Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

налоги и налогообложение.docx

— 67.72 Кб (Скачать файл)

При этом следует иметь  в виду, что положения подп.4 п. 1 статьи 219 Кодекса распространяются только на правоотношения, возникшие  с 1 января 2007 года, т.е. в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками, начиная с 1 января 2007 года. (Подпункт дополнительно включен с 01.01 2008 года Федеральным законом от 24.07. 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01 2007 года).

Социальные налоговые  вычеты, предусмотренные п.1 ст. 219 Кодекса, предоставляются на основании письменного  заявления налогоплательщика при  подаче налоговой декларации в налоговый  орган налогоплательщиком по окончании  налогового периода. Для получения  социального налогового вычета, установленного подп.4 п.1 статьи 219 Кодекса, налогоплательщику  необходимо представить документы, подтверждающие его фактические  расходы по негосударственному пенсионному  обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

 Такими документами,  в частности, являются :

- копия пенсионного договора  с НПФ Сбербанка;

-  платежные документы,  подтверждающие уплату пенсионных  взносов налогоплательщиком-вкладчиком;

-  копия документа,  подтверждающая родство с физическими  лицами, в пользу которых налогоплательщик  уплачивал пенсионные взносы; 
- копия лицензии НПФ Сбербанка, заверенная подписью руководителя и печатью НПФ. (Данный документ не представляется в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ). 
         В случаях, когда работниками предприятия (организации) заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ, при этом пенсионные взносы вносятся на счет НПФ ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

Согласно ст. 229 НК РФ обязанность  по сдаче налоговой декларации возложена  только на лиц, самостоятельно уплачивающих налог. Вместе с тем, в п. 2 данной статьи установлено, что лица, на которых  не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить  такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

        Таким образом,  предоставление социальных налоговых  вычетов ставится в зависимость  от сдачи налоговой декларации  даже теми лицами, которые не  обязаны ее сдавать. Следовательно,  если налоговая декларация сдается,  то социальные вычеты предоставляются;  если не сдается, то вычетов  нет.

Невостребованная (оставшаяся) сумма  социальных налоговых вычетов (сумма  превышения вычетов над доходами) на следующий год не переносится. Так, согласно п. 3 ст. 210 НК РФ, в случае превышения суммы налоговых вычетов  в налоговом периоде над суммами  доходов, облагаемых по общей налоговой  ставке 13%, подлежащих налогообложению  за этот же налоговый период, применительно  к этому налоговому периоду налоговая  база принимается равной нулю. При  этом на следующий налоговый период разница между суммой налоговых  вычетов в этом налоговом периоде  и суммой указанных доходов не переносится.

П.1 ст. 229 НК РФ установлено, что налоговая  декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим, налогоплательщиками, указанными в  ст.ст. 227-228 НК РФ.С учетом положений  п. 8 ст. 78 НК РФ налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов могут быть представлены налогоплательщиками, поименованными в п. 1 и п. 2 ст. 229 НК РФ, в течение  трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены  соответствующие расходы. Налогоплательщики  вправе получить Справки о произведенных  расходах в течение трех лет после  окончания налогового периода, в  котором были произведены соответствующие  расходы.

        Заявление  налогоплательщика о возврате  суммы налога в связи с предоставлением  социальных налоговых вычетов  может быть подано одновременно  с подачей налоговой декларации  и заявления о социальных налоговых  вычетах с приложением документов, подтверждающих расходы налогоплательщика,  указанные в подп. 1-3 п. 1 ст. 219 НК  РФ.

         Налоговый  орган проверяет основания для  предоставления вычетов и осуществляет  физическим лицам возврат переплаченного  налога.

 

 

2.4. Порядок и  особенности исчисления налога.

  Глава 23 НК РФ предусматривает  порядок исчисления и уплаты  налога на доходы физических  лиц как у источника выплат, так и на основании налоговой  декларации.

  Источниками выплат  доходов могут выступать Российские  организации, индивидуальные предприниматели  и постоянные представительства  иностранных организаций в Российской  Федерации. Налоговые агенты обязаны исчислять,  удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Под налоговыми агентами законодательство понимает юридических и физических лиц, выплачивающих разные доходы физическим лицам.

 Дата фактического  получения дохода физическим  лицом определяется как 

- день выплаты дохода  - при получении дохода в денежной  форме;

- день передачи доходов  в натуральной форме – при  получении доходов в натуральной  форме;

- день уплаты налогоплательщиком  процентов по полученным заемным  средствам, приобретения товаров  (работ, услуг), приобретения ценных  бумаг – при получении доходов  в виде материальной выгоды.

 При  получении дохода  в виде оплаты труда датой  фактического получения налогоплательщиком  дохода признается последний  день месяца, за который ему  был начислен доход за выполненные  трудовые обязанности в соответствии  с трудовым договором.

В п.6 ст.226 НК РФ установлены  следующие сроки для перечисления налога налоговым агентом (таблица 1):

             Вид дохода

Дата перечисления налога

Выплата заработной платы. Деньги на зарплату получены по чеку в банке

День получения наличных денежных средств в банке

Заработная плата перечисляется  на банковский счет работника или  по его распоряжению на счета третьих  лиц

День перечисления денежных средств  со счета налогового агента

Выплата заработной платы из выручки  предприятия

День, следующий за днем

выплаты заработной платы

Выплата других доходов в денежной форме

День, следующий за днем

 выплаты дохода

Выплата доходов в натуральной  форме

День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы  налога

Выплата доходов в виде материальной выгоды

День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы  налога


                                                                                                      Таблица 1

  Таким образом, для налогового агента установлены три срока исполнения его налоговых обязательств, а именно:

- дата исчисления налога (она совпадает с датой получения  дохода);

- дата удержания налога (только в день фактически производимых  денежных выплат налогоплательщику);

- дата перечисления налога (возможно только после удержания  налога из доходов налогоплательщика).

  Налоговые агенты  рассчитывают налог по доходам,  в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, по итогам каждого месяца в следующем порядке.

Определяется общая сумма  полученного налогоплательщиком дохода нарастающим итогом с начала календарного года по расчетный месяц включительно.  Суммируются все полученные налогоплательщиком доходы, в отношении которых применяется ставка 13%.

Определяется налоговая  база: из общей суммы доходов исключаются доходы, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

  В соответствии п.2 ст.210 НК РФ сумма налога применительно  к доходам, в отношении которых  применяются иные налоговые ставки (9%, 30% и 35%), исчисляется налоговым  агентом отдельно по каждой  сумме указанного дохода, начисленного  налогоплательщику.

 Налог удерживается  налоговым агентом непосредственно  из доходов налогоплательщика  и за счет любых денежных  средств, выплачиваемых ему, при  фактической выплате денежных  средств. Удерживаемая сумма налога  не может превышать 50 % суммы  выплат. Исчисление суммы налога  производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

         В соответствии с положениями  ст. 227 НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты налога теми лицами, которые обязаны подавать налоговые декларации в налоговые органы по месту их постановки на налоговый учет.

Исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят:

1) физические лица, зарегистрированные  в установленном действующим  законодательством порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся  частной практикой, адвокаты, учредившие  адвокатский кабинет, и другие  лица, занимающиеся в установленном  действующим законодательством  порядке частной практикой, - по  суммам доходов, полученных от  такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, рассматриваются в качестве налоговых  агентов в отношении доходов, выплачиваемых ими физическим лицам  за выполнение работ (услуг) на основе заключенных с такими работодателями трудовых договоров.

Указанные налогоплательщики  исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, самостоятельно в порядке, установленном  ст. 225 НК РФ.  Налогоплательщики обязаны  представлять в налоговый орган  по месту своего учета налоговую  декларацию по форме 3-НДФЛ в сроки, установленные ст. 229 НК РФ. Форма  декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 162н (см. Приложение3).

         Общая сумма налога, подлежащая  уплате в соответствующий бюджет  и исчисленная в соответствии  с налоговой декларацией с  учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета  налогоплательщика в срок не  позднее 15 июля года, следующего  за истекшим налоговым периодом.

          Если в течение года налогоплательщик  начал осуществлять предпринимательскую  деятельность или заниматься  частной практикой и у него  появились доходы, он обязан представить  налоговую декларацию с указанием  суммы предполагаемого дохода  от указанной деятельности в  текущем налоговом периоде в  налоговый орган. Это нужно  сделать в пятидневный срок  по истечении месяца со дня  появления таких доходов. Сумму  предполагаемого дохода определяет  налогоплательщик. Он указывает  ее в налоговой декларации  по форме 4-НДФЛ.

 Сумму авансовых платежей  на основании налоговой декларации  и прилагаемых к ней документов  исчисляет налоговый орган. Он  рассчитывает сумму авансовых  платежей на текущий налоговый  период на основании суммы  предполагаемого дохода, указанного  в налоговой декларации, или суммы  фактически полученного дохода  от указанных видов деятельности  за предыдущий налоговый период  с учетом налоговых вычетов,  предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК  РФ.

   Налогоплательщики  уплачивают авансовые платежи  по налогу на доходы физических  лиц на основании налоговых  уведомлений: 

1) за январь - июнь - не  позднее 15 июля текущего года  в размере половины годовой  суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не  позднее 15 октября текущего года  в размере одной четвертой  годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь  - не позднее 15 января следующего  года в размере одной четвертой  годовой суммы авансовых платежей.

 Если в налоговом  периоде доход увеличился или  уменьшился более чем на 50%, налогоплательщик  обязан представить налоговую  декларацию с указанием суммы  предполагаемого дохода от осуществления  деятельности на текущий год.  В этом случае налоговый орган  производит перерасчет сумм авансовых  платежей на текущий год по  ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых  платежей налоговый орган производит не позднее пяти дней с момента  получения новой налоговой декларации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практика исчисления налога на  доходы физических лиц

Информация о работе Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе