Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования в том, что правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Налоги и налогообложение……………………………………………………....5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике…………………………..….5
1.2. Принципы налогообложения…………………………………………..10
2. Механизм налогообложения……………………………………………………14
2.1. Классификация налогов………………………………………………...14
2.2. Структура налоговой системы…………………………………………17
3. Основные направления совершенствования налогообложения……………...23
3.1. Совершенствование законодательной базы……………………….…..23
3.2. Налоговая система России и пути ее совершенствования…………...30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38
Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами.
1.2. Принципы налогообложения
О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226—1274). Ф. Бекон (1561 — 1626), Ш. Монтескье (1689—1755), Д. Рикардо (1772—1823).
Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения2:
1. «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».
2. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица...».
3. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его...».
4. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства...».
Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
- равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
- определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;
- простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом;
- неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;
- экономность — сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование.
Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики.
Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы — это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.
Концептуальные дополнения и авторские трактовки классических принципов применительно к изменившимся экономическим условиям и особенностям национальных экономик были сделаны зарубежными и российскими экономистами А. Вагнером, Н. Тургеневым, В. Твердохлебовым, И. Озеровым, И. Янжулом и другими в конце XIX — начале XX в.
В Налоговом кодексе РФ сформулированы принципы законодательства о налогах и сборах, которые в значительной степени опираются на классические подходы, используемые при построении налоговых систем в практике многих стран.
Прежде всего, укажем те принципы, которые, так или иначе, касаются прав и обязанностей личности. Сюда относятся необходимость уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, всеобщность и равенство налогообложения, учет фактических возможностей плательщика, исключение практики введения дифференцированных ставок налогов и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала, неправомерность дискриминации, исходя из расовых, национальных, религиозных, социальных и иных критериев подобного рода, недопустимость введения налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Вторую группу составляют
принципы, реализующие здравый
В заключительную группу входят остальные принципы. Сюда относится требование разграничения прав устанавливать налоги.
Федеральные налоги и сборы вводятся и изменяются только Налоговым кодексом РФ, республиканские и местные налоги - соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Весьма важен принцип недопустимости взимания налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом и соответствующим законодательством.
Особняком можно поставить два заключительных принципа:
1) акты законодательства должны давать точные, ясные указания, какие налоги, когда и в каком порядке должен вносить налогоплательщик;
2) все неустранимые сомнения, противоречия, неясности законодательства трактуются в пользу плательщика.
2. Механизм налогообложения
2.1. Классификация налогов
Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками.
Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.
Созданные в различных
странах налоговые системы
В целом, классификационные признаки универсальны и подразделяются3:
- по способу взимания налогов;
- по субъекту налогообложения;
- по объекту налогообложения;
- по уровню бюджета,
в который зачисляется
- по целевой направленности введения налога.
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, НДФЛ, налоги на имущество и пр.);
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По субъекту налога:
- с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и пр.);
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц, пр.);
- смешанные (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные пошлины).
3. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, НДФЛ, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и пр.)
- региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог и пр.)
- местные (земельный
налог, налог на имущество физи
4. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит
привязка налогов к конкретным
видам расходов бюджета (трансп
5. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера и пр.);
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины);
- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог);
- доход (прибыль, зарплата)
– налоги на прибыль или
доход юридических и
- чистая прибыль –
налоги и сборы, вносимые в
бюджет за счет прибыли, после
уплаты налога на прибыль (
6. По объекту налогообложения:
- имущественные;
- ресурсные (рентные);
- с доходов;
- налоги на потребление;
- с отдельных видов деятельности, операций.
7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные;
- пропорциональные / линейные;
- ступенчатые / твердые.
8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные;
- декларационные / налично-денежные.
9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер
определяется исходя из
- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков.
10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом;
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета.
11. По порядку ведения:
- общеобязательные –
устанавливаются федеральным
- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (единый налог на вмененный доход).
2.2. Структура налоговой системы
Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 1990-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был использован опыт других стран, который получил отражение в новом Законе № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 г.
С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР», регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабильность налогового законодательства; наличие множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, которые часто противоречили друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.
Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».