Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Важной тенденцией инновационного развития стран  с малой экономикой Западной и Центральной Европы является применение косвенного стимулирования, то есть применение мер налогового стимулирования исследований и разработок (ИР).

Наиболее распространёнными  типами налоговых льгот являются налоговые кредиты и налоговые вычеты. Налоговые кредиты позволяют фирмам уменьшать уже начисленный налог на некоторую величину, которая зависит от понесённых затрат на ИР. Налоговый вычет – сумма, вычитаемая из налогооблагаемого дохода, исчисляется в процентах от объёма расходов на ИР.

В Венгрии по сравнению с другими странами ОЭСР налоговое стимулирование инновационной  деятельности играет важнейшую роль. Оценки показывают, что 300%-й налоговый  вычет предполагает субсидию в 0,66центов на каждый доллар в затратах на ИР [7, с.67]

Экономика Беларуси отличается большой налоговой нагрузкой, основное бремя которой приходится на промышленность. Безусловно, вопрос о налоговом стимулировании инновационного развития должен решаться не на основе ставок, применяемых в зарубежных, пусть и успешных европейских странах с малой экономикой, а исход я из экономического положения и налоговой политики Беларуси.

Возможно, изменения  в налоговом законодательстве, появившиеся  в 2010 г. и запланированные на ближайшее  будущее, позволят нашей стране уйти с последнего места в рейтинге Всемирного банка по состоянию налогообложения. Необходимо, наряду с уменьшением налоговой нагрузки, устранить существующие неясности и противоречия в налоговом законодательстве, более активно применять стимулирующую функцию налогов.

В странах, занимающих сегодня более или менее высокие  позиции по налогообложению, многие проблемы, с которыми сталкиваются пока белорусские налогоплательщики, давно и успешно решены. Изучение и использование их положительного опыта будет важным источником повышения эффективности функционирования экономики Беларуси.

Дальнейшее  развитие налоговой системы Республики Беларусь видится в развитии информационных технологий, электронного документооборота, в модернизации информационной системы  налоговой службы, переход от практики сбора налогов к оказанию услуг по их уплате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Структура налогообложения  Беларуси с преобладанием косвенных  налогов, в которых доминирует НДС, соответствует модели макроэкономического  регулирования и социально-экономическому положению страны.

Однако, несмотря на принятие ряда существенных мер  по упрощению отечественной налоговой  системы, уровень налоговой нагрузки на экономику остаётся значительным и механизм налогового регулирования  нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

Среди дальнейших направлений модернизации налоговой  системы можно выделить следующие:

- снижение налогового  бремени путём: отмены малозначащих  для бюджета видов налога, снижения  ставки по налогу на прибыль,  уменьшения необоснованных налоговых льгот, расширения применения налоговых кредитов и вычетов, пересмотра мер экономической ответственности за налоговые правонарушения и т.д.;

- совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения и финансовой независимости местных бюджетов по мере расширения базы налогообложения, что обеспечит не только повышение эластичности налоговой системы в целом, но и ее регулирующую роль по отношению к текущим изменениям экономической конъюнктуры, причем, без постоянных корректировок налогового законодательства.

- обеспечение  стабильности налогового законодательства, минимизация количества отсылочных  норм, чёткость изложения отдельных  положений, закрепление института  фискального рескрипта в Общей части НК;

- введение в  НК норм, регулирующих налогообложение  холдингов;

- пересмотр  механизма формирования базы  исчисления налога на прибыль  и закрепление норма о переносе  убытков на будущие периоды;

- дальнейшее  уменьшение периодичности уплаты  налогов и более широкое внедрение электронного декларирования.

Дальнейшее  развитие налоговой системы Республики Беларусь также видится в модернизации информационной системы налоговой  службы и переходе от практики сбора  налогов к оказанию услуг по их уплате.

Данные меры позволят повысить налоговую и вместе с ней инвестиционную привлекательность  Республики Беларусь.

Список  использованных источников

 

  1. Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. законов Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 225-З от 1 января 2004 г. № 260-З , от 3 августа 2004 г. № 309-З, от 29 октября 2004 г. № 319-З, от 18 ноября 2004 г. № 338-З, от 31 декабря 2005 г. № 80-З, от 16 мая 2006 г. № 110-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 29 декабря 2006 г. № 190-З, от 4 января 2007 г. № 205-З, от 26 декабря 2007 г. № 302-З, от 13 ноября 2008 г. № 449-З, от 29 декабря 2009 г.         № 72-З).
  2. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З.
  3. Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год».
  4. Налоги и налогообложение / О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович – Мн.: АУпПРБ, 2005. – 232с.
  5. История экономических учений: Курс лекций/ Г.А. Шмарловская, А.В. Бондарь, Е.Е.Лебедько, Т.В. Соколинская – Мн.: АУпПРБ, 2004.– 280с.
  6. Боган С.А. О проблеме унификации налоговой системы Беларуси и России // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №1 – С.71-79.
  7. Ботеновская Е.С. Совершенствование налогового стимулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №1 – С.62-69.
  8. Варналий З.С., Серебрянский Д.Н. Оценка эффективности политики налогообложения прибыли предприятий в Украине // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №1 – С.95-106.
  9. Герасимова В. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010, июль. – С.13-16.

10. Дюньдикова Л.М. Оценка влияния периодичности уплаты налогов на финансовую устойчивость субъектов хозяйствования оптовой торговли // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №5 – С.51-57.

11. Киреева Е.Ф. НДС: экономическая природа и общие проблемы взимания в странах ЕС и Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №2 – С.50-59.

12. Почёкина В., Богутская О. Модернизация налоговых систем: способы и тенденции // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010, февраль. – С.35-38.

13. Сергеенок А. Бюджеты местные – задача общая // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010, октябрь. – С.7-10

14. Серикбаева К. Сущность налоговой системы и её место в фискальной политике государства // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2010. - №36 – С.11-14.

15. Фирисович И.Н. Зарубежный опыт разъяснительной работы // Налоги Беларуси. – 2009. - №41.

16. Шунько.И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики // Финансы. Учет. Аудит. –2009. – №11 – С.3-6.

17. Усовершенствовать кодекс. [Электронный ресурс]. Режим доступа:     http://neg.by/publication/2010_06_18_13269.html  - Дата доступа: 20.10.2010.

18. Будущее переноса и льгота без будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  neg.by/publication/2010_10_29_13814.html – Дата доступа: 20.10.2010.

19. Назвался группой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neg.by/publication/2010_01_12_12504.html - Дата доступа: 20.10.2010.

20. Противоречивое совершенствование.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/93/150/7339/ - Дата доступа: 27.10.2010.

21. Жизнь по кодексу.  [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.belmarket.by/ru/69/150/5364/ - Дата доступа:27.10.2010.

22. Неоднозначный документ.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/61/55/4685/ - Дата доступа: 27.10.2010

23. По регионам  и платежам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neg.by/publication/2010_08_13_13504.html - Дата доступа: 20.10.2010.

24. http://neg.by/publication/2010_10_26_13802.html

25. Taxation trends in the  European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway 2010.

26. http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/vedbiz2011/

27. http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/index_en.htm

28. Налоговая система Республики Беларусь в 2009 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalsys2009/ - Дата доступа: 12.11.2010

29. Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalsys2010/ - Дата доступа: 12.11.2010

30. http://www.doingbusiness.org/




Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике