Принципы и механизм налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования в том, что правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Налоги и налогообложение……………………………………………………....5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике…………………………..….5
1.2. Принципы налогообложения…………………………………………..10
2. Механизм налогообложения……………………………………………………14
2.1. Классификация налогов………………………………………………...14
2.2. Структура налоговой системы…………………………………………17
3. Основные направления совершенствования налогообложения……………...23
3.1. Совершенствование законодательной базы……………………….…..23
3.2. Налоговая система России и пути ее совершенствования…………...30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение, принципы и механизмы,курсовик.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Налоги и налогообложение……………………………………………………....5

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике…………………………..….5

1.2. Принципы налогообложения…………………………………………..10

2. Механизм налогообложения……………………………………………………14

2.1. Классификация налогов………………………………………………...14

2.2. Структура налоговой  системы…………………………………………17

3. Основные направления  совершенствования налогообложения……………...23

3.1. Совершенствование  законодательной базы……………………….…..23

3.2. Налоговая система России и пути ее совершенствования…………...30

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Актуальность темы исследования в том, что правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства  путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Совершенствование налоговой системы является актуальной для государства, поскольку налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятия, а значит отражаются на результатах хозяйственной деятельности, то есть влияют на сумму остающейся у предприятия чистой прибыли, величину инвестиций, идущих на развитие и поддержание конкурентоспособности производимых товаров, а следовательно и на его конкурентоспособность в целом на рынке.

Данная проблема нашла  свое отражение в работах таких  известных российских экономистов, как: Е.Ф. Борисов, А.С. Булатов, И.В. Горский, С.П. Колчин, И.Д. Мацкуляк, Н.В. Миляков, И.М. Мысляева, В.П. Орешин, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Цель курсовой работы – изучить основные принципы и механизм налогообложения в Российской Федерации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы налогов и налогообложения в системе рыночного регулирования;

- раскрыть механизм  налогообложения в России;

- определить основные  направления совершенствования  налогообложения в Российской  Федерации.

Объект исследования – налоги как инструмент рыночного регулирования.

Предмет исследования –  современное состояние и перспективные  направления развития налоговой  системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Налоги и налогообложение

 

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике

 

Исторически  возникновение  налогов  относится  к  разделению общества на классы  и  появлению государства.  Однако связывать появление  налогов  исключительно  с  зарождением  института  государства было бы не совсем  верно по двум причинам.  Во-первых, в таком случае  происходит  затушевывание  истинных  причин,  порождающих налоги, когда единственной причиной, порождающей налоги, становится государство. Во-вторых, и это особенно важно, налоги рассматриваются как неизбежное зло для граждан, которые обязаны отдавать часть своих доходов  в  силу того,  что  существует  государство.

По своей  сути  налоги  —  это  не  порождение  государства.  Хотя  без развитого  государства  налоговая  система  не  может  нормально  функционировать.  Первоначально  налоги  возникли  из  необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возникают  у  совместно  проживающих людей.  В  этом  смысле  налоги  —  это, прежде  всего,  общественное  благо и непременное условие развития человеческого  общества.  И  лишь  во  вторую  очередь  —  это  результат существования  государства.

Налоги  известны  людям  с  глубокой  древности,  когда  они  были представлены  в  форме дани,  подати.  История  знает  налоги  в форме платы  за проезд по земле  феодала.  При  Петре  I  взимались налоги  за рыбную ловлю и бортничество.  Когда государство только формировалось как институт публичной  власти,  взимание  налогов происходило произвольно и стихийно, в меру надобности государства.  Государство собирало  минимальный  размер средств,  необходимых для  выполнения таких функций,  как управление,  оборона,  суд,  охрана порядка.

Однако по мере того, как  расширялись функции государства, формировалась упорядоченная  и разветвленная  система налогообложения.

Налогообложение  относится  к  числу давно  известных способов регулирования  доходов  и  источников  пополнения  государственных  средств.

С  экономической точки  зрения,  налоги  представляют собой  главный  инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемых  органами  государственной  власти.  С  юридической точки  зрения,  налоги  —  это устанавливаемые  законодательными  актами  нормы,  регулирующие размеры, формы,  методы,  сроки безвозмездного  изъятия  государством  части  доходов предприятий, организаций, населения.

В ст.  8 части  первой  Налогового кодекса  РФ под налогом понимается обязательный,  индивидуально безвозмездный  платеж,  взимаемый с организаций  и  физических  лиц  в  форме  отчуждения  принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств,  в  целях финансового  обеспечения деятельности  государства и  (или)  муниципального  образования.

Некоторые  авторы,  подчеркивая  всю сложность отношений,  которые  возникают  в  процессе  взимания  государством  налогов,  вводят  более  широкое  понятие  «налогообложение»,  под  которым  понимают   определенную   «совокупность   экономических   (финансовых) и  организационно-правовых  отношений,  складывающихся  на  базе объективного  процесса  перераспределения  преимущественно денежной  формы  стоимости  и  выражающих  собой  одностороннее,  безэквивалентное,  принудительно-властное  изъятие части доходов корпоративных  и  индивидуальных  собственников  в  общегосударственное пользование»1.

Отличительными  чертами  любого  налога  являются:

1)  индивидуальная  безвозмездность;

2)  безэквивалентность;

3) обязательность;

4) законность.

