Принципы и механизм налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования в том, что правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Налоги и налогообложение……………………………………………………....5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике…………………………..….5
1.2. Принципы налогообложения…………………………………………..10
2. Механизм налогообложения……………………………………………………14
2.1. Классификация налогов………………………………………………...14
2.2. Структура налоговой системы…………………………………………17
3. Основные направления совершенствования налогообложения……………...23
3.1. Совершенствование законодательной базы……………………….…..23
3.2. Налоговая система России и пути ее совершенствования…………...30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение, принципы и механизмы,курсовик.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Ставка акциза на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента будет (как и раньше) – 12 руб. Ставка акциза на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента – 21 руб. за 1 литр.

2. Организации вправе  с 1 июля 2012 года представлять одну банковскую гарантию для освобождения от уплаты акциза (от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции) (п. 2 ст. 184 НК РФ). В данном случае речь идет о продукции, которая вывозится за пределы России в таможенной процедуре экспорта.

НДФЛ:

1. С 1 января 2012 года стандартный  налоговый вычет на ребенка составляет 1400 руб. С 1 января 2012 г. вычет на первого и второго ребенка, находящегося на обеспечении родителя (усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя), составляет 1400 руб. Напомним, что ранее данный вычет составлял 1000 руб.

Размер вычета на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида увеличен до 3000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Изменения введены на основании Федерального закона от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ.

Применять стандартный  вычет на ребенка можно применять  до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года, превысит 280 тыс. руб.

2. Компенсационные выплаты не облагаются НДФЛ. На основании абз. 6 ст. 3 ст. 217 НК РФ с 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства облагаются НДФЛ в части, превышающей в совокупности трехкратный размер среднего месячного заработка. Для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не облагаются налогом суммы компенсации, не превышающие шестикратный размер среднего месячного заработка;

Не облагается НДФЛ помощь детям, оставшимся без попечения  родителей. Это условие идет как  дополнение к п. 26 ст. 217 НК РФ.

Изменения введены на основании Федерального закона от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ.

3. Перечень оснований для получений социального вычета увеличен.  Напомним, что ранее граждане вправе были получить социальный вычет при перечислении из своего дохода пожертвований благотворительным организациям и иным социально  ориентированным некоммерческим организациям (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Это было возможно при условии, что средства на благотворительные цели перечислялись организациям, частично или полностью финансируемым из соответствующего бюджета.

С 1 января 2012 года такого условия в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ (в  ред. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 235-ФЗ) нет.

4. Пенсионеры смогут теперь перенести имущественный налоговый вычет на предыдущие периоды. С 1 января 200102 года пенсионеры могут перенести имущественный вычет по расходам на приобретение жилья на предыдущие налоговые периоды. А именно, они смогут перенести вычет на те периоды, когда они получали налогооблагаемый доход, но не более трех (абз. 3 п. 3 ст. 210, абз. 29 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Новый абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ.

5. Предприниматель, который является участником товарищества, самостоятельно уплачивает НДФЛ с доходов, полученных от деятельности в рамках товарищества (п.  1 ст. 24.1, п. 2 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль:

1. Уточнен четкий перечень  расходов налогоплательщика на  НИОКР (ранее перечень не был  определен). В п. 2 ст. 262 НК РФ были  внесены изменения (Федеральный закон от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ), а именно, к расходам на НИОКР относятся:

1) суммы амортизации  по основным средствам и нематериальным  активам (за исключением зданий  и сооружений), используемым для  выполнения научных исследований  и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) суммы расходов на  оплату труда работников, участвующих  в выполнении научных исследований  и (или) опытно-конструкторских  разработок за период выполнения  этими работниками научных исследований  и (или) опытно-конструкторских  разработок;

3) материальные расходы,  непосредственно связанные с  выполнением научных исследований  и (или) опытно-конструкторских  разработок;

4) другие расходы, непосредственно  связанные с выполнением научных  исследований и (или) опытно-конструкторских  разработок, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ;

5) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ. 

2. Порядок списания  расходов на НИОКР на затратную  часть.  С 1 января 2012 года расходы  налогоплательщика на НИОКР, признаются  для целей налогообложения независимо  от результата соответствующих  научных исследований (п. 4 ст. 262 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ).  

3. С 1 января 2012 года не будут облагаться налогом на прибыль денежные средства, недвижимое имущество и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала некоммерческих организаций и возвращенные жертвователю или его правопреемникам (подп. 42 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный подпункт был введен Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 328-ФЗ.

4. С 1 января 2012 года не учитываются в расходах затраты судовладельцев, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

5.  С 1 января 2012 года средствами целевого финансирования, не учитываемыми для целей налога на прибыль, являются средства, поступающие ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Упрощенная система  налогообложения (УСН):

1. Предприниматели вправе  уменьшать сумму единого налога по УСН на страховые взносы без ограничений. Индивидуальные предприниматели, которые применяют систему УСН с объектом налогообложения «доходы» и не имеют «наемных» работников, вправе уменьшать сумму налога на страховые взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года, без каких-либо ограничений (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2011 г. № 338-ФЗ).

Земельный налог: 

1. Судостроительные организации  не будут уплачивать земельный  налог. С 1 января 2012 года судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, не будут уплачивать земельный налог (п. 11 ст. 395 НК РФ; введен Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ).

Налог на имущество: 

1. На основании Федерального закона от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ был введен новый пункт 21 в ст. 381 НК РФ, от уплаты налога на имущество с 1 января 2012 года освобождены организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности.

2. С 1 января 20102 года от налога на имущество освобождены судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны. Это возможно в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ; введен Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ).

Налог на игорный бизнес:  

1. Индивидуальные предприниматели  больше не признаются плательщиками  налога на игорный бизнес. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Напомним, что ранее плательщиками признавались еще и индивидуальные предприниматели (ст. 365 НК РФ в ред. Федерального закона от 16.11.2011 г. № 319-ФЗ). 

2. Новые объекты налогообложения.  Федеральным законом от 16.11.2011 г. № 319-ФЗ введены новые подпункты 5 и 6 в п. 1 ст. 366 НК РФ. А именно, объектами обложения налога на игорный бизнес являются пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор.

Налоговая ставка при  этом будет следующая:

– за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;

– за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 369 НК РФ; в  ред. Федерального закона от 16.11.2011 г. № 319-ФЗ).

 

3.2. Налоговая  система России и пути ее  совершенствования

 

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского5.

Общее бремя налогов  и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет6. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее  время продолжает иметь место  недостаточная четкость и ясность  положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно  затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию захлестнула  волна разоблачений связанных с  незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика - это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.

В связи с чем, важнейшей задачей Правительства РФ в ближайшие годы является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В 2011 г. Правительством РФ был рассмотрен проект основных направлений налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, подготовленный с учетом предложений Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти и представленный Минфином России.

В период 2012-2014 годов будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

Информация о работе Принципы и механизм налогообложения