Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены фактически все участники хозяйственных отношений. Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью мер фискальной политики и мер экономического характера, субъекты федерации решают вопрос теми же методами, отдавая преимущество экономическим, предприятия выкручиваются за счет активизации деятельности и ужесточения финансовой и сбытовой политики. В целом, каждый прилагает максимум усилий для решения проблемы, которая наносит большой ущерб деятельности субъектов экономических отношений.
Трудности сбыта у российских
предприятий вызываются как изменением
структуры и организации рынка,
так и конкуренцией импортных
товаров. Причем конкуренция импортных
товаров происходит не только по инициативе
зарубежных производителей, но и в
значительной степени в связи
с заинтересованностью
Следующий момент- это приватизация, которая затронула прежде всего элементы инфраструктуры рынка - складские помещения, транспорт, оптовые и розничные предприятия, привела к усилению монополизма посреднических структур, которые не заинтересованы в реализации отечественных товаров и не связаны с их производством. Более того, они получают повышенные доходы от реализации именно импортных товаров. Прогадывают от подобного положения и производители, и потребители.
Реакцией на такой диктат
посредников должно стать создание
товара- производящей сети самими производителями,
формирование сбытовых и посреднических
объединений в составе
Усилия отечественных производителей в данном направлении могут стать особенно эффективными, если будут поддержаны государственными мерами в деле усиления контроля за экспортом и импортом товаров, создания льготных условий для отечественных производителей. Импорт товаров должен лицензироваться исходя из потребностей рынка и возможностей производителен.
Можно оказать помощь отечественным
производителям посредством государственного
воздействия на функционирование внутреннего
рынка: установление льготного кредитования
потребителей отечественных товаров
(продажа товаров в рассрочку
малоимущим слоям населения), регулирование
деятельности товаро-производящих систем
федеральными и особенно местными органами
власти, установление, в частности,
предельных размеров платы за хранение
и реализацию товаров, льготных условий
кредитования затрат по созданию элементов
инфраструктуры рынка (биржи, склады, транспорт
и т. п.) с предоставлением гарантий
и льгот при кредитовании за счет
местных бюджетов. Разработка мер
по оздоровлению рынка и укреплению
финансового состояния
Возможности выхода из платежного кризиса в настоящее время существенно ослабляются тем обстоятельством, что общая сумма просроченной кредиторской задолженности значительно (в 1,3 раза) превышает просроченную дебиторскую задолженность.
Просроченная кредиторская задолженность возросла за май на 11 процентов и составила на 1 августа 1996 года 323,2 трлн. рублей, просроченная дебиторская задолженность - на 7 процентов и составила 242 трлн. рублей.
По сравнению с началом года темп роста просроченной кредиторской задолженности составил 1,9 раза, а просроченная дебиторская задолженность возросла в 1,6 раза.
Средний срок погашения кредиторской задолженности увеличился с 69 дней в июне до 89 дней в июле.
На просроченную дебиторскую
задолженность обследуемых
В структуре просроченной
дебиторской задолженности
В январе-июле 1996 года в среднем за месяц не оплачивалось 16 процентов отгруженной продукции.
Сужение финансовой базы предприятий, недостаток платежных средств, обусловленный в значительной мере удорожанием кредитов и сокращением сроков их предоставления, ведут к ухудшению платежеспособности предприятий.
Имеющиеся данные свидетельствуют
о сохраняющейся тенденции
На предприятиях значительного числа отраслей (в частности, угольной и газовой промышленности, электроэнергетики, трубопроводного транспорта общего пользования и др.) денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам на 2-7 процентов.
По обследованным отраслям
по состоянию на 1 мая 1996 года кредиторская
задолженность превышала
Глава 2. Анализ неплатежей , их влияние на деятельность предприятия.
2.1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия.
Кризис платежной системы
наибольшее влияние оказал на реальный
сектор экономики. При разнообразии
контрагентов , рынков , финансовых потоков
, технологий производства последствия
кризиса поразили каждое отдельное
предприятие. Если с 1992 года лишь избранные
могли позволить себе не рассчитываться
с кредиторами , то сегодня если желание
рассчитаться и возникает , оно быстро
пропадает при первом взгляде
на состояние дебиторской и
Рост дебиторской и
кредиторской задолженности имеют
причинно следственную связь, они взаимозависимы.
Предприятие не спешат рассчитываться
по своим долгам потому что это
единственный способ выжить. На 1 августа
1994 года кредиторская и дебиторская
задолженности достигли 118,7 трлн.руб.
и 106,8 трон. руб. соответственно, что
составляет 32,8% и 29,5% ВВП. На 1 мая 1996 года
просроченная кредиторская задолженность
составила 323,2 трлн.руб. (42,2% ВВП), просроченная
дебиторская задолженность
Как следствие неплатежей
- снижение объемов производства ибо
для покрытия расходных статей необходимы
ресурсы, дефицит которых наблюдается
в обращении. Предприятие на сегодняшний
день не способно рассчитаться со всеми
кредиторами, потому что такие кредиторы
как бюджет, внебюджетные фонды , персонал
в качестве расчетов принимают только
деньги. В различных отраслях промышленности
обеспеченность оборота денежными
средствами составляет: Нефтедобыча-14%,
Нефтепереработка- 27%, Цветная металлургия-18%,
Черная металлургия -8%, Машиностроение-
3%. Для приукрашивания ситуации можно
приплюсовать заработную плату выданную
в натуральной форме ибо
Расходные статьи связанные с приобретением материалов, сырья, оплатой электрод и тепло энергии оплачиваются в большинстве своем на бартерной основе.
В связи с широкой практикой
применения бартерных операций, а
точнее расчетов зачетом взаимных требований,
который является доминирующим платежным
инструментом в расчетах между промышленными
предприятиями многие обязательные
условия договорных отношений уходят
на второй план. Это в первую очередь
сроки выполнения обязательств, порядок
поставки (отгрузки), оказания услуг, выполнения
работ. Понятие ценовой конкуренции
в сфере производства товаров
группы А напрочь отсутствует. В
связи с этим наблюдается полнейшая
неразбериха в формировании цен
на рынке и как следствие
Переход исчисления налоговых
платежей по отгрузке в соответствии
с Указом Президента (приостановлен)
еще более усугубляет ситуацию со
сборами налогов, ибо не успев
получить реальные денежные средства
предприятие должно рассчитаться с
бюджетом. Оборот дебиторской задолженности
различается по отраслям промышленности
, территориальному охвату и пр. Для
цветной металлургии это 120-140 дней,
для нефтепереработки 80-90 дней, для
черной металлургии около 200 дней , для
машиностроения 220 дней ,доходит до
года. Для предприятий с такими
сроками получения реального
результата от своей деятельности платежи
по отгрузке означают нереальные штрафные
санкции, учитывая механизм ценообразования
на большинстве российских предприятий
- затратный - (% от фактических затрат,
обычно он колеблется от 20 до 30%) пеня за
несвоевременность уплаты налогов
может доходить до 60 % и более от
суммы одного оборота. Если уесть
небольшие шансы получения
Кризис платежной системы
в России явился следствием политики
сдерживания негативных проявлений
постсоветской экономики, основной
целью Правительства в области
экономики было обуздание инфляции.
В связи с проводимыми
Недостаток денежной массы
в обращении достиг дефицита от ВВП
в 60%, когда нормой считается дефицит
максимум в 30%, а дальше экономика
просто не может эффективно функционировать.
Все это отрицательно сказывается
на большинстве субъектов
Кризис платежной системы
заставил всех посмотреть в сторону
проблемы из одного лагеря. Государству
не удалось с помощью мер
Постоянными плательщиками налогов можно назвать лишь 17% предприятий, частично оплачивают свои обязательства перед бюджетом около 50%, все остальные т.е. 33% предприятий либо не имеют возможности , либо желания платить налоги.
Если поставить себя на место руководителя предприятия и попытаться принять решение - что сначала: заплатить налоги или заплатить заработную плату, большинство выплатит заработную плату, и это вполне объяснимо, как из прагматических, так и человеческих отношений.
Проблема формирования ресурсов для покрытия хозяйственных расходов предприятия решается при нормальных условиях без особых затруднений, а здесь еще необходимо для различных кредиторов подыскивать то, что бы их устроило. Сырье и материалы приобретаются по бартеру т.е. каждое предприятие пытается выменять что у него есть, на то что ему нужно, и если ты не участник внешне-экономической деятельности, то шансы получить деньги за свою продукцию сводятся к нулю. По крайней мере по простой операции купли - продаже. Возможность получить деньги есть еще на потребительском рынке, но опять же оторванность технологическая большей части российской промышленности от потребительского рынка такую возможность перечеркивает.