Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:41, шпаргалка
1.История возникновения и развития налогов и налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финан¬совых институтов. Они возникли одновременно с госу¬дарством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:1. IV в. до н.э. — V в. н.э. появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания
1.История возникновения
и развития налогов и
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:1. IV в. до н.э. — V в. н.э. появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. В начале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.2.V-XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат — взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе — вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.3. Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.4. Начало XX в.: становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.Теории налогообложения:1) теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев): налог — результат договора между гражданином и государством, согласно которому гражданин платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги;2) атомистическая теория (Монтескье, Де Вобан): налог — плата за услуги (реальные и абстрактные: право жить в цивилизованном обществе);3) теория удобств (Де Сисмонди): налогЩдена, уплачиваемая гражданином за полученное им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности;4) теория страхования (Тьер, Жирардер, МакКуллох): налог — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.5) теория налогового нейтралитета (Смит, Риккардо): налог — финансирование государственных расходов, роль налогов должна ограничиваться пополнением государственной казны, использование налогов для регулирования экономики невозможно;6) кейнсианская теория (Кейнс): налог — главный рычаг регулирования экономики, непременное слагаемое успешного развития экономики;7) теория жертвы (Мильгаузен): налог — пожертвование подданных своему государству.
2.Налоговая идеология. Классические налоговые теории.
теория обмена-суть теории заключалась
в том, что через налог граждане покупают
у государства услуги по охране от нападения
извне, поддержанию порядка и т.д. Однако
данная теория была применима только в условиях
средних веков, когда за пошлины и сборы
покупалась военная и юридическая защита,
так, как будто бы между королем и подданными
действительно заключался договор. В таких
условиях теория обмена являлась формальным
отражением существующих отношений. Разновидностью теории
обмена является атомистическая теория
3.Современные теории
налоговых отношений и их
Наука о налогах гораздо моложе налоговой
практики. Научная мысль начинает активно
работать, когда какие-то сложившиеся отношения, в данном случае
налоговые, становятся значимым элементом
в жизнеобеспечении. Ученые стали всерьез
заниматься налогами только начиная с
XVII в., и их интерес к ним возрастал по мере
перехода от феодальных отношений к капиталистическим.
За три с лишним столетия совместными
усилиями ученых Запада и России на фундаменте
богатейшего анализа была создана классическая теория налогообложения(
Кризисные процессы конца 70-х – начала 80-х гг. и сопровождавшая их устойчивая инфляция подорвали безоговорочное до того доверие к кейнсианству. Наступил «второй кризис экономической теории» Запада в XX в., под которым прежде всего подразумевается кризис кейнсианства как генеральной концепции государственного воздействия на экономику через совокупный спрос и приоритет налогово-бюджетной политики. На этой волне усилиями главным образом экономистов США сформировалась теория экономики предложения. Ее представители (А. Лаффер, М. Фелдстайн и др.) выдвинули совсем иную модель налогообложения прибыли. Вместо прежнего сочетания высоких ставок с широкой системой налоговых льгот было предложено сочетание умеренных ставок сограниченной системой льгот. Применительно к индивидуальному налогу теоретики «экономики предложения» обосновали идею резкого уменьшения его прогрессивности. С 80-х гг. и до середины 90-х почти все правительства развитых государств (начиная с США) проводили налоговые реформы под знаменем этих теорий (сокращали ставки налога на прибыль, льготы, повышали необлагаемый минимум, снижали индивидуальное подоходное обложение. Так, максимальная ставка индивидуального налога была снижена в Японии и Англии на 20 %, Швеции – на 25 %). Налоговые реформы сыграли свою положительную роль в стимулировании экономического роста, хотя идеи теоретиков «экономики предложения» оправдали себя не полностью. В частности, не произошло обещанного быстрого компенсирующего наполнения доходной части госбюджета и потребовались новые финансовые источники для покрытия возникшей недостачи налоговых поступлений. Решающими направлениями реформы косвенного обложения были: резкое расширение значения НДС; снижение роли таможенных пошлин и четкое размежевание развитых стран на две группы по относительной значимости косвенных налогов. В настоящее время НДС – главный среди косвенных налогов. Только в США и Австралии превалирует налог на продажи (универсальный акциз). Значение таможенных пошлин снизилось под воздействием ГАТТ (Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли). Средняя величина этих пошлин снизилась с 40–60 % в 1945–1947 гг. до 3–5% в конце 80-х гг. Так, в конце 90-х гг. импортные пошлины в развитых странах составляли 2,5 % всех налоговых поступлений центральных бюджетов, экспортные – 0,015; в африканских странах соответственно – 27,5 и 9,7; в странах Ближнего Востока – 26,6 и 0,2 %; в азиатских, не входящих в ОЭСР, – 23,5 и 2,9 %; в латиноамериканских – 21,5 и 2,5 %. Итак, «экономика предложения» привела к следующим результатам: • фискальная роль налога на прибыль стала незначительной (кроме Японии); • главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному подоходному налогу и отчислениям на социальное страхование;• в большинстве стран велика роль НДС – от 15 до 50 % всех налоговых поступлений плюс от 7 до 10 % – акцизы;• налоги на имущество приносят в казну от 3–4 до 10 %, причем чем выше данный показатель, тем больше в нем доля поимущественного налога на физические лица.В последние два десятилетия экономическая мысль Запада активно работает и ни на миг не выпускает налогообложение из поля своего самого пристального внимания. За это время вошла в жизнь новая наука –экономика общественного сектора, рассматривающая государство как партнера по предоставлению обществу услуг, за которые оно согласится платить, если последние будут стоить ему дешевле, чем в частном секторе. К настоящему времени появилось очень много налоговых проблем в связи с усилением процессов международной интеграции (глобализации) мировой экономики, а также компьютеризацией расчетов. Процесс реализации стал настолько мобильным, что в доли секунды вместе с товарооборотом за рубеж «убегают» и налоги. России необходимо со всей тщательностью изучать опыт Запада, но не копировать, а перенимать его отношение к теоретическим исследованиям как к необходимому, первичному элементу налоговой политики.
