики НДС; 2) лица, не являющиеся плательщиками НДС и применяющие  специальные налоговые режимы, например упрощенную систему налогообложения. Чтобы определить, необходимо ли уплачивать НДС при ввозе товаров из Российской Федерации, в первую очередь надо выяснить, освобождается или нет, этот товар от обложения НДС. Если ввозимый товар облагается НДС, то необходимо: - определить, по какой ставке НДС  облагается ввозимый товар; - исчислить  сумму налога; - заполнить налоговую  декларацию; - уплатить исчисленную  сумму налога; - заполнить заявление  о ввозе товара и уплате косвенных  налогов; - собрать необходимые документы; - представить в налоговую инспекцию  декларацию, заявление о ввозе  товара и необходимые документы.

Информация о работе Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь