Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

налоги и налогообложение.docx

— 67.72 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов  в налоговых системах всех стран  мира – налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и  местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения  в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные  чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке  взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

В данной работе приведены характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления  совершенствования, раскрытие его  сущности и назначения в быстро развивающейся  налоговой системе России.

Большое внимание уделено  порядку расчета базы по налогу на доходы физических лиц, как необходимому элементу налогового учета,  представлены примеры заполнения документов налогового учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе

 

1.1 Сущность и  содержание налога на доходы  физических лиц

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки, важно  понимать его природу, функции, значение для экономики, в чем есть определенная сложность, обусловленная тем, что  налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. Русский  экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил данную особенность налога: «С одной стороны, налог - один из элементов  распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены), собственно, и началась экономическая  наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций  государства».

Экономическая природа налога заключается в определении источника  обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог  на частные хозяйства и народное хозяйство в целом, т.е. обнаруживает себя в сфере производства и распределения.

Практика налогообложения  опережала финансовую науку, которая  не подготовила, говоря современным  языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства  сталкивались с неприятием налогов  населением, уклонением от их уплаты.

Непосредственным результатом  введения налогов является материальный ущерб для плательщика. На ранних этапах развития налоговой системы, когда государственные доходы еще  не отделяются от личного имущества  короля, против налогов возражают  с позиций неприкосновенности частной  собственности и допускают их лишь в чрезвычайных случаях как  экстраординарный источник государственных  доходов. Так смотрит на налоги выдающийся представитель школы меркантилистов Ж. Боден, не говоря уже о более  ранних итальянских экономистах XV - начала XVI в.

Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад  в доходы государственных бюджетов многих стран, от 12% (Франция) до 41% (Канада) всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть  населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного  веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных  теоретических школ.

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Можно выделить три функции  налогов:

- распределительную;

- фискальную;

- контрольную.

Причем распределительную  функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С  ее помощью образуются государственные  денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части  доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т.п. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции  с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый  век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением  его функций и определенной политикой  социальных групп, находящихся у  власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические  и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом  регулировании доходов населения  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство  налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней  в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении  налоговой ставки.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта, например работники, своим  трудом создающие материальные и  нематериальные блага и получающие определенный доход, структура налога показана на рисунке 1.

 

Рис.1 Структура налога на доходы физических лиц

 

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в  бюджет области и является одним  из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

 Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14%.

Для того чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить  налоговую систему и тем самым  снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать  ставки налогов на доходы (имеются  в виду доходы всех экономических  агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают  определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения  невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение  ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как  чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и  тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая  часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки  зрения есть противники, считающие, что  прогрессивное налогообложение  тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Типичными примерами льгот  и вычетов по налогу на доходы физических лиц являются: не облагаемый налогом  минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может  изменяться, вычеты на детей и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные  пособия, профессиональные льготы и  т.д.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе  РФ есть некоторая особенность в  порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются  налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов  зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в  течение года. Получить основную сумму  дохода предпочтительнее в конце  года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет  больше, чем если бы большая часть  дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы  дохода, будет отличаться в зависимости  от времени получения дохода.

Такое неравенство в отношении  причитающегося к уплате налога с  одинаковых сумм дохода некоторые критики  называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет  равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой  же доход в конце года.

Информация о работе Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе