Применение вычетов по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - наиболее полно раскрыть характеристику налога на доходы физических лиц: исчисление, уплату, экономическую сущность и многое другое, так как я считаю, что эта тема очень актуальна. Ввиду сложности исследуемой темы, ее многоаспектности и многогранности, порядок начисления и уплаты налога на доходы физических лиц является широко обсуждаемым в современной научной и практической литературе

Содержание работы

Введение 3
1 Порядок администрирования налога на доходы физических лиц 5
1.1 История формирования подоходного налогообложения в России 9
1.2 Теоретические основы установления элементов налогообложения доходов граждан 9
1.3 Социальная значимость применения льгот в налогообложении доходов физических лиц 18
2 Применение вычетов по налогу на доходы физических лиц 28
2.1 Стандартные вычеты по налогу на доходы физических лиц 29
2.2 Социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц 30
2.3 Имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц 37
2.4 Профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц 40
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (готово.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

 
 

Введение

  3

1

Порядок  администрирования   налога на доходы физических лиц

  5

1.1

История формирования  подоходного  налогообложения в  России

  9

1.2

Теоретические  основы установления элементов  налогообложения  доходов  граждан

    9

1.3

Социальная значимость применения льгот в налогообложении доходов физических лиц

 18

2

Применение вычетов  по налогу на доходы  физических лиц

 28

2.1

Стандартные вычеты по налогу на доходы физических лиц

 29

2.2

Социальные  вычеты  по налогу на доходы физических лиц

 30

2.3

Имущественные  вычеты по налогу на доходы физических лиц

 37

2.4

Профессиональные  вычеты по налогу на доходы физических лиц

 40

 

Заключение

 44

 

Список литературы

 45

 

Приложения

 

 

Введение                                     Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. Существует несколько мнений о влиянии налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют её в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.               Что же являет собой налог? Согласно учебникам налоги - это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся, используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом, государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения, принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.               В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности. Здесь стоит вопрос о том, как строить государственную политику в области прямого налогообложения, то есть какие цели, кроме получения финансовых средств, государство пытается достичь. Некоторые страны имеют прогрессивный подоходный налог, который не является популярным, особенно среди людей с достатком выше среднего. В тоже время государство дает право людям уменьшать сумму налога путем ввода налоговых вычетов.           Как упоминалось выше, налоги делятся на разные группы, которые стоит рассматривать по отдельности. В своей работе я хочу проанализировать налог на доходы физических лиц, который подлежит зачислению: на 70% - в бюджеты субъектов РФ; на 30% - в бюджеты городских округов.

Цель настоящей курсовой работы - наиболее полно раскрыть характеристику налога на доходы физических лиц: исчисление, уплату, экономическую сущность и  многое другое, так как я считаю, что эта тема очень актуальна. Ввиду сложности исследуемой темы, ее многоаспектности и многогранности, порядок начисления и уплаты налога на доходы физических лиц является широко обсуждаемым в современной научной и практической литературе

Теоретической основой написания курсовой работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам налогообложения, материалы периодической печати, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятий. Основной теоретической базой является Налоговый кодекс РФ (далее по тексту НК РФ). 

1 Порядок администрирования  налога на доходы физических  лиц 1.1История формирования подоходного налогообложения в России

 

 

Современная налоговая  система России немыслима без  налога на доходы физических лиц. Это  один из немногих налогов, имеющий богатую историю. История становления самого налога в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов. Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком. В Манифесте даже было специально оговорено, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание.  На практике в таком виде налог на доходы физических лиц просуществовал недолго, что и неудивительно, ведь рассчитывать на правосознание налогоплательщиков при отсутствии должного контроля и ответственности не стоит. Вскоре о дальнем предшественнике налога (далее по тексту - НДФЛ) все благополучно забыли. В начале 1905 года подоходный налог  вновь напомнил о себе и стал предметом жарких дискуссий, продлившихся не один год. И вот, наконец, 6 апреля 1916 года с легкой руки Николая II получил путевку в жизнь. В соответствии с Положением о государственном подоходном налоге субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. Кроме того нами исследованы интересные факты: по общему правилу члены семьи, имеющие самостоятельные источники дохода, облагались отдельно от главы семьи. Однако если доходы от таких источников поступали в распоряжение или пользование главы семьи, или если в законе была установлена общность имущества супругов, то они причислялись к доходу главы семьи. Положение закрепляло широкий круг объектов государственного подоходного налога и предусматривало, что он взимается с полученного дохода независимо от его формы и источника. Не облагались налогом наследственные и дарственные получения; страховые вознаграждения; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д. Государственный подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни. Стоит упомянуть, что в тот период был установлен необлагаемый прожиточный минимум, согласно которому от подоходного налога освобождались лица, имеющие годовой облагаемый доход ниже 850 рублей.  Это автоматически вывело из-под его действия все крестьянство, и налог касался в основном лишь наиболее зажиточных слоев населения.    В Положении о государственном подоходном налоге также предусматривались подробные правила составления и предоставления налогоплательщиками заявления о доходах налогоплательщика, их проверки участковыми присутствиями, ответственность налогоплательщика. Был детально урегулирован порядок обжалования налогоплательщиком постановлений финансового органа, установлены подведомственность, сроки и процедура рассмотрения таких жалоб. Также можно выделить некоторые особенности, одной из которых было то, что декларации, в основном, отправлялись в запечатанных конвертах по почте. Однако сведения о доходах можно было сообщить и устно соответствующим должностным лицам, которые заверялись письменно налогоплательщиком, а в случае его безграмотности подписями доверенных лиц и чиновников. Как утверждают многие экономисты начало введения государственного подоходного налога, было намечено на 1917 год, но из-за Февральской революции он стартовал годом позже. После Февральской революции пришедшее к власти Временное правительство 12 июня 1917 года приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», которым были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1000 рублей необлагаемый минимум. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1  тысячи до 400 тысяч рублей. Низшая ставка налога составляла 1 %, а высшая – 33 %. А доход, превышавший 400 тысяч рублей, облагался в размере 120 тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по 3050 рублей на каждые полные 10 тысяч рублей сверх 400 тысяч рублей  Вдогонку к вышеуказанному документу, 12 июня 1917 года было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 рублей, предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5 %. В первой половине 20-х годов налог успел приобрести двойное название «подоходно-поимущественный», при этом он взимался отдельно с дохода и отдельно с имущества; был объединен с общегражданским, трудгужналогом, квартирным налогом и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу и, в завершение, очередным Положением был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие; работники искусств; лица, занимающиеся частной практикой; лица, имеющие доходы от работы не по найму. Следующие 20 лет запомнились ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы. Одним из ключевых моментов в «карьерном росте» налога на доходы физических лиц было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения», действовавшего затем в течение многих лет. В соответствии со ст. 1 Указа подоходным налогом облагались рабочие и служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Указ существенно расширил круг лиц, чей доход не подпадал под обложение данным налогом. Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера. Налог уплачивался четыре раза в год: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября. В Указе были установлены порядок обложения заработка, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок учета налогоплательщиков и их доходов, ответственность за нарушения его положений. Был введен срок давности, согласно которому плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к налогу не более чем за два предшествующих года. С 1960 года постепенно повышался необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих, и уменьшались ставки налога по этим доходам. Однако, опомнившись, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы  до лучших времен. И уже в 90-х годах такие экономисты как Иншаков О.В., Абалкин Л.И. и многие другие более подробно исследовали внедрение закона о подоходном налоге, что стало очередным витком в истории  развития НДФЛ. Был издан Закон РСФСР от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге», основной отличительной чертой которого стал  переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась  Плательщиками подоходного налога стали  признаваться граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в  РСФСР. Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным рыночным ценам на дату получения дохода. Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам. В соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно главы 23 о «Налоге на доходы физических лиц», введенной  в действие с 1 января 2001 года и также исследованной нами, дается понятие этого налога  и его ставок. Принятие этой главы стало новым, современным этапом в развитии налогообложения в России. Изменилось название налога – теперь он стал называться налогом на доходы физических лиц (хотя многие по традиции называют его по-прежнему подоходным). Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института  «резидентства». Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов.

 

    1. Теоретические основы установления элементов  налогообложения  доходов граждан

 

Согласно ст.57 Конституции РФ, а также ст.3 и подпункту п.1 главы.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и  сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации (далее - РФ), в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Систему налогов  и сборов в Российской Федерации  регулирует НК РФ.

Налог на доходы физических лиц относится к федеральным  налогам (ст.13 НК РФ) и регулируется главой 23 НК РФ..

Элементы налогообложения  НДФЛ:

1) налогоплательщик;

2) объект налогообложения;

3) налоговая  база;

4) налоговый  период;

5) налоговая  ставка;

6) порядок исчисления  налога;

7) порядок и  сроки уплаты налога;

8) льготы (вычеты).

Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников, расположенных в РФ. Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Для того, чтобы физическое лицо стало налоговым резидентом РФ, ему необходимо находиться на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами РФ не являются. Течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после даты прибытия в РФ. Российские граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, предусматривающих продолжительность работы в РФ текущем календарном году свыше 183 дней, считается налоговым резидентом с начала года. Но если работник увольняется до истечения 183 дней, организация не может подтвердить факт его резиденства, следовательно, сумма налога будет взиматься по «нерезидентским» ставкам. Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в РФ, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий нерезидент РФ должен представить подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключен договор об избежание двойного налогообложения. В противном случае его доходы, полученные от российских источников, будут облагаться налогом по ставке 30%.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) От источников  в РФ и(или) от источников  за пределами РФ для физических  лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ.

2) От источников  в РФ – для физических лиц,  не являющихся налоговыми резидентами  РФ.

Источниками доходов  физических лиц в РФ могут выступать российские организации и(или) иностранные организации в связи с деятельностью их постоянного представительства в РФ. Перечень таких доходов является открытым и включает в себя виды доходов согласно ст.208 п.1 НК РФ (Приложение А).

Источник выплаты  доходов физическим лицам за пределами  РФ – иностранные организации. Перечень таких доходов также является открытым и включает в себя виды доходов согласно ст.208 п.2 НК РФ (Приложение Б).

Если невозможно однозначно отнести доходы к источнику в РФ или к источнику за ее пределами, то определение источника осуществляет Минфин России. Он же устанавливает долю указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.

Не признаются доходами для целей налогообложения доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключенных между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

При определении  налоговой базы учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Кроме того, в налоговую базу включают права на распоряжения, которые у него возникают, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых установлена ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы дохода, подлежащих налогообложению, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю, на следующий налоговый период отрицательная разница между суммами вычетов и доходами, подлежащими обложению, не переносится.  Для доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, отличные от 13%, налоговая база определяется как сумма денежного выражения таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту - ЦБ РФ), установленному на дату фактического получения указанных доходов. Согласно НК РФ установлены особенности определения налоговой базы при получении физическими лицами доходов в натуральной форме.

При оплате труда  работников в натуральной форме  налоговая база определяется как  стоимость выданной продукции по ценам, определяемым в соответствии со ст.40 НК РФ. В стоимость таких  товаров включаются НДС и акцизы. Сумма налога удерживается за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, но она не может превышать 50% суммы выплат.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной  форме, относятся:

1) частичная  или полная оплата за него  организацией или индивидуальным  предпринимателем (далее по тексту - ИП) товаров, работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные  налогоплательщиком товары, выполненные  в его интересах работы, оказанные  на безвозмездной основе услуги;

3) оплата труда  в натуральной форме.

Налоговый период — это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате (п.1 ст.55 НК РФ).

Кроме того, по итогам налогового периода плательщики НДФЛ, которые обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог либо желают получить налоговые вычеты, представляют в налоговые органы налоговые декларации (п.1 ст.229, ст.227, ст.227.1, ст.228 НК РФ). А налоговые агенты по итогам налогового периода представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов (п.4 ст.24, п.2 ст.230 НК РФ).

По налогу на доходы физических лиц налоговым  периодом признается календарный год (ст.216 НК РФ).

НДФЛ является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме: заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом.

Согласно ст.224 НК РФ существуют следующие виды ставок:

1) 13% – любые  доходы, кроме тех, по которым  предусмотрены иные ставки;

Информация о работе Применение вычетов по налогу на доходы физических лиц