Проблемы и особенности исчисления и уплаты НДС торговой организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы является изучение особенности исчисления НДС в торговой организации (ООО «Белагросельхозснаб»).
Основной целью проводимого работе исследования явился анализ проблем и специфики взимания НДС в торговой организации, а так же путей совершенствования механизма взимания НДС и определения возможных способов оптимизации платежей по НДС для торговых организаций.
Постановленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты и нормативное регулирование НДС;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия и динамику уплаты соответствующих сумм НДС в бюджет;
- проанализировать возможные пути совершенствования механизма взимания НДС и определить способы снижения налогового бремени для организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………

ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БЕЛАГРОСЕЛЬХОЗСНАБ»)……………………………………………….

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.……………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 123.54 Кб (Скачать файл)

Среди негативных последствий  выделяют рост инфляции, так как  повышение ставки НДС на один процентный пункт  увеличит розничные цены на 5–7% [7]. Импортируемые  товары, особенно комплектующие, тоже вырастут в цене за счет увеличения входного НДС, что повлияет на конечную цену товаров реализуемых на территории РФ [20].

Увеличение размера ставки НДС до уровня 22% возможно лишь в  случае резкого сокращения доходов  бюджета из-за падения цены на нефть [8]. Но даже в этой ситуации подобные действия рискованны: снижение цен на энергоносители неизбежно приведет к спаду деловой активности, и увеличение налогов ограничит возможности по стимулированию экономического роста в секторах, которые не спонсируются государством. Общий эффект от увеличения налоговой нагрузки не удастся компенсировать снижением нагрузки на доходы, и это приведет к расширению теневого сектора на фоне роста недоверия к правительству.

В настоящее время вносятся предложения  о децентрализации НДС с одновременной  передачей регионам дополнительных фискальных полномочий. Например, рассматривался вариант снижения ставки НДС на федеральном  уровне до 3-5% и введения регионального  по ставке 10-15% [17]. Теоретически это позволило бы решить проблему дефицита ресурсов для повышения налоговой и финансовой самостоятельности региона при одновременном снижении федеральных трансфертов. В действительности же в ориентированных на экспорт регионах возмещение НДС будет больше, чем его уплата. Если покрытие этих расходов останется за федеральным уровнем, то и смысла в такой децентрализации нет [6].

В рамках «Стратегии-2020», разрабатываемой  по распоряжению Владимира Путина, было выдвинуто противоположное  предложение – снизить ставки налога до 15%. Отрицательный эффект такой меры уменьшение поступлений  до 2,7% ВВП, что приведет к потере порядка 150 млрд. рублей, - по мнению экспертов, будет нейтрализован уже через 4-5 лет, а снижение ставки позволит стимулировать  инвестиции и поспособствует повышению  темпов экономического роста. Кроме  того, снижение налогов на производство позволит повысить их собираемость с  одновременным увеличением налоговой  базы, что поможет компенсировать утраченные доходы. В частности, в  отношении НДС, уровень собираемости может подняться с 60-70% до 80-85%. Впрочем, снижение налоговых ставок НДС автоматически  не увеличит доходов в бюджет. Такое  возможно лишь при одновременном жестком сокращении расходов [18].

Снижение ставки  НДС  может быть проведено за счет ее унификации до уровня в 12 %. Данная мера будет способствовать увеличению объемов  реализации товаров, упрощению учета  и администрирования налога. Однако в таком случае возможны потери для федерального бюджета в размере до 1,9 % ВВП и для бюджетной системы в целом - до 1,5 % ВВП [28, с.13]. Замещение выпадающих доходов бюджета от снижения НДС с 18% до 12% за счет нефтяных доходов государства увеличит годовую инфляцию на 3,8%. Введение единой ставки 12 % означает не только снижение существующей ставки, но и повышение ставки 10 %, предусмотренной для определенных групп товаров, что повлечет рост цен на них.

С целью компенсации выпадающих от снижения ставки НДС доходов за последнее время не раз высказывалась  идея по его частичной замене на ранее отмененный налог с продаж (НСП). Эксперты считают, что уровень инфляции позволит сделать введение налога в размере 2-4% нечувствительным при удержании цен на коммунальные услуги и топливо. Однако выполнить подобные условия не представляется реальным, а установление НСП даже на уровне 5% потребует  отмену 1% по НДС на федеральном уровне, против чего категорически выступает Минфин РФ. 

Активно рассматривается  и более радикальный вариант: полная замена НДС налогом с продаж. Основные аргументы - меньшая чувствительность последнего для бизнеса и упрощенность администрирования. Однако подобные доводы в пользу НСП не выдерживают критики.

Во-первых, государство не сможет воздействовать на все стадии движения товара, что для России особенно актуально из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, в частности в розничной торговле.  Налоговым органам придется контролировать огромное количество розничных торговых точек, которых несравнимо больше, чем  налогоплательщиков НДС. К тому же в  уклонение одним налогоплательщиком от уплаты налога с продаж означает для бюджета потерю всей суммы. Следовательно, введение НСП потребует создание специальной системы администрирования.

Во-вторых, НСП включает ограниченное число системы ставок. С введением  НСП будет отменена система возмещения налога, что невыгодно большинству  компаний, в особенности ориентированных  на экспорт, так как ставки в 0% не предусматривается. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога.

В-третьих, замена налогов  связана с большими рисками для  бюджета – в таком случае произойдет передача полномочий регионам, но на деле доходы от НСП будут концентрироваться  в нескольких регионах с большим  объемом розничной торговли, таких  как Москва и Санкт-Петербург. Более  того, федеральный бюджет попадет  в полную зависимость от конъюнктурных  доходов, ведь НДПИ и экспортные пошлины, которые станут главным источником доходов, зависят от сырьевых цен.

Все это может привести к непрогнозируемому росту цен  и тарифов и сопровождаться длительным периодом адаптации налогоплательщиков и налоговых органов. Добавятся  сложности со стороны существующего  межгосударственного соглашения стран-участниц Таможенного Союза, применяющих  НДС. Кроме того, такая замена невыгодна  малому бизнесу, применяющему спецрежимы, т.к. введение НСП приведет к серьезному увеличению эффективной налоговой  ставки или к отмене УСН.

Для равноценной замены выпадающих доходов от НДС, ставку налога с продаж следует установить на уровне 13-14%, но при условии, если уровень собираемости налога будет не ниже. Минфин РФ отстаивает позицию, что для полной компенсации  выпадающих доходов, ставка для нового налога должна быть не менее 70%, что объективно невозможно [3].

Проблема в том, что  по значимости в прошлом НСП составлял  порядка 0,4-0,5% ВВП против 6% ВВП по НДС. Даже в мировой практике сборы  по налогу с продаж не превышали 2% ВВП. Учитывая, что за прошедший год  НДС принес сумму в казну в размере 5,5% ВВП (около 2,5 трлн. руб.), а сборы по новому налогу, как полагают эксперты, составит лишь 1% ВВП. Выпадающие 4,5% ВВП придется чем-то компенсировать.

Отрицательные последствия  для экономики могут оказаться  более существенными, чем выгода от уменьшения налогового бремени на производство. Альтернативой изменению  ставок может стать ряд мер, направленных на совершенствование механизма  взимания НДС:

- совершенствование механизма  применения нулевой ставки для  экспортеров и сокращения перечня  ее применения до позиций прямо  связанных с экспортом;

- регулирование системы  возмещения НДС, введение неполного  возмещения (до 5%) при экспорте сырья  и полусырья с целью стимулирования  экспорта конечной продукции;

- сокращение количества  льгот по НДС;

- введение механизма электронных  счетов-фактур;

- разработка новых информационных  технологий, которые бы позволили  налоговым органам своевременно  получать информацию о движении  сумм налога по обычным банковским  счетам, анализировать ее и оперативно  принимать решение о проведении  проверок.

Кроме того, следует укреплять налоговую дисциплину и принять меры по  увеличению собираемости налога, используя опыт европейских стран, которые в этом году ужесточили налоговые санкции и повысили штрафы за несвоевременное представление налоговой декларации, несвоевременную уплату или некорректное исчисление уплаченных сумм НДС.

Система российского  законодательства позволяет не только провести подобные мероприятия, что  является выгодным для государства, но и учесть интересы налогоплательщиков, которые с целью получения  в бюджет больших доходов игнорируются.

Одним из способов снижения налоговых платежей по НДС  является налоговая оптимизация. При  этом данное понятие следует отличать от незаконного уменьшения налогов  – уклонения от их уплаты. Главным  критерием разграничения является наличие или отсутствие в действиях  налогоплательщика нарушения норм законодательства о налогах и  сборах. В случае наличия такого нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств действия налогоплательщика могут повлечь уголовную или налоговую ответственность [23, c.14]. .Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот [9].  Налоговая оптимизация, с другой стороны, представляет собой основанное на предоставленных законодательством льготах и других законных приемов и способов, снижение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика.

В связи с тем, что деятельность организации не подпадает под  действие налоговых льгот по НДС, ею могут быть осуществлены следующие  операции, позволяющие на законных основаниях сократить размер уплачиваемого  в бюджет налога. Так, например, основываясь  на решении      , есть возможность  использовать при реализации коммерческий кредит. Продавец снижает стоимость  имущества и предоставляет отсрочку. Часть стоимости продаваемого товара при этом заменяется процентами по кредиту, равными предоставленной  скидке. Поскольку проценты, начисляемые  до дня произведения оплаты, являются платой за предоставленный кредит, то они не увеличивают цену товара и не облагаются НДС.

При заключении договоров  купли-продажи с поставщиками, не являющимися плательщиками НДС, складывается ситуация, в которой  организация не имеют права предъявить к вычету суммы НДС. Однако при  дальнейшей перепродаже, она будет обязана исчислить налог в соответствующем размере в бюджет. Законным разрешением данной ситуации является использование посредников из числа дружественных организаций, выступающих в сделках на основании договоров комиссии, агентирования или поручения. В соответствии со ст. 156 НК РФ НДС будет уплачиваться только с суммы вознаграждения.

Помимо этого можно  оформить вместо предоплаты и аванса договор займа или соглашение о задатке. В первом случае покупатель по договору предоставляет заем продавцу на сумму, приравненную к сумме аванса; денежные средства поступают на счет продавца с формулировкой  "по договору займа" и НДС не облагаются (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для подтверждения «реальности» сделки необходимо, чтобы заем был процентным, а процент – рыночным. После отгрузки товара покупателю оформляется акт зачета взаимных требований. Во втором случае, соответственно, продавцу предоставляется  задаток в счет обеспечения исполнения заключенного договора. В силу того, что задаток не признает предоплатой, НДС на указанную сумму так же не начисляется.

Также продавец может оформить собственный вексель на сумму  отгрузки и передать его покупателю. Передача векселя оформляется актом  приема-передачи в простой письменной форме. Покупатель перечисляет деньги за вексель на счет продавца, у продавца они не облагаются НДС. После отгрузки покупатель предъявляет вексель  к погашению и стороны сделки составляют акт взаимозачета [22, c.48].

Учитывая судебную практику, организации в качестве оптимизации  НДС предлагается заключить договор, в котором предусмотрены жесткие  сроки исполнения и четко оговариваются  штрафные санкции за их нарушение [5]. Цена товара в таком случае снижается на сумму таких штрафов, которые получит организации в случае нарушения покупателем условий договора. Сумма полученной неустойки не облагается НДС, а выгода от подобной сделки имеется у обеих сторон.

Действуя на основании  Постановления ВАС РФ [15], организация может получить выгоду по НДС за счет временного разрыва между предоплатой и отгрузкой. Это происходит за счет завышения вычета НДС по предоплате при покупке товаров, облагаемых по ставке 10%: ВАС РФ пришел к выводу, что с суммы предоплаты НДС можно исчислить по расчетной ставке 18/118 вне зависимости от того, по какой ставке облагаются поставляемые в будущем товары – 10% или 18%.

Помимо этого, можно использовать законодательную норму, закрепленную в п.7 ст. 3 НК РФ, согласно которой  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика. Руководствуясь данным положением, организация вправе осуществить операции, указанные  в пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой от налогов освобождаются «операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами». В связи с отсутствием официального разъяснения и при буквальном восприятии нормы, из этого следует, что все операции, осуществляемые такими организациями, не облагаются НДС. Поэтому организации достаточно, например, арендовать терминалы, подключенные к какой-либо платежной системе, и самостоятельно принимать платежи – при этом с точки зрения закона все требования будут выполнятся [27, c.57].

Вышеуказанные способы по многим причинам являются весьма рискованными, поскольку есть вероятность переквалификации сделки и доначисления налогов. В  большинстве случаев такие действия рассматриваются налоговыми органами, как попытки уклонится от уплаты налогов. При этом законность налоговой  оптимизации подтверждается Постановлением Конституционного Суда [14], определив критерий допустимости таких действий, как использование предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога, пусть результатом этого и является неуплата налога либо уменьшение его суммы.

Однако при использовании  любого способа оптимизации НДС  нужно неуклонно придерживаться правил экономической обоснованности и документального оформления всех осуществляемых действий. Кроме того, использовать представленные методы следует  в единичных случаях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Проблемы и особенности исчисления и уплаты НДС торговой организацией