Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37
Плательщики при
осуществлении обычной
С учетом взносов в ФСЗН количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций — 15.
Подписанные Президентом нормативные правовые акты можно оценить как реальные стратегические подвижки, изменяющие подходы к принципам уплаты налогов в сторону её упрощения.
Единственным
существенным минусом в
Расхождения в уровне налоговой нагрузки даже в публикациях специалистов довольно существенны, так как нет чёткого подхода в определении самого понятия.
Нередко в качестве информации о налоговой нагрузке приводятся данные, характеризующие уровень централизации всех финансовых ресурсов государства, в числе которых налоги составляют преобладающую часть. Уровень централизации рассчитывается как отношение суммы доходов консолидированного бюджета и доходов внебюджетных фондов к ВВП.
Уровень налоговой нагрузки несколько ниже уровня централизации. В мировой и отечественной практике для анализа чаще используют уровень налоговой нагрузки на экономику, который бывает двух видов: номинальный и реальный. Соответственно, он рассчитывается как отношение начисленных или уплаченных налогов и обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.
В 1993-1994гг. разница между номинальной и реальной налоговой нагрузкой составляла примерно 20%, что характеризовало большой уровень недоимки налоговых платежей, который на сегодняшний день крайне незначительный.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. предусмотрено снижение налоговой нагрузки на экономику на 3-4% [16, с.4]. Динамика налоговой нагрузки в Беларуси за 5 предыдущих лет представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Налоговая нагрузка и уровень централизации в Беларуси
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
ВВП, млрд.руб. |
65067 |
79267 |
97165 |
128828 |
136789 |
Налоговая нагрузка на экономику без ФСЗН,% |
34,3 |
34 |
35,2 |
36,3 |
30,2 |
Налоговая нагрузка на экономику с ФСЗН,% |
45,6 |
45,7 |
46,8 |
47,6 |
41,7 |
Уровень централизации с ФСЗН |
47,4 |
48,4 |
49,5 |
51 |
45,9 |
Высокий уровень налоговой нагрузки в Беларуси объясняется значительной социальной ориентированностью и государственными субсидиями отдельных отраслей с целью осуществления структурной перестройки экономики, а также модернизацией производств. Дотационными отраслями являются ЖКХ, сельское хозяйство, которые получают из бюджета дотаций больше, чем платят в бюджет.
Налоговая нагрузка (включая социальные отчисления) в ЕС в 2008г. составила 39,3% ВВП, в США – 26,9%, в Японии – 28,3%. Причём в неевропейских членах ОЭСР налоговая нагрузка только Новой Зеландии достигает 34,5%. Однако среди самих европейских стран отмечается очень большой разброс: от 28,0% в Румынии до в Дании 48,2%, причём в некоторых странах налоговая нагрузка увеличилась, в других снизилась [25].
Несмотря на наличие у Беларуси бюджетного дефицита, работа по снижению налоговой нагрузки продолжается. Именно 2009 год можно назвать переломным годом в понимании того, что реформа налоговой системы должна включать в себя не только изменение сроков подачи декларации и введение института электронного декларирования, но, прежде всего, должна быть направлена на сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику.
Именно уровень налоговой нагрузки в условиях повышения конкуренции на внутреннем и внешних рынках является главным тормозом в экономическом развитии белорусских предприятий.
Состав налоговой системы Республики Беларусь во многом схож с аналогичными системами развитых стран. Он включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог и т.д.), косвенные (НДС, акцизы), смешанные (земельный и экологический налоги) налоги. Однако если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета приходится на прямые налоги, то в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги, многие из которых оказывают сильное искажающее давление на производство и инвестиции. Прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к изменениям в экономике.
В таблице 2.2 приведены доли различных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Беларуси за отдельные годы в процентах.
Таблица 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Беларуси
Налог |
2005 |
2008 |
2009 |
Подоходный |
11,0 |
8,9 |
10,4 |
на прибыль |
13,8 |
12,8 |
11,2 |
на собственность |
6,8 |
4,3 |
3,9 |
НДС |
34,5 |
24,4 |
29,3 |
Акциз |
8,0 |
8,3 |
8,8 |
экологический |
0,7 |
1,02 |
1,51 |
от ВЭД |
9,9 |
22,7 |
19,3 |
Преобладание в налоговых системах стран с переходной экономикой косвенных налогов связано с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены. Кроме того, низкие доходы населения и предприятий и наличие различных инструментов их занижения не позволяет ввести систему прямого налогообложения.
По данным МНС, за I полугодие 2010г. в консолидированный бюджет страны поступило 22,1 трлн. Br, что на 1,7 трлн. Br больше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Удельный вес платежей, контролируемых налоговыми органами составил 71,7%. Улучшение ситуации в экономике позволило собрать больше налогов. Сыграли свою роль и изменения в налоговом законодательстве [23].
Как и в предыдущие годы, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на столицу, хотя и она стала несколько меньше (таблица 2.3). Далее с большим отрывом от Минска следует Гомельская область. Наименьший удельный вес в доходах казны платежей, контролируемых налоговыми органами, как и в прошлом году, имеют налогоплательщики Могилевщины.
Таблица 2.3 - Доля налоговых поступлений по регионам (в % к общей сумме)
Область |
январь-июнь 2009 |
январь-июнь 2010 |
г. Минск |
43,5 |
42,6 |
Гомельская |
13,4 |
14 |
Витебская |
12,7 |
12 |
Минская |
9,6 |
11 |
Брестская |
7,6 |
7,2 |
Гродненская |
6,8 |
7 |
Могилёвская |
6,4 |
6,2 |
Наибольшая доля в налоговых поступлениях приходится на НДС. В 2010 г. его удельный вес в общих налоговых поступлениях заметно возрос, что обусловлено, прежде всего, увеличением ставки с 18% до 20%. Выросла и доля акцизов. В целом на эти два косвенных налога приходится почти 40% налоговых поступлений, тогда как в январе–июне 2009 г. — 35%. Стоит отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля косвенных налогов как наиболее стабильного источника наполнения казны в кризисный период тоже возросла, хотя и остается меньшей, чем прямых налогов.
Тем не менее, в этом году и в Беларуси увеличились поступления по налогу на прибыль и доходы, что объясняется некоторым улучшением финансового положения отечественных субъектов хозяйствования по сравнению с резким спадом в I полугодии 2009 г.
По сравнению с прошлогодним полугодовым результатом снизилась доля поступлений от отчислений в инновационные фонды. Отрицательная динамика поступлений обусловлена сокращением круга плательщиков отчислений в инновационные фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций.
Сократилась также доля прочих налогов, хотя они по-прежнему занимают довольно заметное место в налоговых поступлениях, а также экологического налога. Отрицательная динамика связана с законодательным уменьшением количества платежей и сужением круга плательщиков экологического налога.
Доля налога на недвижимость и земельного налога по сравнению с январем–июнем 2009 г. не изменилась. Платежи сократились на 3,2 процента, что связано с применением с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли.
Незначительно увеличился в налоговых поступлениях, несмотря на определенный рост зарплаты, удельный вес подоходного налога. Возможно, это обусловлено некоторым увеличением предельной суммы для стандартного вычета, как, впрочем, и числом иных вычетов — на обучение и строительство жилья.
Упрощенная
система налогообложения
Удельный вес отдельных платежей в налоговых поступлениях приведен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Доля налоговых доходов по видам налоговых платежей, в %
Налоги и сборы |
январь-июнь 2009 |
январь-июнь 2010 |
НДС |
24,4 |
27,4 |
Налог на доходы и прибыль |
14,5 |
16,8 |
Подоходный налог |
14,3 |
14,6 |
Акцизы |
10,6 |
12,1 |
Налог на недвижимость |
3,3 |
3,3 |
Налог на землю |
2 |
2 |
Экологический налог |
2,2 |
1,7 |
Налог при УСН |
1,3 |
1,9 |
Отчисления в инновационные фонды |
5,5 |
4,7 |
Единый налог с ИП |
1 |
1 |
Сбор на поддержку с/х производителей |
4,9 |
- |
В 2010 году отменен республиканский сбор на поддержку сельхозпроизводителей, составлявший в 2009 г. почти 5% налоговых поступлений.
По данным МНС, в I полугодии текущего года в республике насчитывалось свыше 3,2 млн. налогоплательщиков, в т.ч. 150,5 тыс. организаций, свыше 229 тыс. ИП и почти 2,9 млн. физлиц. Как и ранее, подавляющую долю налоговых поступлений в казну дали организации — почти 15,2 трлн. Br, или 95,8% контролируемых налоговыми органами доходов (годом ранее — 14,1 трлн. Br, или 96%), причем организации госсектора сформировали более 64% доходов бюджета. Валообразующие организации, за которыми в соответствии с Постановлением Совета Министров от 31.12.2009 № 1740 установлен особый контроль за выполнением основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, принесли в казну около 3 трлн. Br, что составляет 18,6% доходов бюджета.
Почти 230 тыс. ИП перечислили в январе–июне в казну 411,9 млрд. Br, что составляет 2,6% контролируемых налоговыми органами доходов (в I полугодии 2009 г. — 365,7 млрд. Br, или 2,5%). Из них плательщики единого налога, которых на 1.07.2010 г. насчитывалось свыше 100 тыс., уплатили 250 млрд. Br (60,7% общей суммы уплаченных ИП платежей). ИП, применяющие «упрощенку», которых насчитывается 57,8 тыс. (или более 25% всех ИП), внесли в бюджет 114 млрд. Br, а 71 тыс. ИП, работающих по общеустановленной системе налогообложения, пополнили казну на 48 млрд. Br (11,6%).
Физлица добавили в бюджет 258,6 млрд. Br налогов и сборов (без учета подоходного налога, перечисляемого налоговыми агентами), что составило 1,6% всех доходов бюджета [23].
Структура налогообложения
Беларуси с преобладанием косвенных
налогов, в которых доминирует НДС,
соответствует модели макроэкономического
регулирования и социально-
Например, структура налогообложения между «старыми» и «новыми» членами ЕС отличается. В ЕС-15 прямые, косвенные и социальные налоги формируют примерно одинаковую долю налоговых поступлений. В новых странах-членах ЕС существенно ниже доля прямых налогов. Данные по ЕС приводятся за 2008г. Самая низкая доля прямых налогов в структуре общих налоговых поступлений зафиксирована в Болгарии – 21%, доля косвенных налогов - 55,7% (самый высокий показатель по ЕС) [25].
Среди стран ЕС-15 есть существенные региональные различия. Так скандинавские страны (Швеция, Дания и Финляндия) делают акцент преимущественно на прямые налоги, а также Великобритания и Ирландия, у которых социальные отчисления занимают соответственно 18,3% и 18,2%. Дания имеет еще одно существенное отличие. Здесь большинство социальных расходов финансируется из общих налоговых поступлений, а не за счет социальных налогов. В Дании доля прямых налогов в структуре налоговых поступлений самая высокая в ЕС (62,3%), а социальные налоги в этой стране самые низкие в ЕС – 2%.
Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике