Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение действующих аспектов учета НДФЛ на предприятии и выявление недостатков системы его исчисления. Для достижения поставленной цели в работе решен ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотрение существующего ныне порядка исчисления НДФЛ, особенностей формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;
- раскрытие принципов учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в российских организациях;
- внесение предложений по устранению ошибок при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц;
- изучение возможности применения опыта зарубежных стран по налогообложению физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НДФЛ……………………..
7
1.1 Исторический процесс развития и становления НДФЛ……………….
7
1.2 Экономическая сущность НДФЛ в России и других странах..……….
8
1.3 Нормативно-правовое регулирование НДФЛ………………………….
12
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НДФЛ……….………………………………………..
15
2.1 Налоговые аспекты НДФЛ……………………………………………….
15
2.2 Бухгалтерские аспекты НДФЛ………………………………………….
17
2.3 Отчетность по НДФЛ…………………………………………………….
23
2.4 Особенности порядка исчисления и уплаты налога в бюджет в ОАО «Башспирт»………………………………………………………………………
27
2.4.1 Краткая характеристика организации……………………………….
27
2.4.2 Характеристика налогового статуса организации………………….
28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ НДФЛ………………………………………………...
35
3.1 Нововведения и комментарии……………………………………............
35
3.2 Проблемы исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………
41
3.3 Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта……
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….
62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСРК.…………

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Также обновлена форма  сопроводительного реестра. Он существенно  упростился. Его подают те компании, которые отчитываются лично, а не электронно. То есть совсем небольшие организации с численностью менее 10 человек.

Остановимся на еще одном  важном изменении, которое внес закон  № 229-ФЗ. С 2011 года будет существенно скорректирован порядок возврата излишне удержанного НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ). Эта процедура будет выглядеть следующим образом.

Если налоговый агент  обнаружил, что удержал НФДЛ в  большей сумме, чем положено, он обязан в течение 10 дней сообщить об этом налогоплательщику. Работник, в свою очередь, вправе подать заявление на возврат налога. С даты его получения у работодателя есть три месяца, чтобы вернуть деньги. В случае нарушения этого срока налоговый агент будет обязан заплатить работнику проценты за каждый день просрочки (исходя из ставки ЦБ РФ).

Возврат излишне удержанной суммы возможен за счет предстоящих  платежей по НДФЛ, причем не только по данному работнику, но и по другим сотрудникам компании (до сих пор Министерство финансов возражал против этого). Вернуть налог нужно будет на банковский счет, указанный работником в заявлении.

Если суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, недостаточно, чтобы вернуть работнику излишне удержанный налог, налоговый агент может обратиться в свою инспекцию за возвратом переплаты. Вместе с заявлением на возврат (подается в течение 10 дней с даты получения соответствующего заявления работника) нужно будет представить выписку из регистра налогового учета, и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление налога.

Кроме того, теперь законодательно закреплено, что пока средства из бюджета не поступили на счет налогового агента, он может вернуть деньги работнику из собственных средств.

Отметим, что описанная  выше процедура должна применяться  и в том случае, если налоговый агент неправомерно удерживал НДФЛ после того, как работник принес уведомление о предоставлении имущественного вычета. Об этом специально сказано в пункте 4 статьи 220 НК РФ.

Если же излишнее удержание  налога произошло из-за того, что  в начале года работник имел статус нерезидента (ставка налога 30%), а затем стал резидентом (ставка 13%), следует применять другое правило. Оно закреплено в новом подпункте 1.1 статьи 231 НК РФ. В нем сказано, что возврат НДФЛ в связи с пересчетом налога, вызванного приобретением статуса резидента, производится налоговым органом, в котором физическое лицо поставлено на учет по месту жительства (месту пребывания). В этом случае по окончании налогового периода подается налоговая декларация, а также документы, подтверждающие приобретение статуса резидента.

Из данной нормы напрашивается  вывод, о том, что со следующего года компании не будут самостоятельно возвращать иностранным работникам излишне удержанный НДФЛ. Налоговые органы дали другое пояснение. По их словам, пункт 1.1 статьи 231 НК РФ применяется самим налогоплательщиком (перерасчет делает именно он) в случае, когда возврат налога конкретным налоговым агентом невозможен по объективным причинам. Например, иностранный работник уволился из организации еще в тот момент, когда был нерезидентом, либо компания, в которой работал нерезидент, ликвидирована. Кроме того, инспекция должна вернуть НДФЛ иностранцу, который работал у нескольких российских налоговых агентов в течение календарного года более 183 дней по совокупности. При этом, по мнению налоговиков, работнику не придется подтверждать в инспекции по месту жительства обстоятельства, по которым возврат налога у налогового агента не возможен.

Во всех остальных  случаях возврат налога осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 231 НК.

В заключение отметим, наиболее важные изменения, актуальные для физических лиц:

— чтобы получить стандартные  вычеты в налоговой инспекции помимо документов, подтверждающих право на вычет, надо подать налоговую декларацию (п. 4 ст. 218 НК РФ);

— физические лица, с  дохода которых налоговый агент  не удержал НДФЛ, должны уплатить налог  в общем порядке, то есть не позднее 15 июля следующего года (п. 5 ст. 228 НК РФ утратил силу);

— физические лица, которые  перестали получать выплаты, указанные  в статье 228 НК РФ (например, от продажи имущества или от сдачи имущества в аренду) должны подавать декларации в общем порядке, то есть до 30 апреля следующего года (изменения внесены в п. 3 ст. 229 НК РФ).

Размеры детских вычетов

1400 руб. Вычет на первого или второго ребенка до 18 лет. Такой же вычет полагается за сына или дочь до 24 лет, которые учатся по очной форме.

3000 руб. Вычет на третьего или последующего ребенка до 18 лет. Либо студента-очника, которому еще не исполнилось 24 года.

3000 руб. Вычет на ребенка-инвалида до 18 лет или инвалида I или II группы до 24 лет при условии, что он обучается по очной форме.

Важно! Сумма удваивается, если родитель является единственным. Вычет складывается, если родитель отказался от него в пользу другого.

 

3.2 Проблемы исчисления  и уплаты НДФЛ

 

В условиях рыночной экономики  одной из основных причин введения единой пониженной ставки налога называлась необходимость ликвидации получивших широкое распространение так называемых «серых» форм выплаты заработной платы сотрудникам организаций, не учитываемой в налоговой базе. Но работодателю в конечном итоге не так уж и важно, по какой ставке и в каком размере уплачивают налоги с доходов его наемные работники. Следовательно, проблема «серых» форм выплаты зарплаты проистекает в основном не из-за высоких или низких ставок налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, выплата части (причем большей) заработной платы в конвертах, минуя расчетные ведомости, продолжается и носит массовый характер.[38]

В настоящее время  существует множество проблем при  взимании и уплате налога на доходы физических лиц. Одной из проблем  является определения объекта налогообложения по НДФЛ. В ст. 209 НК РФ обозначен объект налогообложения, но, не смотря на это, возникают недопонимания.

На основании ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации  объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц для резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для нерезидентов - только доход, полученный на территории России. При этом в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ устанавливаются только особенности определения дохода как объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Само определение данного понятия содержится  в ст.41 НК РФ. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. 

Таким образом, основным критерием для отнесения тех  или иных поступлений в адрес налогоплательщика является критерий их экономической выгодности. Однако определения понятия «выгода» в налоговом законодательстве не содержится. Учитывая, что данное понятие является оценочным и может иметь различные толкования, то выбранный законодателем способ определения дохода через экономическую выгоду является не совсем удачным.[36]

В словарях можно встретить следующие определения понятия «выгода»: 
1. Выгода - прибыль, польза, извлекаемая из чего-нибудь, преимущество, интерес (чаще материальный).  
2. Выгода - получение определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли.

Принимая во внимание вышеуказанные определения можно  прийти к выводу, что экономическая выгода подразумевает под собой превышение сумм, поступивших лицу, над расходами, связанными с получением этой суммы. Однако, исходя из статей главы 23 НК РФ, можно сделать вывод, что любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приведенный в НК РФ. Признавая доходом все поступления в адрес налогоплательщика, можно прийти к выводу, что доходом являются также денежные средства, получаемые налогоплательщиком на началах возвратности и срочности, в том числе по договорам займа и кредитным договорам, а также получаемые для исполнения поручения третьего лица, суммы убытков и возмещения имущественного ущерба, задолженности налогоплательщика по истечении срока исковой давности и другие, которые фактически не должны признаваться доходом.[21]  
         Ст.  217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает. Однако и в этом случае возникают разногласия в понимании. Так, например, спорной является ситуация возникающая в связи с задержкой выплаты заработной платы работодателем. В соответствии со статьей 236 Трудового Кодекса работодатель обязан выплатить проценты при задержке зарплаты. При этом существует проблема налогообложения данных процентов.

Таким образом, подобная неоднозначность и нечеткость законодательных  положений,  касающихся определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц ведет к различной трактовке отнесения тех или иных сумм к объекту налогообложения налогом на доходы физических лиц, что в результате приводит к нарушению принципа установления законом объекта налогообложения, злоупотреблениям со стороны налоговых органов и, как следствие, нарушению прав налогоплательщиков.

Рассмотрим ещё одну немаловажную проблему. В настоящее время все чаще возникают ситуации, когда работодатели привлекают иностранных работников, а это вызывает много вопросов у бухгалтеров. В последнее время в налоговое законодательство было внесено много изменений связанных с налогообложением НДФЛ иностранных работников. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами. Однако, привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работ, работодатель может только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданных в установленном законом порядке.

Согласно  НК РФ плательщиками НДФЛ являются резиденты и нерезиденты. В целях исчисления сумм налога на доходы физических лиц организация — налоговый агент должна определять налоговый статус работника на каждую дату выплаты доходов. В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов. Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов».

На практике встречаются  ситуации, когда с иностранным работником заключается трудовой договор на срок, превышающий 183 дня, т.е. фактически он уже является резидентом РФ. Вопрос состоит в том, какую ставку должен применить бухгалтер. Минфин РФ в своем письме от 03.07.2007 №03-04-06-01/207, указал, что определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в РФ НК РФ не предусмотрено. Следовательно, облагать доход по ставке 13% работодатель сможет только после фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в РФ.

Документами, подтверждающими  фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки  с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации.

Ответственность за правильность определения налогового статуса  физического лица — получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом. Поэтому, если есть сомнения в отношении резидентства принятого на работу сотрудника, особенно если он иностранец, следует позаботиться о том, чтобы он подтвердил свой статус.

Налоговый статус физического  лица в течение текущего налогового периода может изменяться. В этом случае сумма НДФЛ удержанная с работника подлежит корректировке.

Если на дату выплаты  дохода физическое лицо не являлось налоговым  резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30%, подлежит пересчету по ставке 13%.[36]

Для наглядности вышеизложенного  рассмотрим пример. Организация в январе 2011 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40 000 руб. В период с января по июнь 2011 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит: 72 000 руб. (40 000 руб. × 6 месяцев ×30%). В июле месяце работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила – 36 400 руб. (40 000 руб. × 7 месяцев × 13%). Излишне удержанный налог в размере 35 600 руб. (72 000 – 36 400) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.

Также необходимо обратить внимание и на стандартный налоговый  вычет. Если работник не является налоговым резидентом, то стандартный налоговый вычет ему не предоставляется.  В том случае, если 183 дня истекло, и физическое лицо изменило свой налоговый статус, а, следовательно, изменилась и ставка налога, то при перерасчете иностранцу следует предоставить стандартный вычет за все прошедшие месяцы. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Организация в январе месяце 2011 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40 000 руб. В период с января по июнь 2011 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит: 72 000 руб. (40 000 руб. × 6 месяцев × 30%). В июле месяце 2011 г. работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила – 36 036 руб. (40 000 руб. × 7 месяцев) –(400 руб. × 7) × 13%. Излишне удержанный налог в размере 35 964 руб. (72 000 – 36 036) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.

Информация о работе Пути совершенствования НДФЛ на примере зарубежного опыта