4.История возникновения и развития налогообложения в дореволюционной России.
1.Допетровская эпоха (IX-XVIIв.в) 1. С объединением Древнерусского государства (конец IX в.) основным источником доходов казны является дань – прямой налог (подать собираемый с населения. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг. Дань платили предметами потребления или деньгами. 2. Во временя Золотой Орды (1243-1480) появляются различного вида подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом.Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.3. В XIV-XV в.в., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну – в виде натуральных сборов. Иоанн III закрепляет исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань. 4. К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. 5. В период феодальной раздробленности (XIII- XIV) кроме указанных видов налогообложения распространяются судебные, торговые пошлины,а также пошлины с соляных варниц, серебряного литьяи др. 6. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме. 7. В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645, первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадках, обложили общим посадским тяглом. Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. 8. В XV-XVI вв.(период становления русского централизованного государства) распространение получает подать, поступавшая в казну великого князя московского (впоследствии – царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». 2. Налоговая реформа Петра I (XVIIIв.)
1.Основные статьи расходов
казна в этот период – армия
и флот. Для покрытия дополнительных
расходов вводятся
5.Налогообложение в СССР.
Налог на прибыль в Советском Союзе не носил налогового характера. Платежи государственных предприятий, доходы, полученные в плановом порядке распределялись и рассчитывалась по определенной форме и вносилось 10, 20 и 28 числа каждого месяца в доход бюджета. C 1975 в СССР Налог с оборота - разница между оптовой и розничной ценой взимался преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. Налог с оборота, наряду с отчислениями от прибыли, составлял основную часть -80 % бюджета СССР. Налог с оборота платился независимо реализации товара. Такой порядок не давал предприятиям возможности своевременно реагировать на изменение спроса. Это регрессивная схема налогообложения устарела, с развитием рыночных отношений в России. Потребовалась серьезная реорганизации исчисления и взимания налога с оборота. С 1975 года гражданам СССР не нужно было беспокоиться о собственном благосостоянии, «закрома» родины уже ломились от изобилия, военная мощь любимой страны неизменно возрастала, пенсия, хоть и мизерная, но гарантированная, маячила на горизонте. Правильная, самая справедливая в мире политика налогообложения в СССР. Подоходный налог - «Уравниловка» - прекрасный, почти по Маяковскому, поэтический термин. Если ты зарабатываешь менее 70 р. в месяц, если ты студент, пенсионер, военнослужащий срочной службы - с тебя налог не возьмут, возьмут его с элемента – заработки которого выше. В 70е годы ХХ века в СССР различались группы плательщиков. Их было 5;– 1) рабочие и служащие; 2) литераторы, работники искусства ,3)лица, занимающиеся частной практикой - врачи, предприниматели, 4)кустари, 5) другие лица, работающие не по найму. Так называемые «прогрессивные» ставки Подоходного налога в СССР - были наименее низкими в первой категории и наиболее высокими в последних. Не облагались налогами всевозможные государственные, ленинские, премии, вознаграждения за открытия, рационализаторские предложения – но не свыше -1000р. Советские граждане, создавая законную ячейку общества, сразу же облагались налогом на бездетность. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. «Плодитесь и размножайтесь» граждане - негласный лозунг, некий контроль морали и нравственности, коррекция облика гражданина СССР. Налог утратил свою силу с распадом СССР. Некоторые налоги времен СССР – кажутся вполне «невинными», по сравнению с нынешнем налогообложением в государстве. Возможно, налог на бездетность – и не был ошибкой. Взимался он с граждан СССР 40 лет. Но не был направлен «адресно» - на улучшение уровня жизни детей в нашем государстве.
6.Налоговая реформа в России в 1992 г., ее необходимость и значение. Структура современной налоговой системы России.