Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2010

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Социально-экономическое  содержание налогов……………………...5

    1. Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
    2. Классификация налоговых платежей……………………………………..6
    3. Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7

Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13

    1. Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
    2. Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16

Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...37

 

 

Введение

 

Налоговая система  – важнейшая составляющая финансовой системы любого государства, поскольку  налоги – основной источник наполнения казны и, соответственно, государственных  расходов.

Налоговая конкуренция всё более актуализируется и постепенно переходит на лидирующие позиции при принятии экономических и инвестиционных решений. Вопросы, касающиеся роли налоговой политики в регулировании циклов деловой активности бизнеса, значительно актуализировались  во время мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009гг.

В Беларуси на самом  высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую  систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в  рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по индикатору "Уплата налогов". Также поставлена задача в течение ближайших лет войти в число 30 стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса.

По итогам отчета «Ведение бизнеса-2011» налоговая  система Беларуси в очередной  раз заняла последнее 183 место. Эксперты Всемирного Банка подсчитали, что в Беларуси число платежей уменьшилось со 107 до 82, время для расчёта налогов составляет 798 часов в год, а общая налоговая нагрузка равна 80,4%.

Актуальность  исследования объясняется сложностью налоговой системы Беларуси и необходимостью её совершенствования.

Целью данной работы является анализ существующих проблем  системы налогообложения.

Для достижения указанной цели поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;

- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;

- охарактеризовать  существующую систему налогообложения  Беларуси;

- проанализировать  уровень налоговой нагрузки в  Беларуси;

- выявить основные  проблемы белорусской налоговой системы;

- изучить опыт  модернизации механизмов налогового  регулирования зарубежных стран;

- определить  рекомендации по совершенствованию  налоговой системы при реализации  приоритета содействия инновационному  развитию экономики и улучшении инвестиционного климата.

Методологической  базой исследования выступает диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических отношений в развитии и взаимосвязи; методы системного и  сравнительного анализа, экспертные оценки.

Объектом исследования выступает налоговая система.

Предметом исследования является налоговая система как  инструмент стимулирования экономического роста и улучшения инвестиционного  климата.

В данной работе использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, периодические издания, статистические данные, правительственные и коммерческие сайты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическое  содержание налогов

 

1.1. Понятие налогов, их функции

 

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики  общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги.

Налоги являются обязательными платежами в бюджет, осуществляемыми юридическими и  физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги имеют  ряд отличительных особенностей:

  • являются обязательными к уплате и принудительными в изъятии;
  • являются основным источником формирования государственных доходов;
  • возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
  • налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.

Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система – важнейшая составляющая финансовой системы любого государства, поскольку налоги – основной источник наполнения казны и, соответственно, государственных расходов. Определяющая роль налогов в формировании доходов государства отражает их фискальную функцию (от лат. fiscus – императорская, государственная казна). Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной функции [14, с.11].

В экономической литературе выделяются различные функции налогов, в том числе характерные для рыночной системы:

  • фискальная, в ходе которой формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства, аккумулируются средства бюджетов для финансирования соответствующих расходов;
  • контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективность использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств, а также источники и направления использования финансовых ресурсов;
  • распределительная или социальная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой - распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков;
  • регулирующая, посредством которой государство целенаправленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения;
  • стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
    1. Классификация налоговых платежей

 

В каждой стране взимается разнообразные налоги и сборы, которые различаются как по названиям, так и по способам их взимания. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения группировки налоговых платежей по различным признакам, их классификации.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия или способа взимания). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). Косвенные налоги взимаются как надбавка к цене, тарифу, т.е. являются налогами на потребление, обращение. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги, многие из которых оказывают сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

 Прямые налоги  позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к изменениям в экономике. Преобладание в налоговых системах стран с переходной экономикой различных типов и моделей косвенных налогов связано с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены.

По значимости или уровню управления различают  общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

По принципам  построения выделяют следующие налоги:

  • прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
  • регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
  • пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

По источнику, к которому относятся налоги, выделяют платежи, уплачиваемые из выручки, включаемые в затраты и уплачиваемые из прибыли.

    1. Роль налогов в регулировании экономики

 

Сущность механизма  налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

Признание необходимости  государственного регулирования экономики  пришло в мировую науку и практику после кризиса 1929-1933 годов. До этого широко использовалась теория экономического либерализма, проповедовавшая невмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей и функционирование рынка. Последствия кризиса вынудили государство взять под свое воздействие вначале рынок рабочей силы с целью ограничения рамок безработицы, а затем инвестиции - с целью подъема и структурной перестройки производства, технического прогресса, экологии и других сторон общественной жизни.

Налоговый механизм представляет собой очень сложную систему, которая эффективна лишь тогда, когда в основу положены выработанные мировой практикой принципы налоговых отношений.

Теоретически  принципы налогообложения сформулированы А.Смитом еще в ХVIII веке, но они принимаются в качестве аксиомы при формировании и модернизациях налоговых систем и в настоящее время. Принцип справедливости выдвигает требование всеобщности обложения и равномерности распределения налога соразмерно доходам. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Принцип удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать систему налогообложения [4, с.36].

Высший законодательный  орган власти вправе устанавливать  различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система  вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы.

Воздействие налогов  на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения (в США) явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике