Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:41, шпаргалка
1.История возникновения и развития налогов и налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финан¬совых институтов. Они возникли одновременно с госу¬дарством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:1. IV в. до н.э. — V в. н.э. появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания
В условиях плановой экономику действовавшей в нашей стране, налоговая система не играла роли эффективного регулятора экономических процессов и тенденций. В определенной мере отсутствие реально действующей налоговой системы обусловило системный кризис советской экономики в конце 1980-х годов.Как известно, налоговая система является необходимым элементом рыночного механизма Поэтому в РФ с 1 января 1992 г. введена в действие новая налоговая система, которая и стала одним из шагов российского правительства к переводу российской экономики на рыночные отношения. В течение первого года, после ввода в действиеновой налоговой системы, правительствуудавалось обеспечить достаточно высокий уровень налоговых поступлений Связано это со следующим во-первых, с большим количеством введенных налогов, которые, как правило, на начальном этапе могут обеспечивать рост доходов бюджета; во-вторых, с началом процесса разгосударствления и приватизации государственного имущества;в-третьих, с высокими налоговыми доходами, в основном связанными с ростом потребительских цен. Последний был результатом либерализации ценообразования. Однако в последующие годы, до введения в действие ( с 1 января 1999 г.) Налогового кодекса, в РФ сложилась ситуация неуправляемого падения налоговых доходов государства. Связано это было с теми же причинами, что и в первый год после налоговой реформы, когда был обеспечен рост налоговых доходов государства. Развал государства (бывшего Советского Союза) и образование на его развалинах самостоятельных государственных образований привели к разрушению сложившихся устойчивых межотраслевых и внутриотраслевых экономических связей. Развал системы экономических связей губительно повлиял на деятельность крупных предприятий, составлявших основу экономики страны, а изъятие за исключительно короткие сроки из государственной собственности имущества и недоведение до конца обещанной его приватизации привели к полной остановке деятельности предприятий и организаций. Последние, как известно, являются плательщиками всех установленных государством налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. За все годы после ввода в действие новой налоговой системы до принятия первой части Налогового кодекса в Российской Федерации наблюдалось падение уровня поступления налогов в бюджет. Повышение сумм поступавших в бюджет налогов связано было в основном с получением инфляционного дохода предприятиями и организациями, продолжающими еще действовать на тот период. Проводившаяся Правительством РФ налоговая политика была подчинена обеспечению максимального поступления налогов и сборов в бюджет, а это было возможно только при увеличении налоговой тяжести на каждого конкретного налогоплательщика. Тяжесть налогообложения увеличивалась автоматически. Экономический кризис, порожденный молниеносным развалом плановой экономики и желанием столь же стремительно построить рыночную экономику, привел к снижению экономических, финансовых, инвестиционных возможностей. При этом количество налогов и размеры их ставок, уплачиваемых каждым конкретным налогоплательщиком , фактически не менялись. Многочисленные изменения и дополнения, вносившиеся в законы по конкретным налогам, носили поверхностный и не принципиальный характер. В связи с реформированием налоговой системы в Российской Федерации высказывались две принципиально разные точки зрения. Согласно одной из них, следует воздерживаться от резких перемен в налоговой системе, чтобы дать субъектам налоговых отношений время привыкнуть к действующей системе налогообложения и за это время отрегулировать налоговые механизмы и процедуры, с помощью которых можно добиться более равномерного распределения налогового бремени, и на этой основе в дальнейшем перейти к общему снижению налоговых ставок, а также сформировать эффективную систему налогового контроля. Другая точка зрения основывалась на необходимости максимального уменьшения налогового бремени для производителей материальных благ либо путем снижения налоговых ставок, либо путем перераспределения налогового бремени, чтобы поддержать экономический рост.Для вывода российской экономики из состояния кризиса необходимы более радикальные меры, чем те, которые были предприняты Правительством РФ до ввода Налогового кодекса. С вводом в действие Налогового кодекса налоговая система стала более ясной и определенной, налогообложение сориентировано в социальном направлении, более четко регламентированы взаимоотношения между субъектами налоговых отношений, конкретнее определен налоговый механизм и т.д. Однако на современном этапе значение налоговой политики определяется не только вопросами налогообложения, она служит инструментом реализации экономической политики государства. Экономический рост — центральный пункт экономической политики государства. Именно с ним связаны показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни граждан.Цель налоговой политики на современном этапе должна сводиться, главным образом к стимулированию производства товаров (услуг) народного потребления и поддержанию инвестиционной активности в производительном секторе Для этого необходимо создать условия защиты налогового иммунитета предприятий-производителей путем установления ставок амортизационных отчислений адекватных налоговым, отмены сложного механизма налогообложения добавленной стоимости ( НДС) и установления всеобщего налога с продаж, которого никто не сможет избежать. Действующая система налогообложения доходов граждан имеет ряд недостатков, главным из которых является налогообложениеминимально необходимых доходов граждан, позволяющих обеспечивать им воспроизводство общественно- приемлемых условий существования. Для этого необходимо привести в соответствие с реальным уровнем минимально необходимых доходов минимальный размер оплаты труда (МРОТ), законодательно устанавливаемый и освобождаемый от подоходного обложения. Это, безусловно, должно привести к снижению либо к сокращению предоставляемых государством бесплатных социальных услуг гражданам, либо к принятию в зачет всех форм разовых выплат, получаемых гражданином от государства. Так, к минимальной социальной пенсии могут быть установлены солидные надбавки в случае возврата государству, например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, получаемых в порядке льготной приватизации, и т.д. Научный подход к определению природы категории « налог» предполагает полное использование функций налогов, что в свою очередь позволяет правильно классифицировать налоги, создать четкий налоговый механизм и вести научно обоснованную и верную исходя из сложившихся политико-экономических и социальных условий налоговую политику. Для создания условий экономического роста и решения соответствующих проблем, в частности структурной перестройки экономики, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, государству необходимы большие доходы, в том числе и налоговые. Для этого нужно иметь стабильное налоговое законодательство и стабильную налоговую систему. Как известно, стабильность закона и стабильность налога — это не одно и то же. Поэтому нельзя забывать и о том, что хороший закон не тот, который упоминает об общечеловеческих ценностях и учитывает все международные стандарты, а тот, который помимо всего этого отвечает современному российскому уровню нравственности, как бы она ни отличалась от «цивилизованной».
7.Экономическая сущность налогов, их объективная необходимость.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства. Принимая участие в перераспределении (а не перераспределяя) НД, налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости. К специфическим признакам налогов можно отнести: - Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов; - Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства; - Участие в экономических процессах общества. Финансовые отношения между государством и населением (физическими и юридическими лицами) по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
8.Классификация налогов, ее критерии. Трехуровневая система налогов.
Классификация налогов осуществляется на основе признаков. Налоги подразделяют на общие и особенные. Общие – налоги, взимаемые с продаж, с имущества и дохода. Особенные – налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода. 2. Налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные. Прямые – налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала). Косвенные – налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например НДС, который вносит в казну продавец, но фактически оплачивает покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара). Безразличные – налоги, источники уплаты которых не имеют значения, поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог на собак). В зависимости от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц. Действующим законодательством предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории России. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Из числа действующих федеральным относятся следующие налоги: • налог на добавленную стоимость; • акцизы; • налог на доходы физических лиц; • единый социальный налог; • налог на прибыль организаций и др. К региональным налогам относятся следующие налоги:• налог на имущество предприятий; • налог на игорный бизнес; • транспортный налог. К местным относятся следующие налоги: • налог на имущество физических лиц; • земельный налог.
9.Принципы налогообложения. Элементы налога.
В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад. Каждый налог содержит все эти элементы. Налогоплательщики и плательщики сборов (субъекты налога и (или) сбора) — организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Объект налога — предмет, в том числе действие, подлежащее обложению (доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и т.д.). Объект налогообложения — предмет на который падает налог: доход, имущество, заработная плата, капитал и т.д. Единица обложения — единица измерения объекта (например, по подоходному налогу — рубль, налогу на землю — га). Налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется по закону налоговая ставка. Она равна объекту за минусом налоговых льгот. Налоговый период представляет собой период времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика по тому или иному налогу (ведение налогового учета, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства). Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые скидки — уменьшение налоговой базы на определенную величину в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом. Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы кредита. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. Характеристика классических принципов налогообложения: справедливости, определенности, удобства, экономии Принцип справедливости требует, чтобы граждане принимали материальное участие в поддержании правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Правило определенности устанавливает, что налог должен быть четно определен, а не произволен, т.е. плательщику известны время, способ и сумма платежа. Правило удобство определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получениядохода. Принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны минимальными.
10.Функции налогов и их взаимосвязь.
Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности. В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать: регулирующую; социальную; контрольную. Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций: для обшей корректировки производственной и социальной активности; защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии; развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности. Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг. Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций. Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.
11. Налоговое планирование на макроэкономическом уровне.
Субъектом планирования выступает государство, регулирующее налоговые поступления путем установления элементов налога. Конкретными вопросами планирования в центре и на местах занимается финансовый аппарат.Нал. планирование на макроуровне — комплексный процесс определения общей суммы налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов разного уровня для выполнения экономических, политических и социальных задач государства.Нал. планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, которые стоят перед налогообложением, и методы их достижения. Все это тесно увязано с налоговой политикой, определяющей организационно-правовые принципы действующей системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов. Важным моментом налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и органами управления различных уровней. Методы распределения налогов между бюджетами разных уровней устанавливаются в законодательном порядке. С помощью нал. планирования как элемента нал. механизма гос-во осуществляет управление экономикой на макро- и микроуровнях. Налоговое планирование решает следующие основные задачи: • формирование налогового законодательства; • построение действенной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации; • определение объема и структуры государственных обязательных платежей; • установление содержания объектов налог-ния и состава налоговой базы; • разработка размера налоговых справок и льгот, а также исполнение всех поставленных задач. В странах со стабильной налоговой системой налоговое планирование осуществляется с применением математического аппарата. В нашей стране, где часто происходят кардинальные изменения системы платежей в бюджет, использование матем-го аппарата в налоговом планировании ограничено. При выполнении намеченных задач налоговое планирование проходит три этапа: • прогнозирование; • текущее планирование; • исполнение и контроль за ним.
12.Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта. Понятие «нал. планирование» на предприятии, в фирме и других хозяйствующих субъектах подразумевает под собой усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема нал. платежей.Нал. планирование явл. важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В шир. понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно подразделить на четыре этапа? На первом этапе решается задача- выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы Напр., предприятие осуществляет торговую деятельность реализуя продукты или медицинские товары. Согласно налоговому законодательству, в сфере торговли медицинскими товара» имеется значительное количество льгот в сравнении с торговле продуктами. Еще большее количество льгот имеется, если предприятие зарегистрировано в офшорной зоне.На втором этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и офшорные зоны). На третьем этапе налогового планирования изучаете возможность максимально полного и правильного использовавния льготного налогообложения, снижения объемов налогов платежей с учетом возможности заключения выгодных сделок наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий. На четвертом этапе учитыв.при нал.план-нии рациональное размещение финансовых средств и активе предприятия с учетом знания рынка. В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое стратегическое. Тактическое налоговое планирование решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер Стратегическое планирование определяет долговременный предприятия в области легального снижения налоговых расходе на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования. Содержание нал. планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объемов конкретны налогов предприятия на очередной финансовый год и средне срочное планирование (на 3 года).Вместе с тем при рассмотрении вопроса налогового планирования следует различать уплату налогов и уклонение от уплаты налогов. При планировании налогов нужно исходить из принципа: все, что не запрещено законом, — разрешено, и это не будет считаться нарушением норм права. Налогоплательщик может разрабатывать прогнозы предстоящих платежей и методы их регулирования в сторону уменьшения, снижая свои фискальные обязательства предусмотренными нормативными актами приемами и способами. Кроме того, налоговые платежи могут быть уменьшены за счет занижения доходов, сокрытия отдельных хозяйственных операций с целью исключения обложения их налогом. В этом случае налоговое планирование будет осуществляться неправомерным путем. Правомерное же планирование может осуществляться методом, основанным на законодательной базе, или методом, не соответствующим законодательной базе, но и не противоречащим ей, т. е. учитываются те особенности налогового законодательства, которые не прописаны применительно к какой-либо операции, совершаемой предприятием в своей хозяйственной деятельности или в процессе производства реализации товаров. При налоговом планировании важно знать и учитывать следующие налоговые льготы:необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения отдельных частей объема налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; освобождение от уплаты налогов на отдельные виды товаров (работ, услуг); понижение налоговых ставок; вычеты из налоговых окладов или налоговых платежей; условия предоставления отсрочек или рассрочек и налоговых кредитов.