Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:25, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы является изучение особенности исчисления НДС в торговой организации (ООО «Белагросельхозснаб»).
Основной целью проводимого работе исследования явился анализ проблем и специфики взимания НДС в торговой организации, а так же путей совершенствования механизма взимания НДС и определения возможных способов оптимизации платежей по НДС для торговых организаций.
Постановленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты и нормативное регулирование НДС;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия и динамику уплаты соответствующих сумм НДС в бюджет;
- проанализировать возможные пути совершенствования механизма взимания НДС и определить способы снижения налогового бремени для организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………
ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БЕЛАГРОСЕЛЬХОЗСНАБ»)……………………………………………….
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Среди негативных последствий выделяют рост инфляции, так как повышение ставки НДС на один процентный пункт увеличит розничные цены на 5–7% [7]. Импортируемые товары, особенно комплектующие, тоже вырастут в цене за счет увеличения входного НДС, что повлияет на конечную цену товаров реализуемых на территории РФ [20].
Увеличение размера ставки НДС до уровня 22% возможно лишь в случае резкого сокращения доходов бюджета из-за падения цены на нефть [8]. Но даже в этой ситуации подобные действия рискованны: снижение цен на энергоносители неизбежно приведет к спаду деловой активности, и увеличение налогов ограничит возможности по стимулированию экономического роста в секторах, которые не спонсируются государством. Общий эффект от увеличения налоговой нагрузки не удастся компенсировать снижением нагрузки на доходы, и это приведет к расширению теневого сектора на фоне роста недоверия к правительству.
В настоящее время вносятся предложения
о децентрализации НДС с
В рамках «Стратегии-2020», разрабатываемой
по распоряжению Владимира Путина,
было выдвинуто противоположное
предложение – снизить ставки
налога до 15%. Отрицательный эффект
такой меры уменьшение поступлений
до 2,7% ВВП, что приведет к потере
порядка 150 млрд. рублей, - по мнению экспертов,
будет нейтрализован уже через
4-5 лет, а снижение ставки позволит стимулировать
инвестиции и поспособствует повышению
темпов экономического роста. Кроме
того, снижение налогов на производство
позволит повысить их собираемость с
одновременным увеличением
Снижение ставки НДС может быть проведено за счет ее унификации до уровня в 12 %. Данная мера будет способствовать увеличению объемов реализации товаров, упрощению учета и администрирования налога. Однако в таком случае возможны потери для федерального бюджета в размере до 1,9 % ВВП и для бюджетной системы в целом - до 1,5 % ВВП [28, с.13]. Замещение выпадающих доходов бюджета от снижения НДС с 18% до 12% за счет нефтяных доходов государства увеличит годовую инфляцию на 3,8%. Введение единой ставки 12 % означает не только снижение существующей ставки, но и повышение ставки 10 %, предусмотренной для определенных групп товаров, что повлечет рост цен на них.
С целью компенсации выпадающих от снижения ставки НДС доходов за последнее время не раз высказывалась идея по его частичной замене на ранее отмененный налог с продаж (НСП). Эксперты считают, что уровень инфляции позволит сделать введение налога в размере 2-4% нечувствительным при удержании цен на коммунальные услуги и топливо. Однако выполнить подобные условия не представляется реальным, а установление НСП даже на уровне 5% потребует отмену 1% по НДС на федеральном уровне, против чего категорически выступает Минфин РФ.
Активно рассматривается и более радикальный вариант: полная замена НДС налогом с продаж. Основные аргументы - меньшая чувствительность последнего для бизнеса и упрощенность администрирования. Однако подобные доводы в пользу НСП не выдерживают критики.
Во-первых, государство не
сможет воздействовать на все стадии
движения товара, что для России
особенно актуально из-за высокого
уровня уклонений от уплаты налогов,
в частности в розничной
Во-вторых, НСП включает ограниченное число системы ставок. С введением НСП будет отменена система возмещения налога, что невыгодно большинству компаний, в особенности ориентированных на экспорт, так как ставки в 0% не предусматривается. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога.
В-третьих, замена налогов связана с большими рисками для бюджета – в таком случае произойдет передача полномочий регионам, но на деле доходы от НСП будут концентрироваться в нескольких регионах с большим объемом розничной торговли, таких как Москва и Санкт-Петербург. Более того, федеральный бюджет попадет в полную зависимость от конъюнктурных доходов, ведь НДПИ и экспортные пошлины, которые станут главным источником доходов, зависят от сырьевых цен.
Все это может привести к непрогнозируемому росту цен и тарифов и сопровождаться длительным периодом адаптации налогоплательщиков и налоговых органов. Добавятся сложности со стороны существующего межгосударственного соглашения стран-участниц Таможенного Союза, применяющих НДС. Кроме того, такая замена невыгодна малому бизнесу, применяющему спецрежимы, т.к. введение НСП приведет к серьезному увеличению эффективной налоговой ставки или к отмене УСН.
Для равноценной замены выпадающих доходов от НДС, ставку налога с продаж следует установить на уровне 13-14%, но при условии, если уровень собираемости налога будет не ниже. Минфин РФ отстаивает позицию, что для полной компенсации выпадающих доходов, ставка для нового налога должна быть не менее 70%, что объективно невозможно [3].
Проблема в том, что по значимости в прошлом НСП составлял порядка 0,4-0,5% ВВП против 6% ВВП по НДС. Даже в мировой практике сборы по налогу с продаж не превышали 2% ВВП. Учитывая, что за прошедший год НДС принес сумму в казну в размере 5,5% ВВП (около 2,5 трлн. руб.), а сборы по новому налогу, как полагают эксперты, составит лишь 1% ВВП. Выпадающие 4,5% ВВП придется чем-то компенсировать.
Отрицательные последствия для экономики могут оказаться более существенными, чем выгода от уменьшения налогового бремени на производство. Альтернативой изменению ставок может стать ряд мер, направленных на совершенствование механизма взимания НДС:
- совершенствование механизма
применения нулевой ставки для
экспортеров и сокращения
- регулирование системы
возмещения НДС, введение
- сокращение количества льгот по НДС;
- введение механизма
- разработка новых
Кроме того, следует укреплять налоговую дисциплину и принять меры по увеличению собираемости налога, используя опыт европейских стран, которые в этом году ужесточили налоговые санкции и повысили штрафы за несвоевременное представление налоговой декларации, несвоевременную уплату или некорректное исчисление уплаченных сумм НДС.
Система российского законодательства позволяет не только провести подобные мероприятия, что является выгодным для государства, но и учесть интересы налогоплательщиков, которые с целью получения в бюджет больших доходов игнорируются.
Одним из способов
снижения налоговых платежей по НДС
является налоговая оптимизация. При
этом данное понятие следует отличать
от незаконного уменьшения налогов
– уклонения от их уплаты. Главным
критерием разграничения
В связи с тем, что деятельность
организации не подпадает под
действие налоговых льгот по НДС,
ею могут быть осуществлены следующие
операции, позволяющие на законных
основаниях сократить размер уплачиваемого
в бюджет налога. Так, например, основываясь
на решении , есть возможность
использовать при реализации коммерческий
кредит. Продавец снижает стоимость
имущества и предоставляет
При заключении договоров купли-продажи с поставщиками, не являющимися плательщиками НДС, складывается ситуация, в которой организация не имеют права предъявить к вычету суммы НДС. Однако при дальнейшей перепродаже, она будет обязана исчислить налог в соответствующем размере в бюджет. Законным разрешением данной ситуации является использование посредников из числа дружественных организаций, выступающих в сделках на основании договоров комиссии, агентирования или поручения. В соответствии со ст. 156 НК РФ НДС будет уплачиваться только с суммы вознаграждения.
Помимо этого можно оформить вместо предоплаты и аванса договор займа или соглашение о задатке. В первом случае покупатель по договору предоставляет заем продавцу на сумму, приравненную к сумме аванса; денежные средства поступают на счет продавца с формулировкой "по договору займа" и НДС не облагаются (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для подтверждения «реальности» сделки необходимо, чтобы заем был процентным, а процент – рыночным. После отгрузки товара покупателю оформляется акт зачета взаимных требований. Во втором случае, соответственно, продавцу предоставляется задаток в счет обеспечения исполнения заключенного договора. В силу того, что задаток не признает предоплатой, НДС на указанную сумму так же не начисляется.
Также продавец может оформить собственный вексель на сумму отгрузки и передать его покупателю. Передача векселя оформляется актом приема-передачи в простой письменной форме. Покупатель перечисляет деньги за вексель на счет продавца, у продавца они не облагаются НДС. После отгрузки покупатель предъявляет вексель к погашению и стороны сделки составляют акт взаимозачета [22, c.48].
Учитывая судебную практику,
организации в качестве оптимизации
НДС предлагается заключить договор,
в котором предусмотрены
Действуя на основании Постановления ВАС РФ [15], организация может получить выгоду по НДС за счет временного разрыва между предоплатой и отгрузкой. Это происходит за счет завышения вычета НДС по предоплате при покупке товаров, облагаемых по ставке 10%: ВАС РФ пришел к выводу, что с суммы предоплаты НДС можно исчислить по расчетной ставке 18/118 вне зависимости от того, по какой ставке облагаются поставляемые в будущем товары – 10% или 18%.
Помимо этого, можно использовать
законодательную норму, закрепленную
в п.7 ст. 3 НК РФ, согласно которой
все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов
Вышеуказанные способы по
многим причинам являются весьма рискованными,
поскольку есть вероятность переквалификации
сделки и доначисления налогов. В
большинстве случаев такие
Однако при использовании любого способа оптимизации НДС нужно неуклонно придерживаться правил экономической обоснованности и документального оформления всех осуществляемых действий. Кроме того, использовать представленные методы следует в единичных случаях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Проблемы и особенности исчисления и уплаты НДС торговой организацией