Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение действующих аспектов учета НДФЛ на предприятии и выявление недостатков системы его исчисления. Для достижения поставленной цели в работе решен ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотрение существующего ныне порядка исчисления НДФЛ, особенностей формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;
- раскрытие принципов учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в российских организациях;
- внесение предложений по устранению ошибок при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц;
- изучение возможности применения опыта зарубежных стран по налогообложению физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НДФЛ……………………..
7
1.1 Исторический процесс развития и становления НДФЛ……………….
7
1.2 Экономическая сущность НДФЛ в России и других странах..……….
8
1.3 Нормативно-правовое регулирование НДФЛ………………………….
12
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НДФЛ……….………………………………………..
15
2.1 Налоговые аспекты НДФЛ……………………………………………….
15
2.2 Бухгалтерские аспекты НДФЛ………………………………………….
17
2.3 Отчетность по НДФЛ…………………………………………………….
23
2.4 Особенности порядка исчисления и уплаты налога в бюджет в ОАО «Башспирт»………………………………………………………………………
27
2.4.1 Краткая характеристика организации……………………………….
27
2.4.2 Характеристика налогового статуса организации………………….
28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ НДФЛ………………………………………………...
35
3.1 Нововведения и комментарии……………………………………............
35
3.2 Проблемы исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………
41
3.3 Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта……
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….
62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСРК.…………

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

 

Задолженность перед  бюджетом отсутствуют, так как ОАО  «Башспирт» получает акцизные марки для реализации произведенного продукта. При задолженности по налогам перед бюджетом акцизные марки не выделяются.

 

Таблица 2.4.3 Организационно-техническая составляющая налоговой политики

Элементы

Варианты 

Состав бухгалтерской службы (отдела налогообложения и налогового учета)

Зам главного бухгалтера по налогам, ведущий бухгалтер по налогам (НДС, акциз, прочие налоги)

Ответственный за ведение налогового учета и составление налоговой  отчетности

Ведущий бухгалтер по налогам (НДС, акцизы, прочие налоги)

Форма ведения налогового учета

- одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете организации;

- на бумажных носителях и  в электронном виде

Использование программ

1) бухгалтерская программа; Лексема

Наличие рабочего плана налоговых  счетов

есть

Наличие разработанных форм налоговых  регистров

есть

Наличие графика документооборота для целей налогообложения

нет

Дата утверждения учетной политики для целей налогообложения

29.12.2006




 

 

Таблица 2.4.4 Методологическая составляющая налоговой политики

 

Элементы

Вариант

Примечание

Налог на доходы физических лиц

Ответственный

- контроль за своевременностью  исчисления и удержания НДФЛ;

- контроль за своевременностью  сдачи сведений о доходах физических  лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, а также контроль за своевременностью подачи сведений о невозможности удержать налог;

- обязанный составить письменное  сообщение о сумме излишне удержанного налога и направить его налогоплательщику, о невозможности удержать налог и уведомить налоговый орган

Ведущий бухгалтер по начислению и уплату заработной платы


 

Учетная политика В ОАО  «Башспирт» сформировано в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н.

Согласно п.2ст.11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения  – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Значение данного понятия было установлено Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. №60н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Согласно требованиям ПБУ 1/2008 и нормам гл. 25 НК РФ организация должна иметь учетную политику в целях бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения. Учетная политика в целях налогообложения должна быть разработано для определения налоговой базы по налогам на прибыль ( по правилам гл. 25 НК РФ) и по НДС.

В соответствии с п. 12 ст.167 НК РФ принятия организацией учетная  политика для целей налогообложения:

- утверждается соответствующими  приказами, распоряжениями руководителя организации;

- применяется с первого января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

-является обязательной  для всех обособленных подразделений  организации.

Налоговый учет расходов связанных с производством и  реализацией в ОАО «Башспирт».

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение  отчетного (налогового) периода, подразделять на прямые и косвенные в соответствии со ст. 318 НК РФ. ОАО «Башспирт» ведет раздельный учет прямых расходов по видам продукции.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг).

К прямым расходам относить:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Расходы в соответствии со статьей 272 НК РФ признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, не зависимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты, исходя из условий сделок .

Для выполнения практического  задания использовались информация экономического субъекта из следующих источников: учредительные документы экономического субъекта, приказ об учетной политике и Учетная политика в целом, годовые отчеты, Главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные документы, прочие документы экономического субъекта.

Таким образом, предприятием ОАО «Башспирт» налоговый учет ведется  на основе реестров бухгалтерского учета  предприятия. Налоговые реестры  разработаны самостоятельно и заполняются вручную. В связи с этим предприятию необходимо доработать и модернизировать программное обеспечение для организации налогового учета.

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  И РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ  В ОБЛАСТИ НДФЛ

 

 

3.1 Нововведения и комментарии

 

Несмотря на то, что  с момента установления налога на доходы физических лиц минуло много лет, он по-прежнему с завидной регулярностью претерпевает те или иные коррективы.

1. Субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не облагаются НДФЛ (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ).

2. Социальный вычет  по расходам на лечение можно  получить и в том случае, если лечение осуществляет предприниматель. Указанный вычет предоставляется также по расходам на лечение усыновленных детей и подопечных в возрасте до 18 лет (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

3. До окончания налогового  периода работник может получить  социальный вычет по дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии при условии документального подтверждения расходов, а также при условии, что работодатель удерживал взносы из сумм, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислял их в соответствующие фонды (п. 2 ст. 219 НК РФ).

4. Не облагается НДФЛ оплата организацией (предпринимателем) лечения и медицинского обслуживания усыновленных детей работников и их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности (п. 10 ст. 217 НК РФ).

5. При выплате дохода по федеральным  государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (независимо от даты регистрации их выпуска) и иным эмиссионным ценным бумагам российских организаций с обязательным централизованным хранением (только в отношении тех из них, выпуски которых прошли госрегистрацию или выпускам которых был присвоен идентификационный номер после 1 января 2012 г.) иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, депозитарий исполняет обязанности налогового агента по НДФЛ с учетом положений ст. 214.6 НК РФ (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

В последние 10 лет много обсуждается   законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривали ввод прогрессивной шкалы. Например, один из них предлагал следующие ставки для доходов, облагаемых подоходным налогом или налогом на доходы физических лиц (НДФЛ): 

• по доходам до 3 млн  рублей – 13%; 

• свыше 3 млн, но не более 15 млн – 390 000 рублей плюс 25% с суммы, превышающей 3 млн рублей; 

• свыше 15, но не более 30 млн рублей – 3 390 000 рублей плюс 35% с  суммы, превышающей 15 млн рублей; 

• свыше 30 млн рублей – 8 640 000 рублей плюс 50% с суммы, превышающей 30 млн рублей.  

 По последним данным: власти России в среднесрочной  перспективе не намерены вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Об этом сообщает глава Минфина России Антон Силуанов .  «Никто не исключает, что это когда-либо произойдет, но будет ли это 2018 год, 2020-й. Но это не будет в среднесрочной перспективе», — сообщил министр финансов.

Тем временем, по словам Силуанова, Минфин рассчитывает, что  Госдума до конца этой сессии рассмотрит предложения министерства о передаче 10% НДФЛ с муниципального уровня на региональный. На данный момент 60% НДФЛ направляется в региональные бюджеты, 40% - в местные. Таким образом, если предложения Минфина будут приняты, распределение составит 70% к 30%.

«Наши предложения —  передать 10% НДФЛ с местного уровня на субъект. На наш взгляд, надо сделать больше поступлений на региональный уровень. Мы сейчас ведем дискуссию с депутатами Госдумы. Мы хотели бы в эту весеннюю сессию такие решения уже принять, но еще раз оговорюсь: нам надо обговорить этот вопрос с депутатами и сенаторами», — рассказал Силуанов. [32].

С 2011 года налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, предоставленных вычетов и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Компании разработают такие регистры самостоятельно с учетом новых требований. Обязательные для отражения в регистрах сведения перечислены в новой редакции пункта 1 статьи 230 НК РФ. К ним относятся:

— сведения о налогоплательщике;

— виды выплаченных доходов  и налоговых вычетов с кодами;

— суммы доходов и  даты их выплат;

— статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

— даты удержания и  перечисления НДФЛ в бюджет (вместе с реквизитами платежных поручений).

Заметим, что большинство  перечисленных сведений (за исключением  последнего пункта) есть в карточке по форме № 1-НДФЛ. Поэтому можно продолжить вести учет в данной форме, доработав ее.

Что касается правил заполнения раннее отсутствовавших сведений (имеются в виду даты удержания и перечисления НДФЛ), то, вероятно, контролирующие органы еще выпустят разъяснения. Дату удержания налога указывать по дате выплаты дохода. Дата выплаты дохода в виде зарплаты определяется на конец месяца, за который она начислена, а дата получения дохода в виде материальной помощи и пособий — по фактической дате получения на руки или перечисления на карточку работника. И, наконец, дата перечисления НДФЛ указывается по дате платежного поручения. Налоговые органы (ФНС России) согласны с таким порядком заполнения сведений о датах удержания и перечисления НДФЛ.

Основные изменения в форме 2-НДФЛ: внесены в раздел 5 справки. В частности, бухгалтерам придется указывать перечисленную сумму налога (правда, только по доходам, полученным в 2011 году и позднее). Таким образом, сейчас компании будут передавать в каждой справке помимо общих сумм дохода еще и те, которые были уплачены. Радует, что это изменение введено с отчета за 2011 год. Конечно, ведь в 2010 году компании не вели подобного учета. Но огорчает то, что с 2011 года такой учет придется вести и отражать в справках 2-НДФЛ.

Кроме того, отдельная  строка предназначена для отражения  суммы налога, не удержанной налоговым агентом. Эти нововведения связаны с изменениями, внесенными в статью 123 НК РФ. Напомним, что налогового агента теперь могут привлечь к ответственности не только за то, что он не перечислил НДФЛ, но и за то, что налог не был удержан вовсе. Штраф составляет 20 процентов от неудержанной или неперечисленной суммы. Но дважды оштрафовать по этой статье не могут. То есть если компания и не удержит, и не перечислит НДФЛ за сотрудника, то ей выпишут только один штраф по статье 123 НК РФ: либо за неудержание, либо за неперечисление налога.

Одновременно с бумажным вариантом формы 2-НДФЛ утверждены формат для передачи справки о доходах физических лиц в электронном виде и порядок такой передачи. Изменились правила формирования файлов для тех компаний, которые отправляют справки в инспекции через интернет. А это на самом деле почти все компании. Раньше в одном файле можно было организовать всех своих получателей доходов. Теперь же от компаний потребовали передавать в одном файле не более 3000 справок.

Как и раньше, справки  передаются в разрезе налоговых  ставок, КПП и ОКАТО тех подразделений, в которых работали сотрудники. Это  осталось.

При этом, если у компании есть обособленные подразделения, справки  по тем сотрудникам, которые в  них работают, нужно представлять в налоговые инспекции по месту нахождения этого подразделения. Раньше же налоговый агент мог все справки сформировать вместе в одной информационной базе и оптом заслать в налоговую инспекцию. Теперь придется формировать файлы отдельно по каждому ОКАТО и КПП. И вот эту массу файлов рассылать в соответствующие налоговые инспекции. Конечно, это не проблема для тех, кто отчитывается электронно. Но если компания подает справки лично, то ей придется объехать все инспекции, в которых состоят на учете обособленные подразделения компании.

Информация о работе Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта