Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Плательщики при  осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время — 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций) [23].

С учетом взносов  в ФСЗН количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций — 15. 

Подписанные Президентом  нормативные правовые акты можно  оценить как реальные стратегические подвижки, изменяющие подходы к принципам уплаты налогов в сторону её упрощения.

 Единственным  существенным минусом в процессе  упрощения налогового законодательства  является бесконечность и объемность  ежегодно вносимых изменений,  зачастую не меняющих экономической  сути процесса уплаты налогов. Ежегодное изменение подходов к определению порядка исчисления и уплаты налогов, как это, например, случается с порядком уплаты НДС при реализации и приобретении основных средств, не столько упрощает, сколько усложняет налоговую систему.

    1. Анализ налоговой нагрузки

 

Расхождения  в уровне налоговой нагрузки даже в публикациях специалистов довольно существенны, так как нет чёткого  подхода в определении самого понятия.

Нередко в качестве информации о налоговой нагрузке приводятся данные, характеризующие уровень централизации всех финансовых ресурсов государства, в числе которых налоги составляют преобладающую часть. Уровень централизации рассчитывается как отношение суммы доходов консолидированного бюджета и доходов внебюджетных фондов к ВВП.

Уровень налоговой нагрузки несколько ниже уровня централизации. В мировой и отечественной практике для анализа чаще используют уровень налоговой нагрузки на экономику, который бывает двух видов: номинальный и реальный. Соответственно, он рассчитывается как отношение начисленных или уплаченных налогов и обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.

В 1993-1994гг. разница  между номинальной и реальной налоговой нагрузкой составляла примерно 20%, что характеризовало  большой уровень недоимки налоговых платежей, который на сегодняшний день крайне незначительный.

Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. предусмотрено  снижение налоговой нагрузки на экономику  на 3-4% [16, с.4]. Динамика налоговой нагрузки в Беларуси за 5 предыдущих лет представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 –  Налоговая нагрузка и уровень  централизации в Беларуси

 

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

ВВП, млрд.руб.

65067

79267

97165

128828

136789

Налоговая нагрузка на экономику без ФСЗН,%

34,3

34

35,2

36,3

30,2

Налоговая нагрузка на экономику с ФСЗН,%

45,6

45,7

46,8

47,6

41,7

Уровень централизации  с ФСЗН

47,4

48,4

49,5

51

45,9


Высокий уровень налоговой нагрузки в Беларуси объясняется значительной социальной ориентированностью и государственными субсидиями отдельных отраслей с целью осуществления структурной перестройки экономики, а также модернизацией производств. Дотационными отраслями являются ЖКХ, сельское хозяйство, которые получают из бюджета дотаций больше, чем платят в бюджет.

Налоговая нагрузка (включая социальные отчисления) в  ЕС в 2008г. составила 39,3% ВВП, в США  – 26,9%, в Японии – 28,3%.  Причём в  неевропейских членах ОЭСР налоговая нагрузка только Новой Зеландии достигает 34,5%. Однако среди самих европейских стран отмечается очень большой разброс: от 28,0% в Румынии до в Дании 48,2%, причём в некоторых странах налоговая нагрузка увеличилась, в других снизилась [25].

Несмотря на наличие у Беларуси бюджетного дефицита, работа по снижению налоговой нагрузки продолжается. Именно 2009 год можно назвать переломным годом в понимании того, что реформа налоговой системы должна включать в себя не только изменение сроков подачи декларации и введение института электронного декларирования, но, прежде всего, должна быть направлена на сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику.

Именно уровень  налоговой нагрузки в условиях повышения  конкуренции на внутреннем и внешних  рынках является главным тормозом в экономическом развитии белорусских предприятий.

Состав налоговой  системы Республики Беларусь во многом схож с аналогичными системами развитых стран. Он включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог и т.д.), косвенные (НДС, акцизы), смешанные (земельный и экологический налоги) налоги. Однако если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета приходится на прямые налоги, то в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги, многие из которых оказывают сильное искажающее давление на производство и инвестиции. Прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к изменениям в экономике.

В таблице 2.2 приведены  доли различных налогов в налоговых  доходах консолидированного бюджета  Беларуси за отдельные годы в процентах.

Таблица 2.2 –  Структура налоговых доходов  консолидированного бюджета Беларуси

 

Налог

2005

2008

2009

Подоходный

11,0

8,9

10,4

на прибыль

13,8

12,8

11,2

на собственность

6,8

4,3

3,9

НДС

34,5

24,4

29,3

Акциз

8,0

8,3

8,8

экологический

0,7

1,02

1,51

от ВЭД

9,9

22,7

19,3


Преобладание  в налоговых системах стран с  переходной экономикой косвенных налогов  связано с тем, что их гораздо  легче собрать, а возможности  уклонения весьма ограничены. Кроме  того, низкие доходы населения и  предприятий и наличие различных инструментов их занижения не позволяет ввести систему прямого налогообложения.

По данным МНС, за I полугодие 2010г. в консолидированный бюджет страны поступило 22,1 трлн. Br, что на 1,7 трлн. Br больше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Удельный вес платежей, контролируемых налоговыми органами составил 71,7%. Улучшение ситуации в экономике позволило собрать больше налогов. Сыграли свою роль и изменения в налоговом законодательстве [23].

Как и в предыдущие годы, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на столицу, хотя и она стала несколько меньше (таблица 2.3). Далее с большим отрывом от Минска следует Гомельская область. Наименьший удельный вес в доходах казны платежей, контролируемых налоговыми органами, как и в прошлом году, имеют налогоплательщики Могилевщины.

Таблица 2.3 - Доля налоговых поступлений по регионам (в % к общей сумме)

 

Область

январь-июнь 2009

январь-июнь 2010

г. Минск

43,5

42,6

Гомельская

13,4

14

Витебская

12,7

12

Минская

9,6

11

Брестская

7,6

7,2

Гродненская

6,8

7

Могилёвская

6,4

6,2


Наибольшая  доля в налоговых поступлениях приходится на НДС. В 2010 г. его удельный вес в  общих налоговых поступлениях заметно  возрос, что обусловлено, прежде всего, увеличением ставки с 18% до 20%. Выросла  и доля акцизов. В целом на эти два косвенных налога приходится почти 40% налоговых поступлений, тогда как в январе–июне 2009 г. — 35%. Стоит отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля косвенных налогов как наиболее стабильного источника наполнения казны в кризисный период тоже возросла, хотя и остается меньшей, чем прямых налогов.

Тем не менее, в  этом году и в Беларуси увеличились  поступления по налогу на прибыль  и доходы, что объясняется некоторым  улучшением финансового положения  отечественных субъектов хозяйствования по сравнению с резким спадом в I полугодии 2009 г.

По сравнению  с прошлогодним полугодовым результатом  снизилась доля поступлений от отчислений в инновационные фонды. Отрицательная  динамика поступлений обусловлена  сокращением круга плательщиков отчислений в инновационные фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций.

 Сократилась  также доля прочих налогов,  хотя они по-прежнему занимают  довольно заметное место в  налоговых поступлениях, а также  экологического налога. Отрицательная динамика связана с законодательным уменьшением количества платежей и сужением круга плательщиков экологического налога.

Доля налога на недвижимость и земельного налога по сравнению с январем–июнем 2009 г. не изменилась. Платежи сократились  на 3,2 процента, что связано с применением с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли.

Незначительно увеличился в налоговых поступлениях, несмотря на определенный рост зарплаты, удельный вес подоходного налога. Возможно, это обусловлено некоторым увеличением предельной суммы для стандартного вычета, как, впрочем, и числом иных вычетов — на обучение и строительство жилья.

Упрощенная  система налогообложения приносит в этом году казне больше доходов, чем в прошлом. Тем не менее, удельный вес налога при УСН в общих налоговых поступлениях остается невысоким. Неизменной по сравнению с I полугодием 2009 г. осталась и доля поступлений от единого налога с индивидуальных предпринимателей.