Налоговым   можно   назвать   только   такое   движение   денежных средств,  которое  отвечает  следующим  основным  требованиям:

1)  это  движение  представляет  собой  смену   форм  собственности. Только  тогда  принудительное  изъятие  средств  в  казну  государства является  налоговым,  когда часть денежных средств переходит из корпоративной  или  индивидуальной  собственности  в  государственную;

2)  налогообложение  основывается на рентной составляющей, будь то добавочный  доход  от использования  земли,  недр,  труда или капитала.  Только  в  этом  случае  изъятие  государством  денежных  средств будет восприниматься  налогоплательщиком  как справедливое,  не относящееся  к тем  средствам,  которые используются  им для собственного  воспроизводства;

3)  это  система   денежных  взаимоотношений,  которая   строится  в пределах  вновь  созданной  стоимости.  При этом  налоговые отношения  не должны  распространяться  на капитал,  авансируемый или инвестируемый  для  расширения  производства  товаров,  работ  и  услуг.

В  этом  смысле  данная  система  взаимоотношений  является  своеобразным  индикатором  достигнутого  или  не  достигнутого  согласования  личных,  корпоративных  и  государственных  интересов.  Она  может  нарушать либо,  наоборот,  защищать права собственности;

4)  денежные  средства,  которые  перераспределяются  посредством налогов  и поступают в казну государства,  должны  использоваться исключительно  на  общенациональные  нужды.  Если  налогоплательщики  не  ощущают  такой  взаимосвязи,  то  это  приводит  к  укрытию доходов  и  уклонению  от уплаты  налогов.

Сущность  налогов  непосредственно  проявляется в функциях.  Выделяют  фискальную,  регулирующую  (стимулирующую)  и  контрольную функции  налогов.

Суть фискальной функции заключается  в обеспечении поступления необходимых  средств  в  бюджеты  разных  уровней  для  покрытия  го125сударственных расходов.  Через фискальную  функцию  налогов  происходит  огосударствление  части  национального  дохода  в  денежной форме,  что  создает  объективные  предпосылки  для  повышения  роли государства. Таким образом, фискальная функция  — это способность налога  покрывать общественные  потребности.  Поэтому долгое  время фискальная  функция  рассматривалась  как самодостаточная для выражения  сути  и  назначения  налога.  Сегодня  в  экономически  слаборазвитых  странах  так  и происходит.  Там  налоги  в  основном  выполняют фискальную функцию.

Фискальная  функция  сама  по  себе  является  тормозом  для  хозяйственной  деятельности.  Поэтому  очень  часто  о  степени  развития  фискальной  функции  налогов  свидетельствуют данные  о  суммах финансовых  санкций   или  разница  между  обшей   суммой   налогов, утвержденных  в  бюджете,  и  их  реальной  величиной,  поступившей  в бюджет.  Чем  более  развита  фискальная  функция  и  чем  больше  она превалирует над  всеми  остальными, тем меньше  степень собираемости  налогов,  тем  больше  налогов  недополучает  бюджет.  Поэтому  немаловажное  значение  имеют регулирующая  и  стимулирующая  функции  налогов.

Регулирующая и стимулирующая  функции означают, что налог как активный   инструмент  перераспределительных   процессов оказывает существенное  влияние  на  воспроизводство, стимулируя  или сдерживая  его темпы,  усиливая  или  ослабляя  накопление  капитала,  расширяя  или  уменьшая платежеспособный  спрос  населения.  При  этом выполнение  регулирующей  и  стимулирующей  функций  достигается путем  участия  государства  в  воспроизводственном  процессе,  но  не  в форме прямого директивного вмешательства, а путем  управления потоками  инвестиций  в отдельные отрасли,  влияния  на платежеспособный  спрос  населения.  Таким  образом,  особенностью  регулирующей функции  налогов  является  ее  опосредованное  (а  не  прямое)  воздействие  на  экономику,  когда  имеет  место  эффект  «запаздывания»,  т.е. для  получения запланированного результата в экономике от проведения  налоговой  политики  требуется  определенное  время.

Наиболее  распространенными  методами  налогового  регулирования являются:

-    изменение объема  налоговых поступлений;

-    замена  одних способов  или  форм  обложения  другими;

-    варьирование  налоговыми  ставками;

-   нивелирование налоговыми льготами  и скидками;

-    изменение сфер  распространения налогов (субъекта  и объекта налогообложения);

-    реформирование  структуры налоговой системы  страны.

Хотя  регулирующая  и  стимулирующая  функции  налогов  тесно связаны,  между  ними  есть  некоторые  различия.  Если  регулирующее действие  ориентировано в основном  на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е.  на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам.

Она в большей  степени учитывает  интересы конкретного хозяйствующего субъекта.  Посредством стимулирующей  функции  налоговая система  может создавать  стимулы  к труду,  поощрять развитие  различных форм  предпринимательства  и  видов  производственной  деятельности.

Правда,  возможно  и другое,  когда  под  непосильным  налоговым  бременем сворачивается деловая активность.  В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

Налогам  присуща  и  контрольная  функция,  которая  способствует количественно-качественному  отражению  хода  распределительного процесса,   позволяет  контролировать  формирование  стоимостных пропорций  в обществе,  налоговых поступлений  в бюджет,  их полноту и  своевременность.  Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций  налогов  и  налоговой  системы  в  целом.  В  результате органы  государственной  власти  получают информацию для  проведения  налоговой  политики  на ближайшую  и  отдаленную  перспективу.

Информация о работе Принципы и механизм налогообложения