Принципы и механизм налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования в том, что правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Налоги и налогообложение……………………………………………………....5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике…………………………..….5
1.2. Принципы налогообложения…………………………………………..10
2. Механизм налогообложения……………………………………………………14
2.1. Классификация налогов………………………………………………...14
2.2. Структура налоговой системы…………………………………………17
3. Основные направления совершенствования налогообложения……………...23
3.1. Совершенствование законодательной базы……………………….…..23
3.2. Налоговая система России и пути ее совершенствования…………...30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение, принципы и механизмы,курсовик.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В  настоящее  время  можно  говорить о том,  что  налоговая  система  в  России  приобрела  некоторую  стабильность  и  определенность. В частности:

•  налоговая система  основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоговое законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране;

•   налоги  четко  распределены  по  уровням  бюджетной  системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

•   налоговая  система  России  представляет  собой  сочетание  двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, косвенные налоги не имели широкого распространения;

•   в  налоговой  системе  России  появились  новые  налоги  (НДС, налог на имущество и др.), которые не существовали раньше;

•   налоговая система построена по единым принципам, единому механизму  исчисления  и  сбора  налогов.  За  всеми  налогами  и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной  налоговой  службы;

•   новая налоговая  система обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан  и  хозяйствующих субъектов;

•   при налогообложении  к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия путем определения перечня  налогов,  унификации  ставок,  упорядочения  льгот  и механизма  их  предоставления.  Вводятся  специальные  статьи, гарантирующие  однократность налогообложения.

Понятие «налоговая система Российской Федерации» не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее «налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке», фактически смешивая понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов». Система налогов и сборов - только часть налоговой системы.

Совокупность разных видов налогов и сборов, в  построении и методах исчисления  которых реализуются определенные принципы, а также норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений, образует налоговую систему страны4.

Таким образом, налоговая система РФ представляет собой совокупность:

- системы налогов и сборов РФ;

- системы налоговых правоотношений;

- системы участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов:

- Россия, ее субъекты и несколько тысяч муниципальных образований;

- действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.

Кроме того, к элементам  налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

К основным принципам  налоговой системы относятся  следующие организационные и  функциональные принципы: единства налоговой системы; организационного единства системы налоговых органов; справедливости налогообложения; достаточности налогообложения; единства нормативно-правовой базы; подвижности (эластичности) налогообложения; стабильности налоговой системы и ряд других.

Система налогов и сборов РФ — это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

Основным законодательным  актом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый Кодекс РФ (далее  НК РФ), первая часть которого  вступила в силу с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31.07.98 № 147 – ФЗ, вторая часть – с 1 января 2001 года Федеральным законом от 05.08.2000 № 118 – ФЗ.

Структура системы налогов  и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Система налогов и  сборов РФ состоит из трех уровней (подсистем):

- подсистемы федеральных налогов и сборов;

- подсистемы региональных налогов и сборов;

- подсистемы местных налогов и сборов.

Таким образом, в Российской Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.

Необходимо также отметить, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и обязательны к уплате на всей территории РФ. В ст. 13 НК РФ предусмотрен следующий перечень федеральных налогов и сборов:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

-  налог на доходы физических лиц;

-  налог на прибыль организаций;

-  налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному региональному налогу; налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками.

Другие элементы налогообложения (налоговую базу, объект налогообложения и др.) устанавливают федеральные законодатели.

В ст. 14 НК РФ предусмотрен следующий перечень региональных налогов и сборов:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными являются налоги и сборы, определяемые НК РФ и устанавливаемые нормативно - правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следившие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом; порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. - устанавливают федеральные законодатели.

В ст. 15 НК РФ предусмотрен следующий перечень местных налогов  и сборов:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

3. Основные  направления совершенствования  налогообложения

 

3.1. Совершенствование  законодательной базы

 

С 1 января 2012 года произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. 

Основными направлениями совершенствования законодательства о налогах и сборах предусматривается внесение изменений по следующим направлениям:

1. Совершенствование  налога на добавленную стоимость.

2. Совершенствование  налога на прибыль организаций.

3. Совершенствование  акцизного налогообложения.

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц.

5. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

6. Совершенствование земельного налога.

7. Совершенствование налога на имущество организаций.

8. Совершенствование налога на игорный бизнес.

Рассмотрим основные изменения налогового законодательства с 2012 года.

НДС:

1. С 1 января 2012 г. не признаются объектом налогообложения НДС:

– операции по выполнению работ и оказание услуг казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Это возможно в случае, если бюджетные и автономные учреждения выполняют работы в рамках государственного или муниципального задания, источником финансирования которого является бюджетная субсидия (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);

– передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (подп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 328-ФЗ);

– передача недвижимого  имущества в случае расформирования  целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (подп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 328-ФЗ).

2. Продление действия льготы по НДС до 1 января 2018 года. Напомним, что с 1 октября 2008 г. по 1 января 2012 г. при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа НДС со стоимости услуг уплачивался по ставке 10% (ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ).

Данная льгота продолжает действовать до 1 января 2018 г. (ст. 3 Федерального закона от 28.11.2011 г.  № 338-ФЗ).

3. Освобождение от НДС. На основании подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по проведению техосмотров операторами технического осмотра, соответствующими определенным требованиям и получившими аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков, освобождаются от НДС.  Новый подпункт 17.2 введен Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ. Поправка начинает свое действие с 1 января 2012 года.

4. Льгота по НДС с 1 января 2012 года распространяется на суда смешанного (река-море) плавания. Освобождены теперь от налогообложения:

– работы (услуги, включая  услуги по ремонту) по обслуживанию морских  судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все  виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов (подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ);

– услуги по классификации  и освидетельствованию судов  не облагаются НДС.

5. Операции, которые облагаются с 1 января 2012 года по нулевой ставке:

– перевозка экспортируемых или импортируемых товаров на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ);

– транспортировка нефти  и нефтепродуктов, помещенных под  процедуру таможенного транзита (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Данная поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Изменения в настоящий  подпункт внесены Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ.

Акцизы: 

1. Увеличены ставки  акцизов (в частности на табачную  и алкогольную продукцию). С 1 января 2012 года произошли изменения в сторону увеличения ставок акциза (п. 1 ст. 193 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2011 г. № 338-ФЗ).

На сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы установлена единая ставка акциза. С 1 января 2012 г. она составляет 360 руб. за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 460 руб. за 1000 штук).

С 1 июля 2012 г. ставка на сигареты и папиросы увеличится на 8 процентов (390 руб. за 1000 шт. + 7,5 процента расчетной  стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 шт.).

На спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта до 9 процентов) в I полугодии 2012 г. составляет 230 руб., во II полугодии 2012 г. - 270 руб., за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

Информация о работе Принципы и механизм налогообложения