Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, высокие  налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х  — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и2 определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60—70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и так далее [5, с.241].

Теоретики экономики предложения осуществили пересмотр модели налогового регулирования. Они пришли к выводу, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считал, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.

Анализ последствий  снижения налогов для государственных  финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

Таким образом  снижение налогового бремени, как подтвердил графически и расчетами А.Лаффер в 80-х годах на примере США, ведет  к росту численности богатых  налогоплательщиков и не снижает массу налоговых платежей при оптимальном расчете ставок и высокой собираемости налогов.

Общие принципы, обуславливающие кривую Лаффера, в  основном сводятся к следующим факторам:

  • высокие налоги уменьшают возможности накопления инвестиций, что отражается в ближайшей перспективе на снижении налогооблагаемой базы;
  • капитал перекачивается в страны с более низким налоговым бременем;
  • капитал уходит в теневую экономику;
  • капитал уходит из сферы реальной экономики.

Признавая, что  эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода» [5, с.244].

Таким образом  по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

В настоящее  время можно выделить две бюджетные  идеологии. Первая основана на концепции  финансовой стабилизации. Она гласит, что ни в коем случае нельзя допускать  дефицита бюджета, который придется покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая ударит по доходам всего населения. Поэтому налоги следует собирать в таком объеме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен.

Согласно другой концепции - экономического роста - снижение налогов, наоборот, приносит крайне положительный эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма налоговых поступлений в казну возрастает благодаря росту ВВП. Мировая практика показала, что право на существование имеют обе концепции. Главная вопрос в том, когда лучше применять ту или иную концепцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  налоговой системы Республики  Беларусь

 

2.1. Становление  и развитие системы налогообложения  Республики Беларусь

 

 Республика  Беларусь – унитарное государство.  На её территории действует  двухуровневая система налогообложения,  которая состоит из республиканских и местных налогов. И республиканские, и местные налоги устанавливаются при принятии бюджета на очередной финансовый год.

Ориентированная на рынок система налогообложения  Беларуси была введена в 1992г. и включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между бюджетами, и 8 отчислений во внебюджетные фонды. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992г. составил 44% к ВВП, из которых 32% было централизовано в бюджете и 12% приходилось на долю внебюджетных фондов.

Были установлены следующие основные налоги:

- налоги на  потребление (НДС, акцизы, налог  на топливо);

- на доходы  и прибыль (подоходные налоги  с физических и юридических  лиц);

- имущественные  налоги на собственность и  капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

- взносы на  социальное страхование (отчисления  в фонды социальной защиты  и содействия занятости);

- налоги в  сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налоги на  экспорт и импорт).

Кроме того, были введены такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.

С 1994 г. введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции.

В 2000г. введена  зачётная система взимания НДС.

В результате ряда преобразований к началу 2001г. сформировался  новый состав и структура налоговой  системы.

Важным шагом  стало 1 января 2004  года вступление в  силу Общей  части Налогового кодекса  Республики Беларусь. Она установила: основные принципы налогообложения; состав участников налоговых  правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения  и прекращения действия налогов, сборов (пошлин); права и обязанности плательщиков, налоговых органов и  их должностных лиц; общие  подходы к определению налогового обязательства, его  исполнения и проведения  налогового контроля.

В последние  годы налоговая система совершенствовалась в следующих направлениях:

- ориентация  на прямое налогообложение;

- сокращение  налогов за счёт отмены малоэффективных сборов и отчислений;

- объединение  налогов, имеющих сходную налоговую  базу.

В 2009г. в качестве мер по снижению налоговой нагрузки были отменены:

- сбор в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки (снижение налоговой нагрузки на 1% или 1564,9 млрд.Br),

- местный налог  с продаж товаров в розничной  торговле (уменьшение налоговой  нагрузки на 0,4% или 613,9 млрд. Br),

- налог на  приобретение автотранспортных  средств (снижение налоговой нагрузки на 76,6 млрд. Br);

- местный сбор  с пользователей за парковку (стоянку)  транспортных средств в специально  оборудованных местах (снижение  нагрузки на 1,4 млрд.Br).

В целях компенсации  выпадающих доходов бюджета повышена ставка НДС с 18 до 20%, за счёт чего налоговая нагрузка увеличилась на 0,9%.

Базой по налогу на недвижимость стала являться остаточная стоимость зданий и сооружений.

Особая часть  Налогового кодекса вступила в силу 1 января 2010г. В результате длительного  процесса эволюции белорусского налогового законодательства страна сделала реальную попытку перейти от многочисленных постоянно изменяющихся декретов, указов, постановлений и разъяснений к единому нормативному документу, регулирующему порядок уплаты налогов в государстве. Однако отмечается «рамочность» отдельных положений Особенной части Налогового кодекса и изобилие отсылочных норм. Предлагаемый же порядок предоставления льготы по налогу на прибыль на капитальные вложения поставил под сомнение возможность его применения на практике в 2010г.

С 2011 г. в белорусской  налоговой системе появятся существенные нововведения. Глава государства 15 октября 2010г. подписал законы «О внесении изменений и дополнений в Налоговый  кодекс Республики Беларусь» и «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», которые вступят в силу 1 января 2011г.

Многочисленные  изменения и дополнения внесены  в НК. В числе основных новаций  следует отметить следующие [23]. В частности, отменены:

местный налог  на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;

местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;

некоторые платежи  экологического налога: за переработку  нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории РБ нефти  и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более % летучих органических соединений.

Исключены два  самостоятельных налоговых платежа  за счет включения в состав экологического налога — сбора при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ; госпошлины — сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств по территориям иностранных государств.

Сокращено количество перечислений налогов в бюджет:

по налогу на прибыль — переход на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой  декларации один раз в год;

по НДС —  отменяются авансовые платежи (6 платежей в месяц), уплата этого налога будет  осуществляться один раз в месяц  или один раз в квартал —  по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки;

по акцизам  — отменяются авансовые платежи (6 платежей в месяц), уплата этого  налога будет осуществляться один раз в месяц.

Усовершенствован  механизм взимания основных налогов  — налога на прибыль и НДС за счет:

– расширения возможности  применения льготы по прибыли, направляемой на капвложения. Прибыль будет освобождаться  от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. При этом предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;

– предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике