Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:41, шпаргалка

Описание работы

1.История возникновения и развития налогов и налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финан¬совых институтов. Они возникли одновременно с госу¬дарством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:1. IV в. до н.э. — V в. н.э. появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания

Файлы: 1 файл

налоги и налогообложение 2003.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

 

33.Налоги и сборы с  физических лиц: экономическое значение  и структура в РФ.

К этой группе налогов относятся: налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, а также ряд других, менее значительных налогов.      Налог на доходы физических лиц. Этот налог традиционно считается центральным среди налогов с населения. Налог на доходы - государственный налог, взимаемый на всей территории РФ по единым ставкам. Большая сумма поступлений от налога на доходы зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налог на доходы построен на резидентском принципе, для определения налогового статуса физического лица используется тест физического присутствия. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Налогообложению подлежит доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме материальной выгоды. Ставки налога на доходы установлены по пропорциональному принципу. Доходы основных видов облагаются по ставке 13% независимо от общей суммы совокупного дохода. Ряд доходов облагается по ставке 35% - доходы от выигрышей в лотереи, сверхвысокие доходы по банковским вкладам и некоторые другие.      Налоги на имущество физических лиц. В настоящее время объем поступлений в бюджет от налогов на имущество физических лиц незначителен. Налоги на имущество физических лиц базируются на территориальном принципе. Налогообложению подлежат два вида объектов: недвижимость, находящаяся на территории РФ; транспортные средства, зарегистрированные в РФ независимо от национального или юридического статуса собственника. Налоговая база определяется на основе стоимости недвижимого имущества и мощности двигателей транспортных средств, количества пассажиромест, вместимости. В отношениях объектов недвижимости ставки налогов изменяются в зависимости от размера базы, т. е. налог является в этой части прогрессивным. Для транспортных средств установлены различные ставки в процентах от МРОТ.     Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, учитывает особенности получения дохода, более дифференцированно подходит к обложению имущества в конкретной ситуации. Налог уплачивает новый собственник имущества. Имущество оценивается на момент открытия наследства или удостоверения сделки дарения. Ставки налога строятся по системе сложной прогрессии с применением налоговых разрядов плательщика.

 

34.Сущность подоходного  налога с физических лиц и  его назначение. Порядок исчисления  и уплата налога.

Общая характеристика НДФЛ     Установлен гл. 23 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2001 года.    По форме обложения является прямым налогом, уплачиваемым с полученного физическим лицом  реального дохода.    Является федеральным налогом, полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.     Является федеральным налогом, полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.    Особенностью НДФЛ является то, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, но ответственность за его исчисление и перечисление в бюджет несут организации (индивидуальные предприниматели), выплачивающие доход, выступая при этом в качестве налоговых агентов.    Является основным бюджетообразующим налогом субъектов РФ: обеспечивает в среднем по всем субъектам около 30% их налоговых доходов.Налогоплательщиками НДФЛ признаются (ст. 207 НК РФ). 1.Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году).2.Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся  налоговыми резидентами РФ (физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней  в календарном году. Объект обложения.    Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: -  от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; - от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.Налоговая база     При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов,  в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым периодом признается календарный год ( согласно статьи 216 НК РФ ).    Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: 1.государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации; 2.государственные пенсии;3.алименты, получаемые налогоплательщиками;4.суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов; 5.суммы единовременной материальной помощи;6.доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если:•проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты;•установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте и так далее, всего 32 пункта.Налоговые вычеты.    Предусмотрено 4 вида налоговых вычетов, на которые налогоплательщик может уменьшить налоговую базу:1.Стандартные налоговые вычеты.2.Социальные налоговые вычеты.3.Имущественные налоговые вычеты.4.Профессиональные налоговые вычеты.     Стандартные налоговые вычеты (согласно статье 218) предоставляются в размере 3000, 500, 400 и 1000 рублей. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Налогооблагаемая база и налоговые ставки НДФЛ.     По ставке 35 % облагаются стоимости: 
- любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;  - процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных  в статье 214 части 2 НК РФ.  - сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных  в пункте 2 статьи 212 НК РФ.     По ставке 30% облагаются доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых  в виде дивидендов от участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.     Ставка 9% применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием.   Ставка 13% устанавливается для всех остальных видов доходов, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ. Порядок и сроки уплаты. Авансовые платежи учитываются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1.за январь- июнь- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2. за июль- сентябрь- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3.за октябрь- декабрь- не позднее 15 января следующего  года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;     Налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых  не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем 15 дней с момента подачи такой декларации. Изменения в исчислении и уплате НДФЛ на 2010 г.     При покупке земельного участка (или его доли), предназначенного для индивидуального строительства, или участка вместе с домом налогоплательщик при наличии соответствующих подтверждающих документов вправе воспользоваться имущественным вычетом (абз. 5 и 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).      Применить имущ. вычет без ограничения можно в отношении процентов по кредитам, предоставленным банками в целях перекредитования займов, которые были использованы для строительства или покупки жилья (абз. 19 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).      Налогоплательщики вправе переносить на будущее убытки от операций с ценными бумагами и с ФИСС, обращающимися на ОРЦБ (п. 16 ст. 214.1 и ст. 220.1 НК РФ).      Имущественный налоговый вычет с сумм, полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, не должен превышать 250 тыс. руб. (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).     Расходы по разработке проектно-сметной документации на проведение отделочных работ в приобретенной квартире или комнате учитываются при получении имущественного вычета (абз. 15 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).     Не облагаются НДФЛ доходы, полученные при продаже физлицом легковых автомобилей, если до снятия с учета они были зарегистрированы на налогоплательщика не менее трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).     Не облаг. налогом материальная выгода от экономии на % при перекредитовании займов на строит-во или приобретение жилья и зем. участков вместе с домами (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ).   

 

35. Сущность и значение  единого социального налога (ЕСН). Выплаты и вознаграждения, не включаемые в налоговую базу.

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальныеФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели в случае оформления юридического лица, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:выплаты по трудовым договорам;вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.От уплаты налога освобождались:большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;другие доходы.Также не облагались налогом любые выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагались доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждавших факт инвалидности.

 

 

 

 

 

36.Земельный налог, его  сущность и значение.

Общая характеристика земельного налога.    До принятия и введения в действие гл. 31 «Земельный налог» части второй НК РФ, этот налог взимался в соответствии с законом РФ от  27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы  РФ» и Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ.    С 1 января 2005 г. Порядок взимания земельного налога регулируется гл. 31 НК РФ.     Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.Налогоплательщики и объект обложения.    Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).    Объектом обложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга), на территориях которого введен налог.    При этом согласно п. 2 от 389 НК РФ не признаются объектами обложения:1). Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;2). Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и др. (ст. 289 НК РФ).Налоговая база определятся как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.     В НК РФ приведены особенности расчёта налоговой базы в отношении:- земельных участков, находящихся в общей долевой собственности;- земельных участков, находящихся в общей совместной собственности;-земельного участка, который занят недвижимостью и необходим для её использования.    Ст. 55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.    Налоговым периодом для плательщиков земельного налога, в соответствии со ст. 393 НК РФ, является календарный год.    Отчётными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года.     Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:1). 0,3 % в отношении земельных участков:- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства; - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2). 1,5 % в отношении прочих земельных участков.     Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.Изменения в исчислении и уплате земельного налога на 2010 г.    Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются плательщиками соответствующего налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).     Налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).     Предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчи сляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от того, используются ли в ней они фактически (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ).    Организации, у которых в собственности находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов (п. 15 ст. 396 НК РФ). Инспекция может направить физлицу уведомления об уплате земельного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 4 ст. 397 НК РФ). 

37.Упрощенная система  налогообложения.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами  налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.    Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.    Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с      НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.     Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:1)организации, имеющие филиалы и (или) представительства;2)банки;3)страховщики;4)негосударственные пенсионные фонды;5)инвестиционные фонды;6)профессиональные участники рынка ценных бумаг;7)ломбарды;8)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;9)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;10)частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;11)организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;12)Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (И др. см. ст. 346/12).Объектом налогообложения признаются:- доходы;- доходы, уменьшенные на величину расходов;    Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.     Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы,  уменьшенные на величину расходов.    В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.   Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощённую систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.     Налоговым периодом признается календарный год.    Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.    В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.     В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков.Порядок исчисления и уплаты налога.    Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.    Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.     Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.     Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенные на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Изменения в начислении и уплате УСН на 2010 г.     С 01.01.2010 года Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н утверждена форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядок ее заполнения. По новой форме декларации следует отчитываться начиная с представления налоговой декларации за 2009 год.    Согласно Закону от 19.07.2009 № 204 –ФЗ с 01.01.2010 до 01.01.2013  приостанавливается действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ, вместо которого в указанную статью вводится п. 4.1, предусматривающий увеличение до 60 млн. руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которой по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение УСНО. При этом индексация данной величины предельного дохода на коэффициент-дефлятор не производится.


Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"