Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Налоговому менеджменту"
- проводится расчет ограничения иностранного налогового зачета (предельная сумма зачета);
- определяется меньшая величина из суммы иностранных налогов, подлежащих зачету (первый этап), и размера исчисленной предельной суммы зачета (второй этап). Уплаченные за рубежом налоги, превышающие размер предельной суммы, не принимаются в качестве иностранного налогового зачета.
На первом этапе следует исходить из того, что зачет может быть предоставлен только по тем налогам, уплаченным в иностранном государстве, которые аналогичны налогу во втором государстве. Налоги можно признать аналогичными, если аналогичны их элементы.
Метод налогового кредита достаточно удобен для налоговых администраций государства резидентства, поскольку они рассчитывают подлежащую сумму налога и зачета на основе данных, предоставляемых налогоплательщиком. Последний обязан представить все необходимые документы, подтвердить факт уплаты налога за рубежом и только потом получает право на зачет. Существенные недостатки данного метода заключаются в ограниченности возможностей решения проблемы двойного налогообложения, поскольку страну резидентства трудно обязать и фактически невозможно заставить учитывать особенности налогообложения страны-источника. В случае, если по сравнению с государством-источником в стране, применяющей метод обычных кредитов, ставки налогов ниже, то ее резиденты будут нести дополнительное налоговое бремя. Если, наоборот, такие ставки выше, то резиденты в отношении своих «иностранных» доходов не получат всех преимуществ и льгот, предоставляемых зарубежными налоговыми юрисдикциями.
3) Вычет или налоговая льгота
Согласно методу налоговых вычетов налоги, уплаченные в зарубежной юрисдикции – источнике доходов, вычитаются из налоговой базы (в которую включаются доходы, полученные во всех странах) при подсчете итоговых налоговых обязательств в государстве резидентства налогоплательщика. Очевидно, что резиденты стран, которые допускают использование только этого метода для решения проблемы устранения двойного налогообложения, не получают значимых выгод, а сама проблема, в целом, остается нерешенной.
Некоторые ученые разновидностью метода налоговой льготы считают метод понижения налоговых ставок. Метод понижения ставок к зарубежным доходам предусматривает использование специальных пониженных ставок налогообложения к таким доходам. Оценка его преимуществ для налогоплательщика и эффективности в устранении многократного налогообложения зависит, в первую очередь, от величины таких ставок. Кроме того, государства могут дополнительно вводить ограничения применения данного метода по видам доходов, странам, в которых они получены. Значительным недостатком этого метода является его техническая сложность: необходимость большого количества отчетности, проверки и так далее.
Метод налоговых вычетов (так же, как и метод понижения ставок, если последние не близки к нулевому значению) не обеспечивает налоговой нейтральности. Метод вычета является наименее популярным и наименее часто применяемым из трех рассматриваемых методов. При применении метода вычета налог, уплаченный за границей приравнивается к стандартным налоговым вычетам, т. е. вычитается из налогооблагаемой базы как, например, затраты на производство.
Метод вычета справедливо считается наименее «щедрым» методом избежания двойного налогообложения, особенно, если к доходу, полученному резидентом за границей, применяется высокая ставка налога. Уменьшение негативного влияния двойного налогообложения достигается менее успешно, чем при применении методов освобождения и зачета. И все же многие государства применяют метод вычета в том случае, когда юридический состав не позволяет применять другие методы, например в том случае, когда налог, уплаченный за границей, нельзя сопоставить ни с одним из внутренних налогов. В такой ситуации, несмотря на меньшую эффективность, метод вычета позволяет уменьшить негативные последствия двойного налогообложения.
Метод вычета применялся многими государствами на начальном этапе формирования их налоговых систем и исторически был вторым использованным методом после метода освобождения.
Симметричные корректировки
Статья 9 Модельной конвенции ОЭСР и основанные на ней соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (капитал) содержат положения о корректировке прибыли ассоциированных предприятий : "Если Договаривающееся Государство включает в прибыль предприятия этого Государства - и соответственно облагает налогом - прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося Государства было подвергнуто налогообложению в этом другом Государстве, и включенная таким образом прибыль является прибылью, которая была бы начислена предприятию первого упомянутого Государства, если бы условия, установленные между этими двумя предприятиями, были бы такими же, как между независимыми предприятиями, тогда это другое Государство произведет соответствующую корректировку суммы исчисленного в нем налога на эту прибыль. При определении такой корректировки должным образом учитываются другие положения настоящей Конвенции, а компетентные органы Договаривающихся Государств проводят, если необходимо, консультации друг с другом".
Таким образом, может производиться корректировка прибыли ассоциированных предприятий с целью устранения двойного налогообложения.
Если налоговые органы одного из государств, в которых находятся взаимосвязанные компании, считают, что в рамках той или иной сделки были установлены цены, отклоняющиеся от рыночных, они в соответствии с национальным налоговым законодательством имеют право произвести корректировку суммы прибыли в целях получения той суммы, которая подлежала бы уплате, если бы сделка совершалась между независимыми компаниями. Таким образом, снижается негативный эффект, который возникает вследствие использования трансфертных цен, и в бюджет поступает вся сумма налога.
Однако в результате произведенной
корректировки у налоговых
В соответствии со ст.9(1) Типовой конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения дохода и капитала налоговые органы вправе произвести корректировку в случае, когда условия торговли, существующие между ассоциированными компаниями, отличаются от тех, которые существовали бы в отношениях между независимыми компаниями. Если одно государство производит такую корректировку, ст.9(2) названной Типовой конвенции устанавливает требование к налоговым властям другого государства произвести соответствующую корректировку. Статья 7(2) упомянутой Типовой конвенции содержит схожее положение в отношении налогообложения постоянных представительств.
Однако даже если налоговые органы обоих государств применяют принцип "вытянутой руки", вполне возможно, что в результате они получат разные значения трансфертной цены, которую, на их взгляд, можно будет считать приемлемой для целей налогообложения. И даже в случае применения одного и того же метода вычисления приемлемой трансфертной цены результат не обязательно будет одинаковым. В подобных случаях Типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения дохода и капитала предусматривает проведение переговоров в целях определения единой цены на основе принципа "вытянутой руки", однако предусмотренная процедура не обеспечивает обязательного достижения конечного результата. Кроме того, не установлены временные ограничения для подобных переговоров.
В Российской Федерации понятие «симметричных корректировок» раскрывается в ст. 105.18 НК РФ. В данной статье подчеркивается возможность проведения симметричных корректировок исключительно в случае, когда решение о доначислении исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки.
Зачёт налога (налоговый кредит)
Метод зачёта обязывает государство места жительства зачесть в налог, взимаемый с налогоплательщика, сумму налога уплаченного последним в государстве нахождения источника дохода. Зачёт также может быть также нескольких видов.
- полный – зачитываемая сумма не ограничена независимо от ее размера;
- обычный – установлена предельная сумма зачета, которая исчисляется как произведение суммы иностранных доходов, полученных налогоплательщиком, за вычетом расходов, связанных с их получением, и ставки налога, установленной российским законодательством;
- зачет с ограничение по видам дохода;
- зачет с ограничением по иностранным юрисдикциям;
- зачет фактически не
Таким образом, государство подсчитывает взимаемый им с резидента налог на основе совокупного дохода налогоплательщика, включая доход, полученный в государствах места нахождения и источника, а затем вычитает из суммы налогов, уплаченных в другом государстве. Обычный зачет содержит большее количество аспектов, которые необходимо подчеркнуть, чем полный зачет, отличающийся своей простотой. При этом способе устранения двойного обложения страна постоянного местопребывания плательщика облагает налогом его иностранные доходы, но одновременно предоставляет зачет для налогов, уплаченных в стране, на территории которой получен доход. В результате доходы плательщика облагаются налогом только один раз по более высокой из ставок: либо по ставке страны получения дохода, либо — страны резидентства (постоянного местопребывания плательщика).
Целью ограничения иностранного налогового зачета является предотвращение зачета налогов, уплаченных в странах с более высокой ставкой налога на доходы против другого налога на прибыль, уплаченных с доходов из источников с более низкой налоговой ставкой. Это ограничение иностранного налогового зачета (или предельная сумма зачета), определяется расчетно.
Расчет предельной суммы зачета
условно можно разделить на три этапа:
- устанавливается, подлежат ли налоги,
уплаченные за рубежом, зачету при уплате
налога на прибыль в стране резидента;
- проводится расчет ограничения иностранного налогового зачета (предельная сумма зачета);
- определяется меньшая величина
из суммы иностранных налогов,
подлежащих зачету (первый этап),
и размера исчисленной предельн
Международное двойное налогообложение – это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. Например, одна страна может претендовать на налогообложение лица на основании гражданства или места регистрации этого лица, в то время как другая страна претендует на право взимания налога на основании того, что доход получен именно в этой стране. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории. Известно, что отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами национального законодательства и нормами международного права (международными договорами и соглашениями). Соответственно и для избежания двойного налогообложения применяются как односторонние меры, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций. Так для устранения двойного налогообложения применяются следующие методы: Распределительный метод (принцип освобождения), реализуемый с помощью международных соглашений и конвенций, в соответствии с которым государство отказывается от обложения какого-либо объекта, ибо он уже облагается в другой стране. В соглашениях между странами перечисляются соответствующие виды объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию. В настоящее время подобные соглашения об избежании двойного налогообложения заключены у России более чем с 40 странами. В частности, например, с Австрией, Бельгией, Германией, Данией, Индией, США, Турцией, Финляндией и другими странами. При этом, правила и нормы международных договоров Российской Федерации имеют большую силу, чем внутригосударственный закон. Налоговый кредит, связанный с нормами внутреннего налогового законодательства, согласно которому производится зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств. Налоговая скидка, действующая также как и предыдущий метод, на основании односторонних актов национального законодательства, означает, что уплаченный за рубежом налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложению доходов, т. е. налоговая скидка уменьшает облагаемую базу. Таким образом, использование соглашений об избежании двойного налогообложения согласно принципу освобождения в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России, позволяет предприятиям получать реальную экономию. Страна, в которой налоговый режим является более льготным, может рассматриваться в качестве налогового убежища или налоговой гавани. Если на территории в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает налоговый оазис (экономическая зона, зона свободной торговли, свободного предпринимательства и т.п.)