Удельный вес  отдельных платежей в налоговых поступлениях приведен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Доля налоговых доходов по видам налоговых  платежей, в %

 

Налоги и  сборы 

январь-июнь 2009

январь-июнь 2010

НДС

24,4

27,4

Налог на доходы и прибыль

14,5

16,8

Подоходный  налог

14,3

14,6

Акцизы

10,6

12,1

Налог на недвижимость

3,3

3,3

Налог на землю

2

2

Экологический налог

2,2

1,7

Налог при УСН

1,3

1,9

Отчисления  в инновационные фонды

5,5

4,7

Единый налог  с ИП

1

1

Сбор на поддержку  с/х производителей

4,9

-


 

В 2010 году отменен республиканский  сбор на поддержку сельхозпроизводителей, составлявший в 2009 г. почти 5% налоговых поступлений.

По данным МНС, в I полугодии  текущего года в республике насчитывалось  свыше 3,2 млн. налогоплательщиков, в  т.ч. 150,5 тыс. организаций, свыше 229 тыс. ИП и почти 2,9 млн. физлиц. Как и ранее, подавляющую долю налоговых поступлений в казну дали организации — почти 15,2 трлн. Br, или 95,8% контролируемых налоговыми органами доходов (годом ранее — 14,1 трлн. Br, или 96%), причем организации госсектора сформировали более 64% доходов бюджета. Валообразующие организации, за которыми в соответствии с Постановлением Совета Министров от 31.12.2009 № 1740 установлен особый контроль за выполнением основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, принесли в казну около 3 трлн. Br, что составляет 18,6% доходов бюджета.

Почти 230 тыс. ИП перечислили  в январе–июне в казну 411,9 млрд. Br, что составляет 2,6% контролируемых налоговыми органами доходов (в I полугодии 2009 г. — 365,7 млрд. Br, или 2,5%). Из них плательщики единого налога, которых на 1.07.2010 г. насчитывалось свыше 100 тыс., уплатили 250 млрд. Br (60,7% общей суммы уплаченных ИП платежей). ИП, применяющие «упрощенку», которых насчитывается 57,8 тыс. (или более 25% всех ИП), внесли в бюджет 114 млрд. Br, а 71 тыс. ИП, работающих по общеустановленной системе налогообложения, пополнили казну на 48 млрд. Br (11,6%).

Физлица добавили в бюджет 258,6 млрд. Br налогов и сборов (без  учета подоходного налога, перечисляемого налоговыми агентами), что составило  1,6% всех доходов бюджета [23].

Структура налогообложения  Беларуси с преобладанием косвенных  налогов, в которых доминирует НДС, соответствует модели макроэкономического  регулирования и социально-экономическому положению страны.

Например, структура  налогообложения между «старыми» и «новыми» членами ЕС отличается. В ЕС-15 прямые, косвенные и социальные налоги формируют примерно одинаковую долю налоговых поступлений. В новых странах-членах ЕС существенно ниже доля прямых налогов. Данные по ЕС приводятся за 2008г. Самая низкая доля прямых налогов в структуре общих налоговых поступлений зафиксирована в Болгарии – 21%, доля косвенных налогов -  55,7% (самый высокий показатель по ЕС) [25].

Среди стран  ЕС-15 есть существенные региональные различия. Так скандинавские страны (Швеция, Дания и Финляндия) делают акцент преимущественно на прямые налоги, а также Великобритания и Ирландия, у которых социальные отчисления занимают соответственно 18,3% и 18,2%. Дания имеет еще одно существенное отличие. Здесь большинство социальных расходов финансируется из общих налоговых поступлений, а не за счет социальных налогов. В Дании доля прямых налогов в структуре налоговых поступлений самая высокая в ЕС (62,3%), а социальные налоги в этой стране самые низкие в ЕС – 2%.

Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике