Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены фактически все участники хозяйственных отношений. Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью мер фискальной политики и мер экономического характера, субъекты федерации решают вопрос теми же методами, отдавая преимущество экономическим, предприятия выкручиваются за счет активизации деятельности и ужесточения финансовой и сбытовой политики. В целом, каждый прилагает максимум усилий для решения проблемы, которая наносит большой ущерб деятельности субъектов экономических отношений.
1 Банк 4
5
Недоимщик Получатель ДЗ
2 Бюджет 3
Банк выдает недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит. Недоимщик платит налоги в бюджет. Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ возвращает кредит в банк, погашая тем самым свою задолженность перед недоимщиком. На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков , которые должны бюджету. С другой стороны, недоимщиков гораздо больше , чем способен охватить Минфин в рамках целевой программы расшивки долгов. Основанием для появления данной схемы служит постановление Правительства РФ от 12.10.96 года.
Все мероприятия , проводимые
Правительством с целью предотвращения
кризиса неплатежей имеют оперативный
характер и коренным образом повлиять
на стабилизацию не могут. Единственный
положительный момент - подпитка с
целью недопущения краха
3.2. Варианты выхода из платежного кризиса.
Сложившийся кризис заставил
всех подойти к решению совместными
усилиями. Предприятия не перестали
отгружать продукцию, направленную
на выполнение государственного заказа,
другие не перестали выполнять
В Свердловской области создан
Территориальный фонд финансирования
муниципальных образований (Трансфертный
фонд ). Ежемесячно выделяются средства
каждому муниципальному образованию
на финансирование расходов , связанных
с ведением городского хозяйства. Эти
средства представлены квотой по областным
налогам: налогу на прибыль, в областной
части, налогу на добавленную стоимость,
акцизам (все в областной части).
Т.е. муниципальные образования
В качестве финансового инструмента на уровне области являются векселя Финансового Управления Свердловской области. Объем векселей ФУ постоянно сокращается, в его развитии наблюдаются тенденции всех, без исключения, государственных ценных бумаг. По степени привлекательности (кредитной) вексель ФУ имеет идентичные характеристики, что ГКО\ОФЗ. Поэтому, ограниченная доступность этого инструмента не повлияла на разрешение кризиса неплатежей.
Еще одной областной программой
по предотвращению платежного кризиса
стала программа по выпуску предприятиями
недоимщиками веселей на сумму долга
перед областным бюджетом. Векселя
передаются Фонду имущества Свердловской
области для продажи , обмена на другие
долговые обязательства, распоряжения
в интересах области. Программа
функционирует на основании Постановления
Правительства Свердловской области
от 8 мая 1996 года № 374. Схожим явлением ,
на общероссийском уровне стал Указ Президента
РФ от 17 августа 1996 года № 1203 «О выпуске
организациями облигаций в
В Нижегородской области вопрос решается путем создания региональной вексельной программы, где под гарантии областного Правительства местные банки Эмитируют векселя. В целом, по России наблюдается схожесть в решении данной проблемы на местах.
Наибольшего размаха в своих изысканиях решения проблемы неплатежей достиг Региональный Саратовский Финансовый Союз (РСФС), им разработана программа, которая включает комплекс мероприятий по совершенствованию межотраслевой системы расчетов и преодоления платежного кризиса на предприятиях Саратовского региона и России. Потенциальные участники программы - головные организации отраслей ТЭК, промышленные предприятия, компании, а также администрации всех уровней.
Исполнители программы - банки, кредитно-финансовые учреждения, специализированные структуры.
Для руководства осуществления
программы предусмотрено
Важнейшие цели программы:
В задачи программы входят
срочные взаимозачеты и уменьшение
задолженности до уровня неплатежей
текущих расчетов (1 этап), создание
эффективной системы
ВЭС эмитирует векселя, высокая ликвидность которых обеспечена товарной продукцией участников, активами кредитного фонда взаиморасчетов, формируемых из средств учредителей, планируется по мере реализации программы в обеспечение включать акции и иные ценные бумаги предприятий. Векселя будут использоваться для коммерческого кредитования предприятий на погашение задолженности и пополнение оборотных средств под залог. В отличие от банковского векселя вексель ВЭС опирается на технологию товарного взаиморасчета. Предполагается система бюджетных зачетов.
Структура ВЭС: отдел взаиморасчетов,
брокерских и дилерских операций,
расчетно клиринговый, вексельно-депозтный,
эмиссионный, факторинговых операций
и многое другое. (Подробное описание
Региональной Целевой Программы
«Преодоление кризиса платежей в
Саратовской области с
В качестве послесловия к
саратовской программе хотелось
бы отметить наиболее яркие моменты.
В качестве положительного можно
отметить разве что желание разрешить
возникшую проблему. Программа изобилует
техническими, экономическими и правовыми
неточностями и недоработками. Самая
главная проблема - географический
охват, т.е. если решать на уровне области
особого смысла нет потому что
полных технологических циклов на территории
фактически не имеется и соответственно
с кем рассчитываться векселями
ВЭС, если охватывать хотя бы несколько
областей, этого сделать никто
не даст, ибо запускается в оборот
параллельная единица обращения
способная составить
Вторым отрицательным моментом является неверная трактовка правовой природы веселя. Вексель назвать товарным, расчетным и т.д. можно на обиходном уровне, на самом деле вексель - это безусловное обязательство уплатить указанную сумму в указанный срок, и понимать под векселем обязательство рассчитаться лишь бы чем неверно.
Программа не может быть осуществлена ибо в глубине ее лежит способ решения проблемы именно тем способом от которого убегает Правительство на протяжении нескольких лет - увеличение обеспеченного обращения. Программа не говорит о заработной плате - очевидно векселем. Рассматривать неплатежи сугубо в контексте одного субъекта не решение проблемы, либо придется создавать Эмиссионный Синдикат с целью решения проблем выдачи заработной платы.
Наряду с государственными органами с неплатежами борются все субъекты хозяйственной деятельности. Кто-то более успешно, кто-то менее успешно, но борются все. У мелких структур это заключается в более тщательном подборе контрагентов, крупные приближаются в методах к государственным органам. Примером может служить «Уралтрансгаз», «Свердловская Железная Дорога», «Свердовэнерго». Вексельные программы каждого из них наиболее яркий пример.
Методы борьбы с неплатежами которыми пользуются на уровне Субъектов Федерации, крупных предприятий, мелких предприятий - это не более чем попытка разрешить проблему для самого себя, комплексного решения нет, да и не может быть. Проблему неплатежей должно решать Правительство, и только оно. Почему такая исключительность - очевидно. Кризис платежной системы проблема общегосударственная, среди причин кризиса вопросы являющиеся прерогативой Высшей исполнительной власти.
В качестве мероприятий по стабилизации платежного климата предлагается:
Основной проблемой является не нежелание, а невозможность платить, а причинами этому наряду с кризисностью экономики выступает и кризисность в управлении.
1997 финансовый год скорее
всего пройдет под знаком